Энергоаудит предприятия — для чего и когда проводится

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Энергоаудит

С целью получения объективной информации по текущему потреблению энергетических ресурсов и разработки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предприятие промышленности может провести энергетическое обследование (энергоаудит). В то же время при определенных обстоятельствах данное обследование является не правом, а обязанностью, неисполнение которой – административно наказуемое деяние. В каких случаях энергетическое обследование (ЭО) носит обязательный характер? В какой момент должно осуществляться это обследование? Каков порядок учета расходов, возникающих в связи с проведением энергоаудита?

Что такое энергетическое обследование?

Под энергоаудитом понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов. Энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, технологических процессов, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Цель ЭО – получение достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышение энергетической эффективности. Полученные результаты отражаются в энергетическом паспорте.

Энергоаудит проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ, когда названное обследование носит обязательный характер.

Когда энергоаудит для предприятия промышленности – обязанность?

Во-первых, это касается организаций с участием государства или муниципального образования. ЭО обязаны проводить компании, участником которых является РФ, субъект РФ либо муниципальное образование и доля такого участия составляет более 50%. То же самое касается организаций, в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование вправе прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли).

Во-вторых, проведение энергоаудита является обязанностью для организаций, осуществляющих:

– производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;

– добычу природного газа, нефти, угля;

– переработку природного газа, нефти;

– транспортировку нефти, нефтепродуктов.

Необходимость проведения ЭО грозит и тем организациям (вне зависимости от того, чем они занимаются и кто является их учредителем), у которых образуются достаточно большие затраты, связанные с потреблением природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии. Первоначально в Федеральном законе N 261-ФЗ было сказано, что приведенное требование распространяется на лиц, у которых совокупная сумма указанных расходов превышает 10 млн. руб. в год. (имеется в виду календарный (базовый) год, предшествующий году проведения обследования.) Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-Ф3, вступившим в этой части в силу 30.12.2013, формулировка поменялась (к чему мы вернемся позднее). Также следует обратить внимание на то, что из состава совокупных затрат убрали данные по расходам на потребление моторного топлива.

Учтите, что основанием для освобождения лиц, подпадающих под обязательное ЭО, не может послужить их размещение в зданиях, строениях, сооружениях, на которые не распространяются требования энергетической эффективности (см. также Разъяснения). Указанные требования включают в себя, в частности:

– показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

– требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям.

Здания, строения, сооружения, в отношении которых требования энергетической эффективности не действуют, перечислены в п. 5 ст. 11 Федерального закона N 261-ФЗ:

– здания, строения, сооружения, отнесенные к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

– временные постройки, срок службы которых составляет менее двух лет;

– строения, сооружения вспомогательного использования;

– отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее 50 кв. м; и др.

Как определить совокупные затраты?

В расчете должны участвовать затраты на потребление энергоресурсов транспортными средствами, зданиями, сооружениями, котельными, производственными комплексами и иными объектами обследуемого лица, в том числе арендуемыми. Факт возникновения соответствующих затрат может подтверждаться данными бухгалтерской, статистической и иной отчетности предприятия промышленности.

Важно. Законодательство в области энергосбережения распространяется на всю организацию в целом с учетом обособленных подразделений, следовательно, совокупные затраты считаются в целом по организации (пример – Постановление ФАС МО от 23.12.2013 N Ф05-15635/2013). Подтверждает это и тот факт, что по результатам ЭО составляется единый энергетический паспорт. Если в состав предприятия входят обособленные подразделения, расположенные в других муниципальных образованиях, к энергетическому паспорту прилагаются формы (приведены в приложениях 2-23 к требованиям, утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182), заполненные по каждому обособленному подразделению.

О первом обязательном энергетическом обследовании

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ лица, осуществление ЭО для которых является обязательным, должны были в период с 27.11.2009 до 31.12.2012 организовать и провести первое энергетическое обследование. Впоследствии такие обследования должны организовываться не реже одного раза в пять лет. Логично предположить, что если названный пятилетний срок будет пропущен, проводимое обследование следует считать первым (но в законе об этом не сказано).

Получив в установленные сроки энергетический паспорт, предприятие, заказавшее ЭО, может считать, что с данного момента требование о проведении обязательного энергоаудита выполнено. Поименованный паспорт после проведения аудита составляется лицом, являющимся членом СРО в области энергетического обследования, с которым заключено соглашение о проведении обязательного ЭО.

Обратите внимание: лицо, непосредственно занимавшееся проведением ЭО, энергетический паспорт сначала передает в СРО в области энергетического обследования, членом которой оно является. В свою очередь, СРО по результатам проверки (если все в порядке) проставляет на паспорте отметку о его регистрации в СРО с указанием соответствующего регистрационного номера. В обязанности СРО также вменено направление копии энергетического паспорта в Минэнерго (она обязана делать это один раз в три месяца). Значит, данное требование не может быть предъявлено к предприятию промышленности, обязанному провести ЭО. Соответственно, направление копии паспорта в уполномоченный орган не рассматривается как условие надлежащего исполнения предприятием промышленности требования о проведении обязательного ЭО.

Еще один важный момент. С 01.10.2014 начнет действовать п. 5.4 ст. 15 Федерального закона N 261-ФЗ (введен Федеральным законом N 399-ФЗ), в соответствии с которым с момента проставления СРО в энергетическом паспорте “положительной” отметки эта организация вместе с лицом, осуществившим ЭО, несет солидарную ответственность перед лицом, заказавшим проведение обследования, за убытки, причиненные вследствие недостатков, допущенных при оказании услуг по энергоаудиту.

Примечание. Итоговым результатом проведенного энергетического обследования является энергетический паспорт.

Последующий энергоаудит

На основании изменений, вводимых Федеральным законом N 399-ФЗ в Федеральный закон N 261-ФЗ, зависимость проведения обязательного энергетического обследования от совокупной суммы затрат на потребление энергоресурсов становится актуальной для всех лиц.

Организации, которые могут войти в список лиц, подлежащих обязательному энергоаудиту, только по причине использования энергоресурсов, должны сравнивать совокупные затраты с объемом соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, устанавливаемом Правительством РФ (до сих пор соответствующее постановление не появилось, поэтому обязательный энергоаудит на сегодняшний день, по сути, “заморожен”). Повторное ЭО должно проводиться в том случае, если совокупные затраты за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного аудита, превысят “правительственный” объем. Каким образом данную фразу нужно понимать, покажем на конкретном примере, вспомнив, что ЭО должно проводиться не реже одного раза в пять лет. Допустим, первое ЭО (с получением энергетического паспорта) проведено 30.11.2012. Значит, следующее ЭО должно быть проведено не позднее 29.11.2017. Если совокупные затраты за 2016 год превысят установленный Правительством РФ объем затрат в стоимостном выражении, обследование нужно проводить в обязательном порядке.

Другие организации, попадающие в категорию лиц, подлежащих обязательному ЭО (например, осуществляющие добычу природного газа, угля, нефти), в соответствии с п. 1.1 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ, который вступит в силу 01.10.2014, могут не проводить повторное обследование, если совокупные затраты по потреблению энергоресурсов не превышают “правительственный” объем. Для сравнения нужно опять же взять расходы за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного ЭО. Но тогда в течение обозначенного последнего года указанные лица должны представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований (Минэнерго) информацию об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Если впоследствии совокупные затраты превысят установленный Правительством РФ объем, ЭО должно быть проведено в течение двух лет по истечении календарного года, в котором было допущено такое превышение.

