История появления и виды елочных шаров

История новогодней игрушки часть 1

Произнесите слова – «Новый год!» – и перед глазами возникнет образ наряженной ёлочки, украшенной разноцветными игрушками. Именно ёлочные украшения превращают обычное дерево в праздничную сказку, создают тот праздничный настрой, которому в канун Нового года поддаются даже взрослые деловые люди. Приближение Нового года многие начинают ощущать, когда на прилавках магазинов появляются новогодние игрушки – разноцветные шары, пушистые гирлянды и другая елочная мишура. При взгляде на блестящий, сверкающий, как зеркало, нежный и хрупкий новогодний шарик в каждом взрослом просыпается ребенок, в душе просыпаются воспоминания из детства и стремление вновь прикоснуться к волшебству.

А что мы знаем об истории елочных украшений?

Новогодние елочные украшения, являющиеся неотъемлемым атрибутом праздника, прошли длительный путь развития, и их история очень интересна.

Предновогоднее украшение домов жителями европейских стран известно ещё со времен средневековья, для этого использовались ветки хвойных деревьев, аромат эфирных масел которых разлетался по всему помещению. Власти запрещали это делать, так как подобные действия восходили своими корнями к старым языческим традициям, которые католической церкви так и не удалось искоренить. Обычай приносить домой не ветки, а целую елку или сосну, и украшать её, появился в Европе только в ХУ1 столетии, елку тогда стали называть «рождественским деревом», у жителей католических стран она до сих пор ассоциируется не с Новым годом, а с Рождеством.

История ёлочных украшений в России начинается с реформ Петра Великого. По высочайшему указу от 20 декабря 1869 года ель стала символом новогоднего праздника, а хвоей, елью и можжевельником надлежало украшать городские улицы и дома. Однако, специально украшать ель не предписывалось.

После смерти Петра Первого его начинание было фактически забыто и свято соблюдалось лишь кабатчиками, продолжавшими украшать елками крыши и входы в питейные заведения.

По большому счету ёлка в России начинает свою биографию с 1820-1830 годов. Именно в «пушкинско-карамзинскую» эпоху ёлка становится атрибутом дворянской праздничной культуры. Политика Императора Николая Первого была направлена на укрепление дворянского сословия, но постепенно, вместе с демократизацией российского общества, нарядная ёлка стала украшением и буржуазных домов. Богато украшенная ёлка олицетворяла стремление предпринимателей и лиц доходных профессий к индивидуальному и семейному благополучию. Новогодняя ёлка была тем символом, который, с одной стороны, объединял семью и отделял, ограничивал её от «чужих», а с другой – свидетельствовал о её общественном престиже, значимости и богатстве, вне зависимости от знатности происхождения.

Дату появления первых детских рождественских ёлок в России установить точно не представляется возможным. Чаще всего их появление относят к концу 1830-х годов и связывают с именем супруги Николая Первого Императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. Исследователи признают эту версию убедительной, поскольку именно венценосные особы – выходцы из Германии распространили обычай своей родины на появление рождественской елочной традиции по всей тогдашней Европе, не исключая и Россию.

Первые рождественские елки устанавливаются в русских домах в 1840-х годах. Самыми распространенными елочными украшениями были конфеты, фигурные пряники, орехи, завернутые в золотую бумажку. Знаменитый Щелкунчик представляется как инструмент для раскалывания орехов. Некоторые игрушки изготавливались кустарным способом. Однако, подлинное знакомство россиян с рождественской ёлкой и елочной игрушкой состоялось во второй половине ХIХ столетия. В последние пять десятилетий этот праздник становится подлинно семейным, преимущественно детским, и широко отмечается не только в высших кругах аристократии, но и в семьях профессоров, врачей, купцов, предпринимателей и творческой интеллигенции.

Со второй половины того же ХIХ века рождественские праздники проникают в губернские и уездные города. Особенно в те, где сильна была немецкая диаспора. Большую роль в распространении ёлочных украшений в провинции играла реклама. К Рождеству выходили специальные справочно-рекламные издания.

От них не отставали русские женские журналы. Наибольшая заслуга в приобщении детей в России к ёлочной игрушке способствовал журнал для детей «Задушевное слово», выпускавшийся с 1876 года знаменитым издателем Вольфом.