Об административной ответственности

Несоблюдение сроков проведения обязательного ЭО – административно наказуемое деяние, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 10 тыс. до 15 тыс. руб., юридические лица – на сумму от 50 тыс. до 250 тыс. руб. Срок для вынесения постановления по делу о данном правонарушении составляет год со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Какой именно день следует считать днем совершения деяния в нашем случае?

Пленум ВС разъяснил, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Отвечать за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, придется с момента наступления указанного срока (п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5). Получается, что правонарушение в виде непроведения первого обязательного ЭО следует считать оконченным 31.12.2012, это подтверждают и судьи ФАС УО (см. Постановление от 26.02.2014 N Ф09-14147/13). Следовательно, привлечь к ответственности за данное деяние могли только в 2013 году.

Учет расходов

Проведение сторонней организацией ЭО не является бесплатным, в связи с чем при проведении энергоаудита у предприятия промышленности возникают расходы. Поскольку ЭО проводится, в частности, с целью разработки перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, считаем, что оно проводится в рамках ведения основной деятельности. В бухгалтерском учете данные расходы, как не связанные непосредственно с производственным процессом, можно включить в состав общехозяйственных расходов (отражаются на одноименном счете 26).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль эти расходы можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 06.03.2013 N 03-03-06/4/6767). Датой осуществления таких расходов при применении метода начисления признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). В нашем случае расходы, возникшие в связи с оказанием услуг по проведению ЭО, можно включить в состав налоговых расходов на дату предъявления лицом, осуществившим проведение энергоаудита, акта оказанных услуг.

Один из способов уменьшения потребления энергетических ресурсов – проведение энергетического обследования, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Для предприятия промышленности данное обследование может являться обязательным в силу закона, например, если оно занимается производством и транспортировкой природного газа, нефтепродуктов, добычей природного газа, нефти, угля. Под обязательный энергоаудит также подпадают организации (вне зависимости от сферы их деятельности), совокупные затраты по потреблению энергоресурсов за календарный год которых превышают определенный объем (с 01.10.2014 это станет актуально для всех лиц). Сначала названный объем составлял 10 млн. руб., однако с 30.12.2013 обязанность по определению обозначенной величины закреплена за Правительством РФ. Пока не появится соответствующее постановление, вопрос о том, кто обязан проводить энергоаудит в обязательном порядке, остается открытым. В то же время он, возможно, решится по-другому, поскольку в Государственной Думе на рассмотрении находится проект Федерального закона N 199352-6, которым предложено увеличить пороговое значение совокупных затрат до 20 млн. руб.

Первое обязательное энергетическое обследование предприятия промышленности должны были организовать и провести до 31.12.2012 (не сделав этого, они рисковали быть привлеченными к административной ответственности в 2013 году). Повторное обследование должно быть проведено не позднее истечения пятилетнего срока.

Затраты на проведение энергетического обследования в бухгалтерском учете можно включить в состав общехозяйственных расходов и учесть в целях налогообложения прибыли как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Энергоаудит предприятия — для чего и когда проводится

Энергоаудит

Основные задачи энергоаудита – проведение работ по расчету энергоэффективности, поиск слабых мест в системе энергообеспечения, а также составление плана по устранению недостатков систем энергоснабжения. Грамотно проведенное энергетическое обследование позволяет снизить расход электроэнергии как минимум на 10-15%.
Основой проведения энергоаудита является Федеральный закон РФ № 261-ФЗ “Об энергосбережении…” от 23.10.2009 г., а также другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты РФ.Вышеуказанный Федеральный закон регламентирует список лица, для которых проведение энергетического обследования является обязательным:

  • Органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • Организации с участием государства или муниципального образования;
  • Организации, совокупные затраты которых на потребление энергетических ресурсов превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования;
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • Организации, осуществляющие производство, транспортировку энергоресурсов, нефти и нефтепродуктов, а также переработку природного газа, нефти;
  • Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансирование которых осуществляется полностью или частично из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Энергоаудит предприятий представляет собой техническое обследование определенной организации, в ходе которого собирается информация о типе применяемых энергоносителей, их параметрах, общем количестве и так далее.

Читайте также:  Как отремонтировать электродвигатель

Проведение энергетического обследования – основные особенности

На современном этапе в энергоаудит входит две ступени обследования. На первом этапе осуществляется анализ энергетических затрат, получение и хранение информации. На втором уровне проводится расчет энергетических потоков. Это позволяет разработать эффективный энергетический баланс и выработать мероприятия для уменьшения потребления энергоресурсов.

Энергоаудит первого уровня в Москве включает такие этапы:

  • оценивание энергосберегающего потенциала;
  • определение расходов предприятия по отдельным видам энергии;
  • анализ динамики расходов энергии за определенный период времени;
  • выявление участков производства, в которых энергетические ресурсы используются нерационально;
  • уточнение возможных мер по внедрению программ энергосбережения.

На втором уровне энергоаудита проводятся такие мероприятия:

  • разработка программ, которые могут быть использованы для улучшения энергосбережения;
  • оценка эффективности отдельных программ в плане сбережения энергии;
  • по данным обследования составляется энергетический паспорт предприятия.

Основные задачи энергоаудита на промышленных предприятиях

Сегодня проведение энергоаудита позволяет решить многие задачи, связанные с повышением эффективности работы предприятий. Ключевыми целями энергетического аудита считаются:

  • Получение данных и определение источников чрезмерного и неэффективного использования энергетических ресурсов, таких как электричество, жидкое топливо, газ, вода и многое другое.
  • Оценка удельного уровня потребления электрической энергии.
  • Анализ комплексной энергетической эффективности предприятия и оценка работы отдельных его участков. Особое внимание уделяется тем объектам, где отмечены чрезмерно высокие потери электрической энергии.
  • Разработка общего проекта, в котором будут указаны мероприятия, направленные на повышение экономии электроэнергии.

Энергетический аудит зданий и сооружений

Энергоаудит зданий является не менее востребованным, чем энергетическое обследование предприятий. Данная процедура дает возможность определить эффективность применения энергетических ресурсов в частном доме. В рамках энергоаудита зданий зачастую проводится тепловизионное обследование, которое дает возможность снизить расхода на теплообеспечение. Правильно проведенный энергетический аудит позволяет определить наиболее проблематичные места в энергетическом обеспечении жилого объекта или любой другой постройки.

Основные цели энергоаудита зданий:

  • определение состояния энергетического потребления в доме;
  • уточнение наиболее рационального уровня расхода энергии;
  • определение причин, которые могли привести к превышению нормального расхода энергоресурсов;
  • оценка уровня энергопотерь;
  • разработка проектов, направленных на повышение энергетической эффективности сооружения.

Обязательное энергетическое обследование

Обязательное энергетическое обследование

Что необходимо знать об энергетических обследованиях:

Какие организации обязаны провести энергетическое обследование

Организации, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 50 миллионов рублей в год.

В эту категорию попадают все государственные и коммерческие организации.