Название этого самого популярного детского дореволюционного журнала придумал автор «Обломова», писатель Иван Александрович Гончаров.

Первая русская «публичная» елка, украшенная разноцветными бумажными лоскутками, была установлена в столице Российской империи в 1852 году, на петербургском Екатерингофском вокзале.

Повсеместно устанавливать елку в местах общественных гуляний стали лишь в последней трети ХIХ века.

К производству бенгальских огней, или, как тогда писали, огней «без цвета и запаха», приступили в 1848 году. В Москве елочную игрушку, в том числе кустарную русскую, можно было купить во многих магазинах. В 1913 году один из крупнейших магазинов России, торговавших ёлочными украшениями, «Торговый дом Тихомирова и К°» предлагал перечень елочных игрушек и карнавально-праздничных изделий, изложенной на 12 листах убористой печати и включавший 72 наименования одного только комнатного фейерверка.

Нарядить домашнюю елку было накладно. Привозные елочные игрушки стоили дорого. Цена полностью украшенной ели в 1840-е годы колебалась от 20 до 200 рублей ассигнациями. Если учесть, что приказчики в провинции в середине ХIХ века получали от 50 до 100 рублей в год, мелкие канцелярские служащие – 36-72 рубля, уездные и городские врачи – 180-224 рубля, библиотекари и их помощники – 108-168 рублей – рождественская елка – не вполне демократическая затея. Накануне Рождества резко возрастал спрос и на свечи для елки.

Высокооплачиваемая часть рабочих Москвы и Петербурга устраивала рождественские елки для своих детей ещё в начале прошлого века. Но даже в первое десятилетие после Октябрьской революции елка в домах рабочих была редкостью. Елочные игрушки мастерили самостоятельно не только из-за их недостатка и по причине дороговизны. Даже в аристократических семьях считалось, что процесс изготовления елочных игрушек и украшения ими рождественской ёлки заключает в себе важный эмоциональный и воспитательный смысл.

На рубеже ХIХ-ХХ веков появилась новая «елочная мода» – тенденция к простоте и естественности. В Европе доминировали две: одни стремились возвратиться «к старине», когда рождественское дерево украшалось лишь яблоками и выпечкой, другие не вешали на елку ничего. В моду входила «серебряная» елка. Её украшали только белые свечи и имитации снега и льда: серебряные шары и мишура, блестящая вата и т.д.

Что можно было увидеть на русской елке второй половины Х1Х – начала ХХ века?

Классические правила украшения зеленой красавицы до сих пор практически не изменились, хотя современные игрушки сильно отличаются от елочных украшений тех времен.

Первоначально игрушки воссоздавали евангельский сюжет. Верхушку ели венчала ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА, а КРЕСТОВИНА символизировала распятие – атрибут страстей Христовых. Крылатые человекоподобные АНГЕЛОЧКИ, возвестившие миру о рождении Спасителя, отождествлялись с божественной волей. КОЛОКОЛЬЧИКИ знаменовали собой божественный глас, проповедующий истину. ГИРЛЯНДА (бусы, цепи, венок) олицетворяла святость, страдания, смерть, воскрешение и бессмертие.

ФЛАЖКИ – священный символ борьбы за веру. ФРУКТЫ представлены обязательным яблоком (символ Спасения и Познания) и виноградом , который в Ветхом завете служил эмблемой плодов земных, равноценной Древу жизни. ОВЕЧКА олицетворяла паству, нуждающуюся в духовном проводнике и наставнике. ПТИЦА (Голубь Благовещения) символизировала Благую весть, а ЯГНЕНОК (Агнец Божий) – самого Иисуса Христа.

Эмблемой Христа, Церкви, Благодати и Веры служили СВЕЧИ. Краткость их существования символизировали одинокую трепетную душу человека. Их прообразом были звезды и огни костров, освещавших путь Вифлеемских волхвов.

Цветовое убранство также несло сакральный смысл. ЗОЛОТО – символ божественного начала, СЕРЕБРО – чистоты и целомудрия. Сочетание КРАСНОГО цвета на фоне ЗЕЛЕНЫХ веток ассоциировалось с Иоанном Крестителем и Страстями Господними как терновый венец и капли крови. Под елью ставили РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП (игрушечная пещера со Святым семейством и прочими участниками действа), изготовленный из дерева, кости, обожженной глины или картона.