  • Государственные организации, затраты которых на энергопотребление превышают 50 миллионов рублей в год, обязаны провести энергетическое обследование (энергоаудит).
  • Коммерческие организации, затраты которых на энергопотребление превышают 50 миллионов рублей в год, обязаны провести энергоаудит (энергетическое обследование).
  • Государственные организации, затраты которых на энергопотребление не превышают 50 миллионов рублей в год, могут выбрать между обязательным энергетическим обследованием и энергодекларацией.
  • Коммерческие организации, затраты которых на энергопотребление не превышают 50 миллионов рублей в год, не обязаны проводить энергоаудит, за исключением коммерческих организаций, которые осуществляют
    • производство,
    • транспортировку,
    • добычу или
    • переработку энергоресурсов
  • и коммерческих организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это, например, управляющие компании и ТСЖ.

Если вы хотите самостоятельно ознакомиться с тем, какие организации обязаны провести энергетическое обследование, а какие обязаны подготовить энергодекларацию, вы можете скачать и прочитать следующие законы и приказы:

Порядок проведения энергетического обследования

Обязательное энергетическое обследование или энергодекларация

В соответствии с

  • Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»,
  • Приказом Минэнерго №400,
  • Приказом Минэнерго №401,
  • Постановлением Правительства №818

у следующих организаций есть выбор, провести обязательное энергетическое обследование или сделать энергодекларацию:

  • Органы государственной власти.
  • Органы местного самоуправления.
  • Организации с участием государства.
  • Организации с участием муниципального образования.
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
  • Организации, осуществляющие производство, транспортировку, добычу или переработку энергоресурсов.
  • Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения, финансируемые за счет бюджета.

Энергетический паспорт предприятия

Какие организации обязаны провести энергоаудит

Как проходит обязательный энергоаудит

Порядок проведения энергетического обследования описан в №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Приказе Минэнерго №400.

Первое, что нужно знать про порядок проведения энергетического обследования: энергообследование можно проводить в отношении

  • зданий, строений, сооружений,
  • оборудования,
  • объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей,
  • объектов системы коммунальной инфраструктуры,
  • технологических процессов,
  • а также в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Поскольку ключевой целью энергоаудита является снижение энергетических потерь и повышение энергоэффективности, заказчик имеет право самостоятельно определить объем работ по энергоаудиту.

Например, провести обязательный энергоаудит всей организации, отдельных зданий, объектов или оборудования.

Обязательное энергетическое обследование позволит установить источники нерационального потребления энергетических ресурсов, а так же причины неоправданных энергопотерь.

Что касается видов энергоаудита, то их насчитывается 5:

  • первичное,
  • повторное (проводимое с определенной периодичностью),
  • внеочередное,
  • локальное,
  • экспресс энергетическое обследование.

Первичное, повторное и внеочередное обследование считаются полными.

Энергоаудит • Программа энергосбережения • Энергетический паспорт • Консультация • 8(499)490-60-60

Внеочередное энергетическое обследование выполняется в случае

  • каких-либо изменений,
  • улучшений или ухудшений в энергохозяйстве организации или
  • в связи с принципиальными изменениями на предприятии
  • с целью внеплановой оценки состояния энергохозяйства организации.

Локальное обследование проводится по отдельному направлению, в случае возникновения каких-либо локальных проблем на предприятии.

Экспресс энергоаудит отличается объемом работ и сроками их проведения.

В состав экспресс энергоаудита входит:

  • Визуальные обследования зданий, элементов систем энергоснабжения, оборудования.
  • Производятся выборочные контрольные замеры.

Обязательное энергетическое обследование — основные этапы

Порядок проведения энергетического обследования. 6 основных этапов.

Подготовительный этап

На этапе подготовки к энергоаудиту происходит

  • ознакомление со структурой энергоресурсов и затрат,
  • стоящими перед компанией проблемами и задачами,
  • составляется техническое задание,
  • график работ,
  • программа энергоаудита,
  • заключается договор.

В конце этого этапа составляется программа проведения будущего энергоаудита, которая согласовывается с руководством.

Учитываются пожелания о приоритетности проведения обязательного энергоаудита на определенных участках или объектах.

Энергопаспорт здания для ввода в эксплуатацию

Сбор документов и данных

Документальный энергоаудит проводится с целью понять, нужно ли предприятию более детальное энергетическое обследование.

Этот уровень подразумевает исключительно анализ существующей на предприятии документации, а также общее знакомство с компанией:

  • определяется доля затрат на энергопользование в общей структуре расходов и выявляется динамика изменения этой доли,
  • происходит сбор исходных данных,
  • анализ договоров на энергоснабжение,
  • анализ тарифов и цен,
  • технические характеристики оборудования,
  • существующая схема энергосбережения и учета энергоресурсов,
  • проектные показатели энергоэффективности оборудования.

Инструментальное энергетическое обследование

Инструментальное энергетическое обследование

На этом этапе изучается отчетная документация по ремонтам, испытаниям, наладке, энергосбережению, анализируется проектная документация, просматриваются графики нагрузки и счета от поставщиков энергоресурсов.

В результате энергоаудитор определяет, доля каких энергоресурсов превалирует в общем потреблении, устанавливает сезонные изменения в потреблении, общую стоимость затрат организации.

Эта информация помогает составить перечень приоритетных направлений инструментального энергоаудита.

Далее энергоаудитор проводит

  • систематизацию и анализ полученных данных,
  • комплексное обследование предприятия,
  • составляет схемы технологических процессов,
  • определяет список основных энергопотребителей организации,
  • проводит инструментальное энергообследование зданий, оборудования и объектов организации.

На данном тапе составляется топливно-энергетический баланс организации и наброски программы по энергосбережению.

Отчет по энергоаудиту

В ходе данного этапа

  • производится документирование результатов энергетического обследования,
  • проводятся расчеты,
  • обобщаются выводы на основе полученных данных,
  • составляется отчет по энергетическому обследованию.

Энергетический паспорт организации или учреждения

Программа энергосбережения

На этом этапе разрабатывается программа энергосбережения с указанием последовательности реализации мероприятий, сроками окупаемости мероприятий по энергосбережению.

Энергетический паспорт

Итогом работы по энергетическому обследованию является энергетический паспорт. На этом этапе энергоаудитор

  • составляет энергопаспорт,
  • проводит экспертизу энергетического паспорта в СРО,
  • регистрирует энергопаспорт в СРО и Минэнерго.