В старые добрые времена все елочные украшения были символичными и имели глубокий смысл с религиозной подоплекой. Так, казалось бы, сладкие вафли – всего лишь вкусное угощение, но они, развешанные на ветвях зеленой елочки, являлись напоминанием о пресных хлебах, которые церковь во все времена использовала для причастия. Постепенно религиозная символика уходила в прошлое.

История и приключения новогоднего шарика

Вот мы и начали подготовку к празднованию Нового года. Пожалуй, у всех без исключения это любимый праздник. Детвора и взрослые ждут новогодней сказки и новогоднего чуда.

Только представьте себе: сверкают в полумраке елочные игрушки, переливается цветными огоньками гирлянда, пахнет хвоей и мандаринами. Все замерло в ожидании праздника. И вот праздник врывается в дом огнями, шумом, радостным смехом, музыкой…

А задумывались ли вы о том, как появились елочные игрушки? Предлагаю сегодня окунуться в глубь веков и вспомнить, как появился елочный шарик, такой привычный теперь.

Скоро сказка сказывается. Да не скоро дело делается… Давным-давно в средние века народы, живущие на территории Европы, поклонялись Силам природы. Тогда люди верили, что в природе живут разные живые существа, которые обладали сверхъестественными силами и помогали людям. А чтобы помощь приходила вовремя, люди, оказывая почтение этим силам, приносили жертвы.

Так, люди верили, что в ветвях деревьев жили духи, от благосклонного положения которых зависел урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель. Видимо, именно к этому кельтскому представлению и восходит европейская традиция украшать рождественскую елку. В средневековье жители европейских стран стали ежегодно украшать свои дома еловыми ветками. Обычай приносить домой не ветки, а целую елку или сосну, и украшать её появился в Европе в XVI столетии, елку тогда стали называть «рождественским деревом» (christmas tree).

Конечно, в те времена все украшения были съедобными — все, что вырастало на огороде и в саду, становилось украшением. Особое уважение отдавалось яблоку, ведь именно оно олицетворяло богатый урожай. Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки — яркие, ровные, крупные. Их бережно хранили до самой зимы. Так продолжалось столетиями.

Наступил 19 век. В Тюрингии 1848 год оказался неурожайным, и яблок было мало или совсем не было. Тогда стеклодувы из Лауша придумали замену яблокам — они выдули стеклянные шарики. Это событие и стало началом истории елочного шарика. Чудесные яркие разноцветные шарики сразу полюбились всем. Производство шариков стало ежегодным и, надо сказать, очень прибыльным.

Читайте также:  Как сделать беседку из профильной трубы

Но стеклянные шары были дорогим удовольствием. Далеко не все могли их себе позволить.

В России первые елки появились в 19 веке. Их ставили на крышах питейных заведений. Эту забаву в России учредил царь Петр I. Известен его Указ: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых». Игрушки для елок выписывали из Европы.

Стоили они очень дорого. И очень долго были по карману только богатым людям.

«Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину».

(Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений).

Долгие десятилетия игрушки в России делали кустарным способом — в маленьких мастерских или дома.

Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

Вот такая история о елочном шарике. И сказке здесь не конец. Потому что елочные шарики до сих пор любимое елочное украшение.

Какими были первые елочные украшения? История появления новогоднего шарика

Отражающие огоньки гирлянд, с причудливыми узорами, покрытые блестками, стеклянные елочные шары с детства предстали перед нами как чудесный символ новогодних праздников. Каждый раз мы наряжаем зеленую красавицу лучезарными шариками и мало задумываемся над тем, почему именно они завоевали статус традиционного рождественского украшения. А ведь на самом деле, у нарядного шара своя волшебная история…

В незапамятные времена у древних кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая таким образом свое почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель. Видимо, именно к этому кельтскому представлению и восходит европейская традиция украшать рождественскую елку.

Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, орехи — загадочность божественного провидения, вафли — святое благословление.

Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.

Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы. Легко представить, как торжественно смотрелись красные и желтые яблочки на фоне темно-зеленых ветвей. И именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков…

Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир.

Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием. Это были игрушки из скорлупы, цветной бумаги, картона, ваты, теста в форме сердечек, птиц, зверей, колокольчиков, снеговичков, причудливо испеченное песочное печенье, посеребренные и позолоченные шишки.

Одним из самых распространенных рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом. Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий, знаменует начало семейного веселья. Говорили даже, что он очищает воздух и не позволяет распространяться болезням.

Всемирно известна европейская традиция декорировать елку живыми цветами: пуансеттией, остролистом, омелой, вереском, цветущими ветками вишни и яблони. Естественно, нельзя не вспомнить о символе самоотверженности Иисуса Христа — множестве маленьких рождественских свечек, затаившихся в хвойном деревце.

Наконец, незаменимый атрибут Рождества у европейцев — венок из еловых ветвей с колокольчиком, горящими свечами и красными бантами, означающими воскресение Спасителя. В начале 20 века, когда елочные игрушки и само деревце стали уже общедоступной радостью, пестро наряженная разнородными игрушками елка стала в Европе признаком безвкусицы. В моду вошла сдержанная традиция украшения елки двумя цветами: серебристым и синим, желтым и красным.

В России, как и в Европе, первые рождественские елки украшали сладостями и фруктами. Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

Стеклянные шары в нашей стране тоже были дорогим удовольствием: в прошлом один шарик стоил, чуть ли не как современный автомобиль. Поэтому в России даже продавали специальные альбомы для создания самодельных игрушек, где по инструкциям вырезали и клеили. К тому же, только у нас изготавливали стеклянные сосульки. Но история отечественных елочных украшений — это отдельный, не менее любопытный разговор…

Сегодня в магазинах представлен богатый ассортимент елочных украшений, среди них — миниатюрные плюшевые игрушки и хрустальные фигурки, предметы интерьера из проволоки, кукольная одежда и так далее, и тому подобное… Но именно хрупкие шарики, из настоящего стекла, создают сказочную атмосферу любимого праздника. Полюбуйтесь ими, постарайтесь разглядеть красоту каждого отдельного шарика, и пусть к вам придет настоящее новогоднее волшебство!

История елочной игрушки в России

В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.

Стеклянные игрушки

Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.

Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.

В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.

Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.

После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.

Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.

Папье-маше

Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.

Читайте также:  Как организовать ливневые стоки?

В наши дни, в кругах многочисленных коллекционеров новогодних украшений, сохранившиеся игрушки из папье-маше наиболее ценны.

Картонаж

В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте из частных мастерских. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.

История ёлочной игрушки

О традиции наряжать ёлку, о трансформации ёлочной игрушки и о нижегородской фабрике стеклянных украшений

Символ Нового года в Российской империи

Первые ёлки в России появились в XIX веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений в качестве украшения. Наряжать же деревья начали в 1860-1870 годы, повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства на тот момент еще не было, их заказывали в Европе.

Царь Петр I был тем, кто ввел в России обычай ставить и украшать ёлку. Будучи еще совсем юным, он гостил у своих немецких друзей, где увидел необычную ель с яблоками и конфетами. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год как в Европе: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых».

После смерти Петра указ начали игнорировать, а самым узнаваемым символом Нового года ёлка стала лишь веком позже, при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, привнесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, быстро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по Петербургу, а затем и по всей России.

Начало этой традиции в 1513 году положил немецкий богослов Мартин Лютер. В канун Рождества он возвращался домой по лесной тропинке и остановил свой взгляд на ночном небе. Лютера настолько восхитила красота звезд, густо усыпавших небесный свод, что ему показалось, будто и кроны высоких сосен и елей искрятся звездочками. Придя домой, реформатор поставил на стол небольшую ёлочку в кадке, украсил ее свечами, а верхушку увенчал звездой в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь к месту, где родился Иисус.

В XIX-XX веках ёлки украшали уже не только во всей Германии, но и в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании и Америке. Сначала это были свечи, фрукты и сладости, а позднее в моду вошли игрушки из воска, ваты, картона и стекла. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки. Около 1880 года в России появляются елочные игрушки, изготовленные фабричным способом в Германии.

В нашей стране первые игрушки из стекла начали делать в период Первой мировой войны на заводе в Клину. Ранее мастера выдували там стеклянные изделия для аптек и лабораторий, но в военные годы пленные немцы научили работников делать шары и бусы.