Далее представлена общая методика обязательного энергетического обследования организации в сводной таблице

Наименование
проводимых работ

Исходные данные.
Действия энергоаудиторов

Результаты
работы

Сбор общих данных об объектеПроектная документация, акты бюро технической инвентаризации по строительно-планировочным решениям, договора энергоснабжения, данные управляющей компании, нормативная документацияЗаполнение форм энергетического паспортаСбор данных об энергопотреблении и состоянии приборного учётаЕдиный расчётный центр, данные по энергопотреблению за базовый год;
данные управляющей компании по приборам учётаРасчет энергопаспортаСбор данных о составе оборудования, установленным мощностям, удельным расходам и др. Визуальная оценка состояния оборудования и ограждающих конструкцийДанные управляющей компании;
энергетический паспорт здания, данные инвентаризации;
данные предварительных расчётовЗаполнение энергетического паспорта и отчет по энергетическому обследованиюОценка состояния и эффективности работы систем тепло-, водо-, электропотребления, электрооборудованияДанные управляющей компании;
акты-заключения ранее проведённых обследований;
данные предварительных расчётовМатериал для разработки энергосберегающих мероприятийАнализ полученных результатовПроведение необходимых расчётовМатериал для разработки энергосберегающих мероприятий и составления энергетического паспортаРазработка энергосберегающих мероприятийПроводится энергоаудиторами по результатам обследованияМатериал для реализации энергосберегающих мероприятийЗаполнение энергетического паспортаПроводится энергоаудиторами по результатам обследованияРазработка энергетического паспортаОтчёт по энергоаудитуПроводится энергоаудиторами по результатам обследованияОтчёт по результатам энергетического обследования

Зачем нужен обязательный энергетический аудит

Энергетический аудит — это энергетическое обследование организации с целью определения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и разработкой рекомендаций по их улучшению.

Задача обязательного энергетического обследования – определить реальные объемы энергопотребления, найти способы снижения энергопотерь и внедрить программу по энергосбережению для повышения энергоэффективности.

С этой целью в процессе работы:

  • изучается потребление энергоресурсов,
  • оценивается потенциал энергосбережения,
  • ведется поиск «слабых мест» с нерациональным потреблением энергоресурсов,
  • разрабатываются рекомендации по энергосбережению (с разбивкой по затратности) на последующие 5 лет.

Обязательный энергоаудит нужен чтобы:

  • Выявить оптимальные пути экономии энергоресурсов.
  • Определить приоритетные и быстро окупаемые энергосберегающие мероприятия и разработать программу по энергосбережению.
  • Сократить потребление энергоресурсов и, как итог, сократить затраты организации.
  • Улучшить производительность организации.
  • Улучшить микроклимат и поднять уровень комфорта пребывания в помещениях.
  • Для того, чтобы выполнить требования №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
  • Для того, чтобы государство оставило вас в покое.
  • Для того, чтобы не получить штраф (здесь можно узнать про штрафы, если ваша организация не провела обязательное энергетическое обследование).

Отчет по энергоаудиту и энергопаспорт

Обязательное энергетическое обследование — что получаем в итоге?

После энергетического обследования заказчик получает:

  • энергетический паспорт,
  • отчет по энергоаудиту и
  • программу по энергосбережению.

Энергетический паспорт нужен для государства (требование по ФЗ 261). Он содержит данные по энергопотреблению за последние 5 лет, описание зданий и сооружений, наличие счетчиков, освещение и план мероприятий по повышению энергоэффективности.

В отчете по энергетическому аудиту детально описывается энергетическое состояние организации на момент обследования.

Программа по энергосбережению нужна для вас, для заказчика.

В программу по энергосбережению включаются мероприятия, которые можно быстро и не дорого внедрить, получив при этом максимальную отдачу. Самый оптимальный вариант — индивидуальная программа по энергосбережению для каждого объекта.

Кому и зачем нужен энергоаудит?

Термин “энергоаудит” пришел в Россию в начале 1990-х годов, и его популяризация была связана с развитием таких международных программ, как TACIS и U.S.A.I.D. В последние годы энергетическое обследование стало нормой для промышленных предприятий, а теперь учет энергоэффективности начинают осваивать организации социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Ресурсы уходят на отопление

Первыми с необходимостью экономить энергетические ресурсы столкнулись предприятия. На заре рыночных реформ их руководители поняли, что эра безграничных энергоресурсов закончилась, и за лишние киловатты придется дорого платить. Сегодня предприятия – главные потребители услуг энергоаудиторов. Жилищно-коммунальное хозяйство и организации бюджетной сферы к такому аудиту прибегают пока нечасто. “Бюджетная сфера является значимым потребителем энергоресурсов, – отметила руководитель проекта “Энергоэффективность в Волжском регионе” К.К. Турилова. – На ее долю приходится приблизительно 9% совокупного конечного потребления энергии в стране. Согласно исследованию ЦЭНЭФ в структуре этого энергопотребления наибольшую долю (приблизительно 60%) “съедает” отопление 1 .

По словам К.К. Туриловой, руководители учреждений социальной сферы не всегда представляют, насколько велик технический потенциал сбережения ресурсов в зданиях вузов, школ, театров и т.д. В системе отопления зданий он составляет в среднем 49% от совокупного потребления энергии бюджетным сектором, в системе газоснабжения – 22%, в системе энергоснабжения – 48%. Эксперт приводит пример: в одной московской школе на долю освещения приходилось 74% всего потребления электроэнергии, при этом требования к оптимальному уровню освещенности, который обеспечивал бы сохранение хорошего зрения школьников и учителей, все равно не соблюдались. “Экономия электроэнергии в подобных зданиях заслуживает особого внимания, – добавила К.К. Турилова. – Вклад организаций социальной сферы в формирование пиковых нагрузок и дефицита энергомощности в два-три раза превышает их долю в общем потреблении электроэнергии.

Примечание. Опыт российских регионов показывает, что технический потенциал энергосбережения в учреждениях здравоохранения составляет 60%, в образовательных учреждениях – 80%. Повсеместно наблюдаемые “недотопы” и “перетопы” приводят к значительному перерасходу энергии.

Если реализовать меры по повышению энергоэффективности данной сферы, то за год экономия по оплате коммунальных услуг в ней может достигнуть 3-5 млрд. долларов США”.

Однако в самих организациях, как правило, не знают, с чего начать повышение энергоэффективности. В сознании многих руководителей эффективность использования электроэнергии связана со снижением потребления энергоресурсов, а не с усилиями по повышению их отдачи (например, с достижением более высокого уровня освещенности, более комфортной температуры в помещениях). Пока редко применяются современные методы энергетического менеджмента, большой консерватизм проявляется при выборе оборудования и технологий.

Сэкономить до 20%

Первым шагом к энергосбережению является энергоаудит – энергетическое обследование. “Его результаты позволяют провести анализ состояния потребления энергии, определить потенциальные возможности экономии энергоресурсов, – пояснил представитель Нижегородского регионального инновационного центра энергосбережения (НИЦЭ) Г.Я. Вагин. – На практике возникают ситуации, когда проведение энергоаудита просто необходимо. Например, Министерство образования выделило и оплачивает лимит потребления энергоресурсов конкретного вуза. Если выделенного объема недостаточно, учреждению стоит провести всестороннее энергетическое обследование и обосновать новый лимит”.

Читайте также:  Провод ШВВП - что это такое и как расшифровывается?

Как рассказал Г.Я. Вагин, несколько лет назад сотрудники НИЦЭ проводили энергоаудит организаций бюджетной сферы Нижегородской области. Обследование показало, что главными причинами завышенного потребления электроэнергии в них оказались:

– слабый контроль руководства за расходом энергоносителей;

– отсутствие в организациях энергетических паспортов, а также счетчиков расхода тепловой энергии и холодной воды;

– отсутствие автоматического регулирования систем освещения;

– неправильный выбор типов осветительных приборов.

Для всех обследованных организаций были разработаны рекомендации по энергосбережению и произведена оценка сроков окупаемости сберегающих мероприятий. По словам Г.Я. Вагина, результаты работы показали, что в данных организациях можно сэкономить 15-20% потребляемых энергоресурсов, а срок окупаемости мероприятий не превысит три года.