Нижний Новгород – историческое место промысла стеклянной елочной игрушки

В 2016 году Нижегородской елочной игрушке исполнилось 80 лет. В Горьком, начиная с 1936 года, была организована Горьковская промыслово-кооперативная артель «Детская игрушка». В ее состав входил стеклодувно-художественный цех по изготовлению елочных игрушек. В 1946 году предприятие вошло в Союз промысловых артелей, производящих изделия художественной направленности, и получило статус предприятия художественных промыслов Горьковской области.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с бумажными лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата.

Производство елочных украшений прервалось на период с 1927 по 1935 гг. – в связи с отменой празднования Рождества и Нового года – в этих праздниках руководство страны увидело идеологическую угрозу советской власти. И только после статьи в газете «Правда» (от 28 декабря 1935 года) – «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» – началась реабилитация любимого народного праздника. Через два года в Колонном зале Дома Союзов была установлена 15-метровая ель, и был организован удивительный по масштабам новогодний вечер. Кстати, в том же году вышла серия стеклянных елочных шаров с изображением членов Политбюро. Популярные для игрушек темы тех лет: парашютисты, дирижабли, ордена, звезды, огромные красные шары с изображениями портретов Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Эти игрушки — особенная редкость, поскольку производились только в течение одного года, 1937-го, и только в Москве. В след за ними на елку приходят игрушки идеологического, социального характера – кремлевские башни, звезды, спортсмены, пионеры и так далее.

В годы войны производство елочных игрушек не прекращалось. Правда, осуществлялось уже не в таких количествах. Главный материал — фольга и погоны, которые ввели с 43-го на 44-й год. Из них мастерили корзинки и парусники. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами». Даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов.

Путь к сегодняшнему дню нижегородской елочной игрушки был непростой. Она пережила военные годы, включившись в решение общих задач помощи фронту, когда наряду с игрушками из стекла выдувались медицинские приборы и лабораторная посуда. Напряженный труд игрушечников военного времени заложил серьезный фундамент дальнейшего развития художественной промысловой, а затем и фабричной игрушки.

Производство новогодних украшений по всей России полностью восстанавливают к 1946 году. Появляются «мирные» серии: животные, человечки, фигурные подвески. В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина, были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. Стоит отметить, что в советскую эпоху выпуск игрушек напрямую зависел от мнения и интересов генерального секретаря Компартии. Например, пока у власти в стране находился Сталин, который очень уважал хоккей и любил цирк, на елках появились «елочные хоккеисты» и цирковые персонажи. Одна из самых модных тем в эпоху правления Хрущева — сельскохозяйственная. Выпускался весь ассортимент фруктов и овощей.

С 50-го запускается новая технология — игрушки на прищепках. Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. А после выхода знаменитого фильма Э.Рязанова «Карнавальная ночь» появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать». Как в песне: «Пять минут, пять минут…»

Активное развитие в 60-е годы в елочных игрушках получила тема космоса – создавались спутники, ракеты, космонавты. Параллельно стартует и серия девочек в национальных костюмах, которая должна укрепить веру советских граждан в незыблемость постулата «15 республик — 15 сестер». Тогда же появились первые елочные гирлянды. Изначально выглядели они очень просто: лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета: синий, желтый, красный, иногда расписанные снежинками и «морозными узорами», присоединенные к проводу, который включался в розетку. Никаких реле еще не делали, поэтому лампочки просто горели, без «перемигивания».

После 70-х елочные игрушки становятся менее разнообразными по форме, акцент делается на их дизайне и оформлении. Действительно, разница между игрушкой начала и конца XX века видна невооруженным глазом. Приторно-гламурные росписи, яркие эмали и цветные камешки вытеснили точные пропорции и выразительные глазки.

В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура – серебристая, оранжевая, желтая. Когда все это в преддверии Нового года украшало небогатые советские витрины, ходить в магазины становилось как-то особенно приятно. В 1970-е вернулась мода украшать елочку богато и разнообразно, правда, многие так завешивали все сверху «дождем», что убранства становилось практически не видно.

В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. С конца 1980-х страну завоевала мода на всевозможные гороскопы, и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

В 1996 году началась новая история производства елочных украшений в Нижнем Новгороде. На «Фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» закладываются основы будущей уникальной школы художественной росписи украшений из стекла, которая спустя несколько лет принесет мировую славу нижегородским мастерам. Коллектив фабрики сделал решительный шаг в обновлении художественного репертуара (ассортимента изделий). Наряду с традиционным декоративным раскрашиванием игрушек, возникло новое направление – тематическая роспись по стеклу. С годами накапливались новые выразительные средства, появились серии шаров, ставшие коллекционными. Например, серия «Московский Метрополитен», выполненная к 75-летию Московского метрополитена, шары и подсвечники «Маленький принц» с использованием авторских рисунков, серия «Зимние акварели» и многие другие коллекции.

Несколько лет назад была модной западная традиция украшать елки шарами двух цветов, сочетающихся между собой, скажем, красными и золотыми, синими и серебряными, а также завязывать на ветвях парчовые банты. И никакой мишуры или «дождя»!

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» (а иногда так и есть!) игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки.

Основная масса продукции «Ариель» предназначена для убранства новогодней елки. Это стеклянные фигурки, формы для которых разрабатываются мастерами фабрики. У каждого игрушечного персонажа свой характер – горделивая купчиха с самоваром, добродушный царь, задорная плясунья, серьезный охотник и довольный уловом рыбак. В 2013 году на фабрике был открыт «Дом елочной игрушки», в котором расположены музей и магазин игрушки.

Читайте также:  Из какого материала лучше выбрать канализационный люк

Всем известная фраза: «Новое – это хорошо забытое старое» говорит нам о том, что всё возвращается. И сейчас мы видим в моде тенденцию на украшение елок в советском стиле. Так что не стоит торопиться распрощаться со старыми, а местами уже потертыми от времени игрушками. Возможно, именно они придадут незаурядность вашей праздничной ёлке, наполнят дом теплыми воспоминаниями, вернут вас в атмосферу детства.

ШАГ НАВСТРЕЧУ

Продолжу предновогоднюю тематику. Но поскольку тема очень объемная я решила ее разбить на несколько.

Самыми яркими, сказочными праздниками, частью русской календарной обрядности были Новый год и Рождество. С этими праздниками всегда было связано много поверий и гаданий. Отражающие огоньки гирлянд, с причудливыми узорами, покрытые блестками, стеклянные елочные шары с детства предстали перед нами как чудесный символ новогодних праздников. Каждый раз мы наряжаем зеленую красавицу лучезарными шариками и мало задумываемся над тем, почему именно они завоевали статус традиционного рождественского украшения.

В незапамятные времена у древних кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая таким образом свое почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель. Видимо, именно к этому кельтскому представлению и восходит европейская традиция украшать рождественскую елку.

Атрибутом новогодних праздников и знаком начинающегося года была елка. Новогоднюю елку ставили во дворах, украшая разнообразными деревянными игрушками, фруктами и конфетами. Само украшение елки становилось семейной традицией, в которой участвовали дети и взрослые.

Как правило, дерево радовало глаз лишь одни день, затем все сладкие украшения срывались детьми и уже на следующий день ствол с помятыми ветками попросту выбрасывали.

В дальнейшем под елку стали класть маленькие подарки и первые елочные игрушки. Так семейной елке, символами которой становились елочные игрушки, передавались функции семейного оберега.

Своеобразие российской елочной игрушки связано с особыми традициями празднования Нового года в России.

В России Новый год стал праздноваться 1 января «по примеру всех христианских народов» по указу Петра I в 1700 году. Для большинства населения России Новый год был днем веселых зимних святок и детских праздников.

Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы.

Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи – сахаром.

Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть.

В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.

Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы. Легко представить, как торжественно смотрелись красные и желтые яблочки на фоне темно-зеленых ветвей. И именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков… Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало.Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту.

Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир. Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием.

Обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря, и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришел в Россию при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами.

Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по всему Петербургу, а затем и по всей России. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи.

В России, как и в Европе, первые рождественские елки украшали сладостями и фруктами. Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины.

Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

В 1850 году в моду входит изготовление стеклянных елочных украшений. Их появление было вынужденной мерой, поскольку этот год был не урожайным яблоки, орехи пришлось заменить искусственными.