Энергоаудит проводится для оценки эффективности использования организациями топливно-энергетических ресурсов. Это может быть оценка расходования как электрической, так и тепловой энергии, природного газа, твердого топлива, продуктов переработки нефти. Цель такого мероприятия – определить возможности повышения энергоэффективности организации, будь то вуз, школа, больница или театр.

Существует несколько причин, по которым бюджетные организации и автономные учреждения не спешат обращаться к энергоаудиторам:

1. Нет четких условий, при которых проведение энергетического обследования обязательно.

2. У потребителей энергоресурсов отсутствует мотивация к проведению энергетического обследования.

3. Не разработана единая методическая база проведения энергоаудита.

4. Отсутствует единая ценовая политика при определении стоимости подобных работ.

5. Нет популяризации результатов проведенных энергоаудитов.

“При наличии очевидных пробелов проводить энергоаудит организациям социальной сферы все-таки нужно, – уверен генеральный директор ООО “ЭКО” (“Энерджи Консалтинг”) И.Ф. Игнатов. – Что даст такое обследование руководителю? Во-первых, выявит сверхнормативные потери и неэффективное расходование целевых средств. Во-вторых, поможет создать безаварийное и современное энергохозяйство”.

Единого мнения о том, когда именно руководителю учреждения надо задуматься о проведении энергоаудита, не существует. Имеются лишь Рекомендации по проведению энергетических обследований организаций, утвержденные Приказом Минпромэнерго РФ от 04.07.2006 N 141, согласно которым обследования должны проводиться не реже чем раз в пять лет. Однако, по словам И.Ф. Игнатова, сигналом к проведению энергоаудита должны быть не рекомендации министерства, а жизненные реалии. Например, если потребление ТЭР составляет 6 000 т условного топлива в год – энергетическое обследование можно делать один раз в пять лет. Если же в результате плановых проверок установлено увеличение потребности в ТЭР более чем на 25% нормы, придется прибегнуть к внеплановому энергоаудиту.

К сведению. К альтернативным вариантам энергоснабжения относится переход на более дешевый вид топлива или автономное теплоснабжение, применение современного оборудования, позволяющего более эффективно использовать топливо, реконструкция энергоустановок, котлов, коммуникаций, а также автоматизация управления объектами энергоснабжения.

Более частые, чем раз в пять лет, визиты энергоаудиторов возможны и по другим причинам. Например, обследование надо проводить в начале эксплуатации оборудования потребителем ТЭР, а также в ситуации, когда требуется срочно внести изменения в энергетический паспорт или сравнить показатели.

“Своим клиентам мы советуем руководствоваться следующим правилом, – рассказал И.Ф. Игнатов. – Если доля энергозатрат в общей структуре расходов составляет 5-10% – энергоаудит можно пока не проводить, если 11-15% – обследование необходимо. Доля в 16-20% и более говорит о том, что энергоаудит нужно проводить срочно”.

Энергетическое обследование организации проходит в несколько этапов. Первый из них – подписание договора с энергоаудитором. В документе обязательно должна быть четко прописана цель проведения мероприятий (внеплановое энергетическое обследование, внесение изменений в энергетический паспорт и т.д.). Это позволит специалистам сконцентрироваться на одной задаче и тем самым сократить время проведения работ, а руководителю обследуемой организации – сэкономить средства.

Второй этап – сбор данных по энергопотреблению в учреждении. При проведении энергоаудита на производстве этот этап бывает очень длительным (до полугода), но в организациях бюджетной сферы на то, чтобы собрать первичные данные о потреблении энергоресурсов, разобраться в особенностях работы оборудования, систем и составить отчет, у аудиторов уходит месяц. В отчете специалисты, проводившие обследование, дают оценку потенциала энергосбережения и делают предложения относительно направлений работы на следующем этапе.

Третий этап энергоаудита – уточнение и корректировка ранее полученных данных. Для этого аудиторы собирают информацию, необходимую для заполнения форм энергетического паспорта. При недостаточности или недостоверности данных проводится детальное обследование оборудования или объектов. При этом по каждой обследуемой системе и объекту выявляются параметры режимов работы, энерго- и ресурсопотребления. Если информация снова недостоверна, возможно, потребуются инструментальные замеры.

После проведения третьего этапа аудиторы составляют окончательные редакции отчета, паспорта и перечня мероприятий, которые будут основой проекта программы энергосбережения для данной организации. Затем в уполномоченном органе утверждается и регистрируется энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов.

Примечание. В среднем на проведение энергоаудита в бюджетной сфере уходит три-четыре месяца.

Сроки проведения энергоаудита зависят от того, как долго придется специалистам согласовывать детали и подробности отчетных документов с руководством и специалистами обследуемой организации. Обычно это самый щекотливый пункт сотрудничества заказчика и подрядчика, так как на основе итоговой программы энергосбережения определяется и размер будущих инвестиций в новое оборудование или системы.

Особенности энергоаудита в бюджетной сфере

Однако при проведении энергоаудита необходимо учитывать особенности организаций бюджетной сферы. По словам И.Ф. Игнатова, внутри этой сферы учреждения сильно отличаются друг от друга по структуре своего потребления. Так, в дошкольных учреждениях основной расход электроэнергии приходится на электротермические установки пищеблоков. На освещение уходит от 10 до 15% общего энергопотребления. В учреждениях образования имеется пять направлений, по которым расходуется электроэнергия: освещение (50-70% общего потребления образовательного учреждения), объекты с электродвигателями (10-30%), различные нагревательные установки (кипятильники, электрические плиты и т.д.), которые расходуют от 10% до 20% электроэнергии, а также компьютеры (до 10%) и лабораторные стенды. В свою очередь, административные учреждения тратят энергоресурсы по четырем направлениям: на освещение (40-60%), работу объектов с электродвигателями (10-30%), на нагревательные установки (20-40%) и компьютеры (10-20%).

“Из-за большого разнообразия потребителей бюджетной сферы единой методики проведения энергоаудита для них не существует, – заметил И.Ф. Игнатов. – Поэтому и для подрядчика, и для заказчика будет лучше, если руководитель организации предоставит аудитору достаточное количество справочной информации по источникам потребления (например, соотношение нормативного расхода энергоносителей к реальному)”.

Примечание. Установка приборов учета – первый шаг к реализации энергосберегающих мероприятий. Приборы учета делают понятной зависимость между величиной энергопотребления и расходами на энергоресурсы, а также помогают уменьшить затраты по оплате коммунальных услуг за счет более низкого уровня фактического потребления.

Характеристика объектов, потребляющих энергоресурсы, измерения параметров энергоносителей за последние полгода, методы составления энергетических балансов в организации – вся эта информация может помочь в работе аудитору. “Но самое главное, чем может содействовать руководитель обследуемого учреждения компании, которая будет проводить энергоаудит, – сформировать у своего коллектива желание сотрудничать с фирмой извне, – подчеркнул И.Ф. Игнатов. – Зачастую сотрудники организаций с предубеждением относятся к работе аудиторов. Последствия такого отношения довольно печальны: данные собраны неполно, нюансы энергопотребления не учтены. В результате сроки обследования затянуты, а организация вынуждена нести лишние траты”.

Источник: “Руководитель автономного учреждения”, N 4, апрель 2010 г.

Обязательное энергетическое обследование

Экономия природных ресурсов — одна из важных задач современного мира. Для ее решения, необходимо понимать, сколько энергии потребляют предприятия и учреждения и какие возможности существуют для оптимизации ее расхода. Разработан ряд правил, которые позволяют экономить энергетические ресурсы. Они закреплены в законодательстве и их соблюдение обязательно для всех предприятий. Также разработана процедура обследования. Она позволяет увидеть в цифрах как и в каком количестве предприятие использует энергоресурсы.

Обязательное энергетическое обследование — это процедура, которую проводят с конкретной целью. В ходе работы требуется собрать достаточно информации, данных, чтобы составить заключение об особенностях расходования ресурсов и возможностях для экономии в будущем. Важно различать термины «обследование» и «аудит» — они схожи, но не идентичны.

В первом случае предполагается, что в обязательном порядке будет составлен энергопаспорт — документальный инструмент контроля соблюдения закона в области энергоэффективности. Отличие аудита в том, что он может завершаться только выдачей заключения и рекомендаций по сбережению энергии в виде программы действий. На практике предприятиям нужны все документы, иначе требований государства не выполнить. Поэтому аудит рассматривается как неотъемлемая часть обследования, его «ядро», но при составлении договора с исполнителями (энергоаудиторами) рекомендуют указывать именно обследование.

Паспорт, который позволяет оценивать динамику потребления ресурсов во времени, получают в обязательном или добровольном порядке юридические лица. Это предприятия, органы власти, наделенные соответствующим статусом, учреждения бюджетной сферы и так далее. Власти получают информацию о динамике энергосбережения, изучая данные на конкретную единицу (энергетический паспорт здания школы, жилого здания, завода) и по совокупности документов — на муниципальное образование, субъект или Россию в целом.

Законодательная база обязательного энергообследования

Ключевой правовой акт, регулирующий процедуру обследования, ее обязательность и все ее аспекты, — Закон № 261-ФЗ от 23.11.2009. В нем оговаривается необходимость энергосбережения и повышения эффективности субъектов хозяйствования в этом вопросе. Последние на сегодняшний день изменения в обязательном энергетическом обследовании (ОЭО) зафиксированы редакцией нормы от 29.07.2017 года. Кроме нее в перечень регулирующих государственных актов входят:

  • правительственное Постановление № 818 от 16.08.2014, устанавливающее объемы энергоресурсов в денежном выражении (для проведения ОЭО);
  • приказы Министерства энергетики РФ — № 182, 400, 401 и так далее.

Закон об энергетическом обследовании (ЭО) и сопутствующие нормативные документы оговаривают, что оно может быть добровольным и обязательным, и определяют круг юрлиц, которым необходимо его проходить. К ним относятся субъекты хозяйствования, потребляющие совокупных энергоресурсов больше, чем на 50 000 000 рублей в год в денежном пересчете. Требование распространяется как на государственные (бюджетные) структуры, так и на коммерческие организации. Условие уточняется следующим образом:

  • если госструктуры потребляют ресурсов меньше, чем на 5 000 000 рублей в год, они обязаны отчитываться перед властями, но могут выбирать форму документа — энергопаспорт, получаемый после ОЭО, или энергодекларация;
  • если коммерческие компании потребляют ресурсов меньше, чем на 5 000 000 рублей в год, но занимаются их изготовлением/добычей, транспортируют, перерабатывают, им нужно проходить ОЭО;
  • обязательно прохождение ЭО для компаний, чья деятельность регулируема, организаций, чье потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и воды оплачивает бюджет, и так далее.

Разница между документами ОЭО: паспорт или декларация?

Обязательное энергетическое обследование предприятия или учреждения подразумевает получение паспорта — главного итогового документа проверки. В ряде случаев его разрешено заменять декларацией, в которой тоже отражены результаты ЭО. Выбирать между двумя документами имеют право субъекты, чей совокупный годовой расход ресурсов не превышает порог в 5 000 000 рублей:

  • органы госвласти или местного самоуправления;
  • организации, в которых есть доля государства или муниципальных образований;
  • коммерческие предприятия, добывающие перерабатывающие, транспортирующие энергоресурсы или проводящие работы по энергосбережению за счет средств бюджета.

Декларацию предприятие вправе составлять самостоятельно, а паспорт, как официальное подтверждение, должна оформлять специализированная организация — за него отвечают энергоаудиторы. Первый документ подается раз в год, второй — в пять лет.

Энергопаспорта делят на два вида — их нельзя смешивать. Первая разновидность составляется по итогам ЭО и выдается на организацию (предприятие, госструктуру) вне зависимости от числа подразделений, филиалов. Вторая оформляется на здания и составляется на основании проектных документов. В любом случае в энергопаспорте прописывают:

  • показатели, отражающие энергопотребление по факту;
  • сведения, отражающие ситуацию в области энергопотребления (описание сооружений, освещения, счетчиков и так далее);
  • данные о «потенциале» — возможностях энергосбережения;
  • перспективную экономию — оценку размера сбереженных в будущем ресурсов.

Паспорт в ходе энергоаудита составляют профессиональные аудиторы, и помимо него предприятие-заказчик получит обоснованное, подробное заключение, тщательный анализ ситуации и программу для оптимизации расхода ресурсов.

К примеру, в стоимость обязательного энергетического обследования многоквартирного дома при его вводе в эксплуатацию компания-исполнитель включает инвентаризацию, визуальные и инструментальные исследования всех систем — от освещения до теплопотребления. Разработанные рекомендации позволят уменьшить коммунальные счета, выявить все «узкие места». То же относится и к промышленным предприятиям, где ОЭО позволит повысить производительность и уменьшить себестоимость продукции. Провести энергоаудит и получить полноценный паспорт с заключением профессионала — оптимальное решение.

Для чего нужно ОЭО

ОЭО предусмотрено федеральным законом, и пренебрежение требованиями влечет за собой санкции. Закончить процедуру, в соответствии с ФЗ, нужно было до наступления 1.01.2013 — сроки истекли несколько лет назад. Поэтому, если предприятие не хочет столкнуться со штрафами, нужно незамедлительно провести первое энергетическое обследование и получить подтверждающий документ.

Денежные взыскания за отсутствующий паспорт ОЭО составляют 50 000—250 000 руб. В первый раз штрафы чаще находятся на минимальной отметке, но «закрывать глаза» на ситуацию нельзя. В отношении предприятий, для которых обследование обязательно, регулярно проводится проверка Ростехнадзора. Если организация не получила энергопаспорт, финансовые санкции будут гораздо существеннее. Но ОЭО необходимо не только для предупреждения штрафов.

Читайте также:  Монтаж уличного светильника на опоре

Энергетическое обследование проводит аттестованная организация, составляющая профессиональный отчет и рекомендации, которые позволят быстро, с минимальными затратами оптимизировать энергопотребление. Заказчик получает детальное описание состояния оборудования, перечень мероприятий, которые помогут ему экономить на ресурсах. Индивидуальная программа энергетического обследования государственных органов позволит не только выполнить требования закона, но и сберечь бюджетные средства. Проверка позволит:

  • определить, насколько эффективно используются ТЭР, и повысить отдачу от них;
  • узнать, сколько в действительности потребляет предприятие;
  • оценить энергосберегающий потенциал организации;
  • найти, за счет чего можно снизить энергорасход и потери ТЭР;
  • полноценно внедрить программу оптимизации, выполняя последовательные этапы, подробно описанные в программе.

Обязательный энергоаудит организаций нужен, чтобы разработать рекомендации на пять лет — столько действуют паспорта, которые заказчики получают по результатам проверки. Специалисты сформулируют приоритеты, неотложные задачи, определят мероприятия, которые окупятся быстрее других.

Характеристика энергоаудита и ЭО

ОЭО осуществляется в отношении субъектов хозяйствования и отдельных зданий, но аудиторские проверки можно проводить и на других объектах. Специалисты исследуют:

  • электроэнергетические комплексы, технику, теплосети;
  • источники теплоэнергии;
  • элементы коммунального хозяйства, инфраструктуру;
  • особенности технологических процессов.

Сроки и периодичность энергоаудита, особенности ОЭО описывают государственные нормы — № 261-ФЗ и приказ Министерства энергетики № 400. В соответствии с ними существует несколько видов аудита:

  • первичный,
  • повторный/периодический,
  • внеплановый,
  • локальный,
  • экспресс-аудит.

Первые три вида относят к полному ЭО. Локальные обследования — проверки по отдельным участкам и направлениям. Они нужны при обнаружении проблем местного значения, утечек тепла. Внепланово ЭО нужно проводить, если:

  • на объекте произошли изменения, капитальные перестройки, ремонт;
  • на предприятии меняется собственник, планируется слияние или разделение;
  • в энергохозяйстве происходят принципиальные изменения;
  • нужно оценить состояние энергопотребления и соответствующего хозяйства по требованию руководства или в других случаях.

Экспресс-проверки могут отличаться в зависимости от срочности работы и объема исследований. Как правило, в них включают визуальный анализ сооружений, системы энергообеспечения, оборудования и устройств. Контрольные измерения проводят выборочно, в зависимости от задачи, поставленной заказчиком.

Этапы энергоаудита

Порядок проведения аудита энергоэффективности в добровольной форме, выборочных и оперативных проверок, их объем и цели зависят от того, что нужно конкретной организации-заказчику. Однако обязательные обследования необходимо проводить, придерживаясь установленной процедуры. Это поможет соблюсти требования законодательства, обеспечить полноту, объективность, качество проверки. Поэтому аудит разбивают на несколько этапов:

  • подготовка и знакомство с объектом, формулировка задачи;
  • анализ документации, относящейся к энергоснабжению, сбор данных для исследований и расчетов оптимизации;
  • визуальная и инструментальная проверка, оценка работы систем (эффективность, состояние) — «полевая работа»;
  • составление отчета по проведенному ЭО и программы энергосбережения;
  • оформление энергетического паспорта, его экспертиза в саморегулирующейся организации и регистрация в Минэнергетики.

На предварительном этапе аудиторы знакомятся с объектом, структурой энергозатрат, проблемами, которые существуют в организации. Нужно составить техзадание, ориентируясь на цели заказчика и поставленные задачи, распланировать график работы и заключить договор с клиентом. В конце подготовительного этапа составляют программу с перечнем аудиторских мероприятий, которую согласовывают с дирекцией компании-заказчика. В программе определяют приоритетность действий, особенности проверки на отдельных участках, правила проведения энергетического аудита на конкретном объекте и так далее.

Сбор информации и документальное обследование

Перед непосредственным аудитом объекта нужно изучить всю относящуюся к делу документацию. Это позволит выяснить, насколько детальным должно быть ЭО, все ли необходимые регистры есть у предприятия. Аудиторы сверяют и изучают:

  • пакет проектных документов на все постройки, концентрируясь на энергетической составляющей;
  • документацию бюро техинвентаризации по строительно-планировочным решениям;
  • технические паспорта на оборудование, его характеристики, проектные сведения, характеризующие энергопотребление и эффективность;
  • схему по энергосбережению, энергопаспорта зданий;
  • другую документацию — договорную (на энергоснабжение) – от управляющей компании;
  • законодательные акты.

Также аудиторы определяют процент энергозатрат в общей совокупности расходов компании, анализируют тарифы, особенности учета энергоресурсов. Необходимо собрать исходные данные для последующего расчета паспорта. Изучаются:

  • состав оборудования, установленная мощность, удельные расходы;
  • энергопотребление за период — объем тепла, газа, воды, электричества;
  • данные по количеству людей в зданиях и цехах;
  • состояние приборного учета;
  • данные инвентаризаций, предварительных расчетов и предыдущих ЭО.

Информацию аудиторы берут на предприятии, если нужно — в едином расчетном центре, управляющей компании, БТИ и других источниках.

Визуальное и инструментальное ЭО

После изучения бумаг и формирования массива данных нужно провести реальные исследования. Для них тоже нужна документация: результаты ремонтов, наладки и испытаний оборудования, графики нагрузки и так далее. Изучение информации поможет определить энергоресурсы, которые потребляются больше остальных, установить сезонность использования ТЭР, общий объем расходов на них.

Перед инструментально-приборной проверкой специалисты проводят визуальное исследование — оценивают состояние сооружений, оборудования, определяют места потерь ресурсов. После этого формируются ключевые направления инструментального ЭО. Его проводят узкопрофильные специалисты: теплотехники, электрики, эксперты тепловизионного контроля, строители и так далее. Они:

  • обследуют счетчики и другие приборы учета ресурсов;
  • проверяют систему теплоснабжения, снабжения и отведения воды;
  • изучают технологические процессы и составляют их схемы;
  • обследуют здания, ограждения, котельные;
  • анализируют работу системы электрообеспечения.

Инструментальное ЭО обеспечивает аудиторов информацией для составления топливно-энергетического баланса. Систематизируя и анализируя полученные данные, специалисты определяют, какие подразделения потребляют больше всего энергии, и делают предварительные эскизы программы энергосбережения. Результаты анализа излагаются в отчете.

Итоговая документация: отчет, программа энергосбережения и паспорт

Главный документ, которым завершается ОЭО, — энергопаспорт, но заказчики аудиторской проверки получают не только его. Специалисты составляют для них детализированный отчет, где приведены все расчеты, задокументированы результаты ЭО. Чтобы составить заключение, аудиторы обобщают полученные данные и делают выводы на их основании. Отчет — это совокупность материалов и рекомендаций для разработки программы энергетической оптимизации. Он позволяет сформулировать перечень необходимых мероприятий и служит основой для составления паспорта.

Программа по энергосбережению — документ, в котором описана последовательность действий, позволяющих сократить расходы на энергообеспечение. Здесь формулируются сроки реализации и окупаемости мероприятий, приведено их детальное описание. Это руководство для заказчика, план действий на ближайшие пять лет, описание перспектив и to-do-list.

Последний официальный документ — энергетический паспорт. Он состоит из титульного листа и разделов, в которые включают все, что находится у предприятия, — от зданий и автопарка до трубопроводов, подстанций и котельных. На титульном листе должны быть указаны полные наименования организации-заказчика и компании-аудитора. Также обязательно пишут название СРО, в которую входит исполнитель. Энергоаудиторам нужно состоять в саморегулирующихся структурах, подтверждающих компетентность членов.

Основные страницы документа — приложения, в которых указывается информация об исследуемом объекте (ее объем оговаривает ст. 15 ФЗ № 261):

  • описание и краткая характеристика;
  • сведения, характеризующие оснащенность учетными приборами для энергоресурсов;
  • данные об объеме используемых ресурсов, его изменении, потерях;
  • баланс энергопотребления;
  • показатели энергоэффективности;
  • сведения о потере ТЭР и рекомендации по их уменьшению;
  • энергосберегательный потенциал, включая возможную экономию (в натуральных измерителях) и ее источники;
  • мероприятия, которые призваны повысить энергоэффективность и сохранить энергию;
  • лица, ответственные за выполнение конкретных действий.

Паспорт оформляют в трех экземплярах — для компании-заказчика, энергоаудитора и министерства энергетики. На каждом из них проставляют подписи и печати организации, фирмы, проводившей проверку и СРО, к которой относится исполнитель ОЭО.

Экспертиза и регистрация паспорта

После составления паспорта необходимо пройти экспертизу в СРО, заверить и зарегистрировать документ в саморегулируемой организации, получив для него номер. Далее необходимо отправить его в Минэнерго. Понадобятся подписанный бумажный вариант и электронный носитель с файлами в форматах PDF и XML. Электронную версию можно сдавать и дистанционно, отправив на сайт министерства.

Передачей паспортов занимается СРО — кроме нее, никто не имеет права на подобные действия. Сдавать документы нужно не реже раза в три месяца — обычно саморегулируемые организации ежемесячно отсылают паспорта, формируя общий накопленный пакет. К нему прилагается письмо-сопровождение с просьбой принять комплект и перечислением содержимого. Экспедиторский отдел министерства присваивает энергопаспортам входящие номера, рассматривает их и выносит решение в срок до 30 дней. При отрицательном решении документ отправляют на доработку, а при положительном — регистрируют, считая обязательное энергетическое обследование пройденным.

Для кого обязателен энергоаудит

Для каких предприятий и учреждений проведение энергоаудита (энергетического обследования) является обязательным?

Новый Федеральный Закон № 261-ФЗ содержит и довольно строгие санкции, и меры стимулирующего энергосбережение характера.

С 31 декабря 2012 года неисполнение требований федерального закона РФ от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» непроведение обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 15000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50000 до 250000 рублей.

Такие санкции делают проведение энергоаудита дешевле потенциально возможных штрафов и взысканий.

В случае если ваше предприятие все же не прошло обязательное энергетическое обследование в 2012-2016 году есть возможность избежать значительных штрафов и санкций: заключение договора на проведение энергоаудита со специализированной компанией убедит представителей Ростехнадзора и Госстройнадзора в том, что Вы не являетесь злостным нарушителем и исполняете требования законодательства – пусть и не совсем своевременно.

В то же время, денежные средства, сэкономленные за счет снижения потребления ТЭР (топливно-энергетических ресурсов) бюджетным учреждением, при определенных законом №261-ФЗ условиях могут быть использованы на увеличение годового фонда оплаты труда сотрудников учреждения.

Статьёй 16 закона 261-ФЗ установлены категории организаций, предприятий и учреждений, для которых проведение энергоаудита является обязательным (в срок не позднее 31 декабря 2012 года и далее не реже 1 раза в 5 лет. В 2016 году наступил срок актуализации паспортов для организаций прошедших энергоаудит в период 2011-2012 г):

  • органов государственной власти, местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
  • организаций с участием государства или муниципального образования;
  • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • организаций, осуществляющих производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку природного газа, нефти, нефтепродуктов;
  • организаций, совокупные годовые затраты которых на потребление энергоресурсов (исключая ГСМ) превышают 50 миллионов рублей*;
  • организаций, выполняющих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности за счет средств бюджетов любого уровня.

Если Ваше предприятие входит в этот перечень, свяжитесь с нами и мы поможем Вам определить примерную стоимость проведения энергоаудита.

Расскажем об энергоаудите более доступно

Энергоаудит, энергетическое обследование и энергетический паспорт – что это такое, зачем и как это делается?

Давайте разберемся – в чем же смысл проведения энергоаудита для предприятия? Не будем погружаться в официальные фразы, а попробуем рассказать об этом об этом обычным языком.

Энергетическое обследование организации служит одной довольно простой и понятной цели: собрать объективные данные о реальном энергопотреблении (не только электроэнергии, но и газа, воды, моторного топлива). Инвентаризировать имеющееся энергопотребляющее оборудование, оценить его состояние, график и режим работы.

Обследовать здания и сооружения с точки зрения состояния их теплозащиты.
А проведя энергоаудит и получив все эти разносторонние и разрозненные обычно данные, после проведения анализа структуры и состава энергозатрат составить энергетический паспорт предприятия – то есть свести их воедино.

Наличие энергетического паспорта позволит организации в дальнейшем отслеживать изменение текущего состояния энергетических затрат и принимать обоснованные решения и действия в сфере повышения своей энергоэффективности.

Естественно, что хороший энергоаудитор после проведения энергетического обследования, анализа полученных результатов и составления энергетического паспорта предложит вам программу мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению потребления электроэнергии, тепла и всех прочих энергоресурсов. Либо более грамотного и рационального их использования. Порекомендует набор мероприятий, которые позволят при незначительных затратах добиться значительных результатов. Так же, скорее всего, при проведении энергоаудита будет проведено тепловизионное обследование принадлежащих вам зданий, сооружений, оборудования – это не обязательное, но очень желательное и полезное мероприятие, которое позволяет наиболее объективно оценить состояние утепления и вообще теплозащиты здания.

По результатам энергоаудита руководство предприятия получает объективную, обширную и подкрепленную инструментальными данными картину состояния энергохозяйства организации, состояния оборудования, зданий, сооружений, сетей передачи энергоресурсов. Таким образом энергоаудит это не столько обязательное и принудительное мероприятие, а насущная и безотлагательная необходимость. К сожалению, в настоящий момент по параметрам энергоэффективности наша страна занимает одно из последних мест среди развитых стран. Нефти и газа у нас много. Но их запасы не бесконечны, а цена на энергоресурсы постоянно растет. И нам всем пора научится их не просто экономить, но и максимально эффективно тратить.

Напоследок подчеркнем – хороший энергоаудитор конечно может быть отличным специалистом. Но для того, чтобы составленные им документы получили официальный статус и были включены в Государственную Информационную Систему Минэнерго РФ, он должен быть сотрудником специализированной организации, имеющей допуск к проведению энергетических обследований. Организация в свою очередь, должна быть членом СРО энергоаудиторов. А СРО энергоаудиторов должно быть действующим членом реестра Минэнерго РФ, в котором состоят СРО энергоаудиторов, допущенные к проведению энергообследований. Естественно, что все применяемое оборудование должно иметь сертификаты о государственной поверке и относиться к приборам, включенным в государственный реестр средств измерений.

Проведения энергоаудита не надо бояться. Энергоаудитор – как врач терапевт. Он приходит посмотреть, оценить, выслушать Вас. И оценив ситуацию Вам помочь.

*- в редакции Постановления Правительства РФ №818 от 16.08.2014 г.

Ссылка на основную публикацию