Нередко изготовлением стеклянных елочных игрушек занималась вся семья, по наследству передавая искусство стеклодувов и разрисовщиков. Основы стеклоделия, разработанные Ломоносовым в предшествующее столетие, подготовили расцвет искусства стекла в России в XIX веке.

В простых игрушках, созданных на радость детям, таилась поэзия нашей сказки, это драгоценные маяки проявления народного понимания красоты и любви народа к детям. Елочные украшения оформляются ярко, декоративно и условно, как по цвету так и по форме.

Около 1880 года в России появляются первые елочные игрушки, изготовленные фабричным способом. Правда, доставляют стеклянные и картонные игрушки из Германии. Но все же особый шик — украшения с фарфоровыми головками.

Эти заграничные штучки продавались в галереях и салонах Северной Пальмиры и Москвы. Из-за высокой стоимости, нормой было брать елочные украшения напрокат. Но те, кто попроще, запросто могли выбрать что-нибудь подходящее на местных ярмарках. Отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Уже к концу XIX века в России появляются артели по производству игрушек.

Растущий спрос увеличивал число кустарей-одиночек, изготовлявших елочные игрушки «на дому», они использовали для выдувки нехитрые кружки — горелки в которые плотно набивался фитиль. По нему из нижней емкости подавался керосин. Для создания высокотемпературного пламени из самодельных кожаных мехов с помощью ног подкачивался сжатый воздух. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов разной длины и диаметра. Перед работой дрот сортировался и раскраивался ручным способом с помощью ножа или камня самим стеклодувом.

Появляются частные хозяева, которые в своих домах налаживали небольшие производства с наемными работниками, занятыми изготовлением мишуры, картонных фигурок, гирлянд и бус, выдуванием и росписью.

Правда, крупный завод всего один — питерский. Модно похвастать игрушками, сделанными самостоятельно. Причем в домах даже самых знатных вельмож. Дело в том, что накануне Нового года в продажу запускали специальные альбомчики для игрушек-самоделок. Внутри на листах помещали литографические веселые личики Дедушек Морозов, ангелочков, человечков, а также аксессуары к ним. Все это следовало вырезать и склеить.

Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше. В самом начале XX века лица игрушек стали лепными, производители освоили еще один материал — папье-маше. Главная тема украшений — домашняя, рождественская.

В Москве до 1917 года было несколько кустарных мастерских, например, в известной мастерами сезонных товаров Марьиной Роще, выпускавшими и елочные игрушки. Более того, основы народной культуры в Москве находили свое выражение, прежде всего в изделиях игрушечников, а также ткачей, ювелиров, керамистов, кузнецов. России присущ «святочный» характер.

Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, с начала 1927 года, когда в новогодней елке увидели идеологическую угрозу советской власти. После смерти Ленина, в 1925-м, Новый год отмечать запретили и, соответственно, из продажи исчезли и елки, и игрушки.

В послереволюционный период до 1935 года празднование Нового года, как и Рождества, в традиционных формах, в том числе с наряженной елкой, было отменено, стеклодувные мастерские закрыты или перепрофилированы. Но кустари продолжали делать игрушку «для себя», передавая из поколения в поколение навыки и секреты мастерства. Сохранению преемственности способствовало и то, что московский регион был одним из древнейших центров стеклодувного производства России.

Изготовлением изделий из бесцветного стекла славились московские мастера, работающие в Голутвинской слободе.

В период урбанизации и массовой миграции сельского населения, в 1910-1920гг. в Москву переезжали многие мастера-стеклодувы, которые вместе с москвичами составили основу будущих династий «Инея» (завод, выпускающий елочные украшения). Следует отметить, что подобные латентные, полулегальные формы существования народных промыслов в период стагнации и упадка очень распространены. Так «пережидали» годы коллективизации и Гжель, и Палех.

Новый год стал обычным рабочим днем недели, спать ложились как обычно – завтра на смену. Но люди все равно старались отметить любимый праздник. Именно в это время (а также в военные годы) появляется самое большое количество “самопальных” (“домодельных”) игрушек, т.е. сделанных не на фабрике, а дома, своими руками.

Об украшениях с 30-х годов я расскажу завтра.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию