Популярные виды запорной арматуры – заслонки и задвижки

Классификация запорной арматуры

Устройства, устанавливаемые на трубопроводах, называются трубопроводной арматурой, предназначены для разнообразных целей – управление, регулировка, защита, контроль и множество других функций. Для более понятного обозначения, трубопроводная и запорная арматура была классифицирована как единицы по разделам для уточнения эксплуатационных свойств, функций и назначения. Стандарт определений и терминов по трубопроводной арматуре – ГОСТ 24856-2014 был принят 30 мая 2014г. В его согласовании и утверждении приняли Россия, Беларусь, Армения, Киргизия, Узбекистан и Украина. Межгосударственный стандарт действует на территории РФ с 1 апреля 2015 и включает определения и термины, классификацию трубопроводной запорной арматуры разделяет на достаточно обширное количество основных видов:

  • Запорная арматура — устройства, применяемые для периодического или разового включения, или отключения части трубопровода или объекта (вентили, клапаны, задвижки, краны и др.
  • Регулирующая арматура — устройства, применяемые для частичного перекрытия проходных сечений и изменения количества протекающей жидкости с целью регулирования расходов, давления, уровня, температуры, состава среды и т. д.;
  • Предохранительная арматура — устройства, используемые для ограничения рабочих параметров и предотвращения аварийных условий: выпуска избытка среды при чрезмерном повышении давления (предохранительные и перепускные клапаны), предотвращения движения среды в обратном направлении (обратные клапаны);
  • Контрольная арматура — устройства, предназначенные для определения наличия или уровня жидкости (пробно-спусковые краны, указатели уровня);
  • Разная арматура — устройства, применяемые, например, для отвода одной из фаз среды: конденсата (конденсатоотводчики), воздуха (вантузы), масла (маслоотделители) и др.

Помимо этого, запорную арматуру можно классифицировать по следующим типам:

  • По способу применения – области применения в той или иной производственной среде запорной арматуры могут разительно отличаться, поэтому арматура делиться на: промышленную, специальную, судовую, сантехническую арматуру
  • По конструктивным типам арматуры – в этой классификации типы арматуры подразделяются в зависимости от их конструктивных особенностей (задвижки, затворы, краны, клапаны)
  • По способу присоединения – в данном случае рассматривается способ присоединения арматуры к трубопроводу (присоединения с помощью муфт, фланцев, штуцеров или сварки)
  • По способу герметизации арматуры – относительно внешней среды (арматура сальниковая, мембранная, шланговая, сильфонновая)
  • По способу управления арматурой. С точки зрения способа управления, арматура подразделяется на арматуру, управляемую дистанционно, арматуру с автоматическим управлением и арматуру с ручным управлением

Основными параметрами, по которым происходит выбор той или иной запорной арматуры, является:

  1. Условный диаметр прохода Dy – внутренний диаметр трубопровода, к которому присоединяется арматура
  2. Рабочее давление P – давление, при котором происходит эксплуатация арматуры
  3. Условное давление среды Ру – номинальное давление среды, соответствующее обычно рабочему давлению при температуре среды t = 0-120 0С для чугунной арматуры и t = 0-200 0С для арматуры из углеродистой стали
  4. Пробное давление – давление, при котором производится гидравлическое испытание арматуры на прочность.

В нашей компании принято обозначать всю производимую продукцию общепромышленной маркировкой согласно с международными стандартами. Это сделано для более удобного обозначения продукции и краткого описания товара. Расшифровать обозначения можно следующим образом:

Вся запорная арматура по классификации имеет стандартный вид обозначения XXaaYYbb

Где XX и YY имеет цифровое обозначение

aa и bb буквенное обозначение

«XX» первые цифры обозначают тип арматуры:

  • 10 – кран (пробно-спусковой)
  • 11- кран (для трубопровода)
  • 12 – запорное устройство указателя уровня
  • 13,14,15 – клапаны (вентили) запорные разнообразных типов и конструкций.
  • 22,24 – клапан отсечной
  • 16 – клапан обратный
  • 17 – клапан предохранительный
  • 19 – затвор обратный, клапан герметичный
  • 20 – клапан перепускной
  • 18,21 – регулятор давления
  • 23 – клапан распределительный
  • 27 – клапан смесительный
  • 30,31 – задвижка
  • 32 – затвор поворотный
  • 33 – задвижка шланговая
  • 40 – элеватор
  • 45 – конденсатоотводчик

Тип трубопроводной запорной арматуры коротко обозначает назначение, основные конструктивные и функциональные особенности устройств.

Затем следуют буквы «аа», они обозначают материал корпусных деталей.

  • С – Углеродистая сталь
  • ЛС – легированная сталь
  • НЖ – нержавеющая сталь
  • Ч – серый чугун
  • КЧ – ковкий чугун
  • ВЧ – высокопрочный чугун
  • Б – латунь, бронза
  • А – алюминий
  • МН – монель-металл
  • П – пластмасса
  • ВН – винилпласт
  • К – фарфор
  • ТН – титановый сплав
  • СК – стекло

После следуют цифры «YY» обозначающие номенклатурную общепромышленную серию

Далее будет последние обозначение «bb», описывает материал уплотнительных поверхностей затвора:

  • БК – без колец
  • БР – латунь, бронза
  • МН – моннель-металл
  • НЖ – нержавеющая сталь
  • НТ – нитрированная сталь
  • БТ – баббит
  • СТ – стеллит
  • СР – сормайт
  • К – кожа
  • Э – эбонит
  • Р – резина
  • П – пластмасса
  • ВП – винилпласт

Пример расшифровки по классификации запорной арматуры:

Рассмотрим один из самых популярных примеров. У 15с68нж

15 –клапан запорный

С – из углеродистой стали

68 – номенклатурное обозначение

НЖ – уплотнительный материал выполнен из нержавеющей стали

Международный стандарт классификации запорной арматуры внёс ясность в общие правила разработки, принятия, принятия и применения в арматуростроении стран утвердивших данный ГОСТ.

Типы задвижек

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Задвижки применяются для перекрытия движения рабочей среды в трубопроводах. Как правило, задвижка состоит из корпуса, в который помещается клиновидный или плоский затвор, двигающийся перпендикулярно потоку жидкости. В закрытом положении затвор прилегает к уплотнительным седлам, что обеспечивает герметичность перекрытия рабочей среды. Запорный элемент приводится в движении шпинделем или штоком, который перемещается при вращении маховика. В некоторых задвижках для движения штока используются редукторы, а также электрические, гидравлические и пневматические приводы.

Какие бывают задвижки

Различают следующие типы задвижек:

  • Клиновая;
  • Шиберная;
  • Шланговая.

Клиновая задвижка

В клиновой задвижке плоскости запорного элемента и уплотнительные седла расположены под углом друг к другу. Клин может быть жестким или состоять из двух дисков, соединенных между собой.

Задвижка с жестким клином отличается более простой конструкцией, однако не лишена некоторых недостатков. Для герметичного перекрытия рабочей среды угол клина и уплотнительных седел должны точно совпадать. Для движения шпинделя требуются значительные усилия, а перепад температур может вызвать деформацию запорного элемента и заклинивание задвижки.

Дисковая задвижка не требует такой точности совпадения углов клина и седел, поскольку затвор обладает некоторой возможностью самовыравнивания или самоустановки. Движение шпинделя в дисковой задвижке легче, чем в устройстве с жестким клином, но такая конструкция отличается большими размерами.

Задвижка с упругим клином обладает еще большей способностью к самовыравниванию, поскольку в ней диски затвора соединены между собой упругим элементом. Устройство такой задвижки позволяет герметично перекрывать рабочую среду даже если угол посадочных седел не точно совпадает с углом клина. Такая запорная арматура обладает большей надежностью чем устройство с жестким клином и меньшими размерами, чем обычная дисковая задвижка.

Параллельная задвижка представляет собой вариант клиновой задвижки, у которой диски клина и уплотнительные седла расположены параллельно. Такая конструкция задвижки значительно снижает вероятность заклинивания в закрытом положении. Подобные запорные устройства часто применяются в трубопроводах, подверженных перепадам температур.

Тип клина выбирается производителем задвижки исходя из ее эксплуатационных характеристик. Так, задвижка 30ч6бр, Ду 50, как правило, имеет дисковый параллельный клин.

Шиберная задвижка

Шиберная или ножевая задвижка отличается меньшими габаритами, чем устройства с клином или дисками. Этот класс задвижек имеет затвор в виде плоскости, которая как нож разрезает поток рабочей среды, двигаясь внутри корпуса. По принципу действия шиберные задвижки напоминают гильотину и устанавливаются на трубопроводы с вязкой, дисперсной или даже сыпучей средой. К недостаткам таких устройств следует отнести их относительно низкую герметичность

Шланговая задвижка

В корпус шланговой задвижки встроен гибкий патрубок, который в закрытом положении пережимается специальным запорным механизмом, приводимым в движение штоком. Шланговая задвижка имеет полнопроходное сечение, а рабочая среда не контактирует ни с одной деталью устройства, за исключением патрубка. Шланг может быть изготовлен из резины устойчивой к различным агрессивным жидкостям, что позволяет устанавливать такие виды задвижек там, где другая запорная арматура быстро выйдет из строя.

Шланговые задвижки требуют регулярной замены патрубка, однако при условии правильного обслуживания их срок эксплуатации может составлять десятки лет.

Другие характеристики задвижек

Кроме принципа работы, задвижки могут отличаться материалом корпуса, видом присоединения, типом движения шпинделя, а также эксплуатационными характеристиками.

Корпус задвижки может быть изготовлен из стали, алюминия и других нержавеющих металлов или чугуна. Чугунные задвижки отличаются относительно невысокой ценой, однако устанавливать и эксплуатировать их надо с осторожностью, поскольку материал их корпуса довольно хрупкий. Стальные задвижки подходят для использования в трубопроводах с высокой температурой транспортируемой среды.

Шпиндель задвижки может быть выдвижным или полностью находиться внутри корпуса. Задвижки с выдвижным шпинделем легче обслуживать, однако они имеют большую строительную высоту и зачастую не могут быть установлены в трубопроводы с ограниченным пространством для монтажа.

При выборе задвижки следует в первую очередь следует учитывать диаметр условного прохода (Ду), номинальное давление (Ру), на которое рассчитано устройство, а также тип рабочей среды. Исходя из этих параметров и учитывая назначение задвижек подбирается их тип, материал корпуса и способ присоединения к трубопроводу.

Маркировка задвижек представляет собой буквенно-цифровой код, который содержит следующие данные:

  • Тип арматуры (для задвижек – 30, 31);
  • Материал корпуса;
  • Привод;
  • Порядковый номер, присвоенный ЦКБА;
  • Материал уплотнительных колец;
  • Исполнение задвижек.

Запортная арматура: применение, виды, стандартизация

Запорная арматура является неотъемлемой частью трубопроводных систем различного назначения. Она необходима для перекрытия потока рабочей среды. Функциональные элементы арматуры дают возможность плавного изменения параметров с фиксацией площади просвета от положения «открыто» до позиции «закрыто» с определенной степенью герметичности.

Применение запорной арматуры

Элементы запорной арматуры используются в инженерных системах общетехнического назначения и для работы в специальных условиях. Допускается монтаж на трубопроводы со следующими типами рабочей среды:

  • водой;
  • паром;
  • газами;
  • нефтью и нефтепродуктами;
  • химическими веществами, в том числе агрессивными (специальное исполнение).
Читайте также:  Как поменять счетчик на воду?

Основными сферами применения являются предприятия жилищно-коммунального комплекса, энергосистемы, химическая, пищевая промышленность, сельское хозяйство, горнодобывающая, металлургическая, другие структуры.

В производстве запорной арматуры используются следующие материалы:

  • углеродистые и коррозионностойкие стали;
  • чугун;
  • титан;
  • цветные сплавы (латунь, бронза).

Виды запорной арматуры

Запорные устройства, перекрывающие поток рабочего вещества в трубе, классифицируются по способу остановки потока.

  • Задвижка. Ее запирающий элемент движется перпендикулярно потоку рабочей среды.
  • Вентиль. Ее запирающий элемент перемещается вдоль движения потока рабочей среды.
  • Шаровый кран. Ее запирающий элемент поворачивается вокруг оси устройства перпендикулярно потоку рабочей среды.

Задвижки

Изделия данного типа используются на технологических линиях и в транспортных трубопроводах промышленного назначения. Задвижка изготавливается в следующих исполнениях:

  • с ручным управлением;
  • с электроприводом в стандартном и взрывоопасном исполнении;
  • с гидроприводом.

На запорной арматуре большого диаметра при ручном управлении устанавливается редуктор с червячной, конической или цилиндрической передачей для уменьшения усилия на маховик. Если шпиндель задвижки расположен горизонтально, электропривод монтируют на опоре, червяк и роликоподшипник густо смазывают маслом.

  • условное давление, Р, МПа (кгс/кв. см): 0,16 (1,6) – 25,0 (250);
  • диаметр условного прохода, D, мм: 50–2000;
  • температура рабочей среды, К (°С): +213 (-60) − +838 (+565).

Классификация задвижек

По конструкции шпинделя запорной арматуры различают задвижки:

  • с невыдвижным (вращаемым) шпинделем. При открытии и закрытии элемент совершает только вращательные движения, резьба контактирует с рабочим потоком;
  • с выдвижным шпинделем. Запорный элемент движется поступательно, гайка и ходовая резьба вынесены из полости задвижки.

По конструкции затвора:

  • клиновые задвижки. Уплотнительные кольца в конструкции расположены под углом. Арматура может иметь цельный упругий или жесткий клин либо двухдисковый составной запирающий элемент;
  • параллельные задвижки (шиберные). Уплотнительные кольца расположены параллельно друг другу. Затвор запорного устройства может выполняться в форме листа или диска либо в виде двух дисков с распорным клином или пружиной. Параллельные задвижки чаще всего отливаются из чугуна, используются в системах транспорта газа и воды. Модели с выдвижным шпинделем монтируются на трубы с диаметром не менее 50 мм.

Особенности задвижек

Арматура имеет простую конструкцию, характеризуется неприхотливостью в эксплуатации, высокой степенью ремонтопригодности. Функционирует в позициях «открыто» и «закрыто». При частой фиксации затвора в промежуточном положении возникает вибрация, что приводит к разрушению задвижки.

Вентили

Вентилем называется устройство, в котором движение запирающего элемента производится посредством ходовой гайки и шпинделя (резьбовой пары). Арматура обладает свойством самоторможения, поэтому запорный орган можно оставлять в любом промежуточном положении.

Основные характеристики вентилей:

  • материал основных деталей − серый чугун марки не ниже СЧ18–36;
  • диаметр условного прохода, D (мм): 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200;
  • тип присоединения к трубопроводу: фланцевое или муфтовое;
  • материал уплотнений затвора: фторопласт-4, кислотощелочестойкая резина средней твердости;
  • рабочая среда: пар, вода;
  • максимальная температура в трубопроводе, К (°С) − 489 (225).

Классификация вентилей

По конструкции корпуса:

  • проходные. Вентили такого типа монтируются на прямолинейных участках трубопровода, где не допускается уменьшение потока рабочей среды. Проходная арматура имеет большой вес и высокое гидравлическое сопротивление;
  • прямоточные. Патрубки такого запорного вентиля расположены противоположно друг другу. Корпус более компактный, но длинный и тяжелый. Гидравлическое сопротивление ниже, чем у проходных моделей;
  • смесительные трехходовые. Такие запорные вентили могут иметь три или четыре присоединительных патрубка. Устройства используются для соединения нескольких потоков с разными рабочими средами: газообразными и жидкими. Смесительные вентили используют для стабилизации рабочей температуры, процесса разжижения, дозирования реагентов и т. д.;
  • угловые. Запорные вентили этого типа имеют перпендикулярно расположенные присоединительные патрубки, монтируются в местах поворота магистрали.

По типу регулирующего элемента:

  • односедельные. Клапан выполнен в виде иглы с переменным по длине сечением. Запирающий элемент может крепиться к шпинделю или быть с ним одним целым. Клапан монтируется в корпусе посредством резьбы, но не обеспечивает герметичность при закрывании. Вентиль подходит для работы в системах с небольшим потоком газа;
  • двухседельные. Такие вентили разгружают шток по оси при разности давлений на входе и выходе. Слабый подъем регулирующего элемента не обеспечивает достаточную плотность запирания.

По степени герметизации:

  • сальниковые. Они имеют простую конструкцию, невысокую стоимость. Устройство такого вентиля предусматривает возможность смены сальника или донабивки;
  • сильфонные. Предназначаются для работы с опасными (токсическими, взрывоопасными) веществами, когда утечка недопустима. Уплотнение отличается высокой надежностью, но не подлежит ремонту.

Особенности вентилей

Вентиль имеет достаточно простую конструкцию, характеризуется надежностью и удобством в использовании. Недостаток такой запорной арматуры – высокое гидросопротивление, которое приводит к образованию застойных зон.

Шаровые краны

Кран представляет собой изделие, в которой сферический запирающий элемент поворачивается вокруг оси, располагающейся произвольно по отношению к движению рабочего потока. Устройство дает возможность не только полностью перекрывать поток, но и регулировать его движение. Материал изготовления шаровых кранов ГОСТом не регламентирован, его устанавливает изготовитель для каждой конкретной модели. То же самое относится к рабочим средам, параметрам и применимости запорной арматуры. Основной характеристикой изделий является номинальный диаметр (DN). Для шаровых кранов этот показатель составляет от 10 до 500 мм.

Конструктивные требования

Шаровые краны должны открываться поворотом шпинделя по часовой стрелке, если в конструкторской документации не указано обратное. Для крайних положений предусмотрены ограничители поворота пробки. Расположение рукоятки должно соответствовать направлению проходного канала шара. В конструкции запорного устройства предусматривают также элемент, обеспечивающий непрерывную электропроводимость. Снятие статического напряжения осуществляется только искусственным путем.

Классификация шаровых кранов

Эту запорную арматуру классифицируют по типу проточной части корпуса, выделяя:

  • полнопроходные краны,
  • краны с зауженным проходом.

По типу присоединения к трубопроводу:

  • муфтовые,
  • фланцевые,
  • цапковые,
  • штуцерно-торцовые,
  • по приварку.

По состоянию крана с приводом:

  • нормально открытые (НО),
  • нормально закрытые (НЗ).

По типу управления:

  • с ручным приводом;
  • с механизированным приводом (гидро-, электро-, пневмоприводом);
  • с механизированным приводом и ручным дублером.

По количеству и типу соединяемых патрубков:

  • проходные;
  • угловые;
  • смесительные (с тремя и более патрубками).

Номенклатура шаровых кранов на некоторых заводах включает изделия для монтажа в грунт. Такие модели имеют высокую вентильную ось, которая вместе с маховиком выводится на поверхность земли.

Область применения шаровых кранов

Арматура данного типа широко используется в системах питьевого водоснабжения, отопления, в пожарных гидрантах, пневмосистемах, трубопроводах, транспортирующих масла, пищевые растворы, нефтепродукты, химически агрессивные вещества и т. д. Простая конструкция и легкое использование позволяют устанавливать их не только на промышленных объектах, но и в жилых домах.

Особенности запорных кранов

Шаровые краны неприхотливы в эксплуатации, имеют компактные размеры и малый вес, не требуют технического обслуживания. Для перекрывания потока не приходится долго вращать ручку шарового крана – достаточно повернуть ее на 90°.

В отличие от регулирующих моделей шаровые краны предназначены для перекрывания потока рабочей жидкости, то есть имеют два основных положения: «открыто» и «закрыто». Возможно плавное изменение скорости движения среды, но оставлять пробку в промежуточном положении нежелательно. Под давлением жидкости стачивается острая кромка крана и нарушается герметичность.

Стандартизация запорной арматуры

Основные параметры всех типов запорной арматуры регламентированы ГОСТом, поэтому при изготовлении на корпусы устройств наносят соответствующую маркировку. Цифровое и/или буквенное обозначение может содержать информацию о заводе изготовителе, материале изделия, диаметре условного прохода, допустимых рабочих параметрах и т. д. Маркировка ускоряет процесс выбора, а стандартизация размеров упрощает монтаж.

ООО «НЕМЕН» – официальный представитель крупнейших российских и европейских заводов в области промышленного оборудования.

Разновидности запорной трубопроводной арматуры

Запорная арматура относится к разновидности арматуры трубопроводной. Основное ее предназначение состоит в полном перекрытии проходных отверстий в трубопроводах и повторное их открытие. Этим обеспечивается остановка потока проходящего по трубопроводу вещества с полной герметизацией проходного сечения. Управление осуществляется потоком жидкостей, пара, газа, нефтепродуктов и прочих веществ.

Арматура может устанавливаться на трубопроводах низкого и высокого давления. Обязательной характеристикой запорной арматуры является полное закрытие и полное открытие проходов трубопроводов. Работа арматуры с целью регулировки потока веществ может не обеспечиваться.

Запорная трубопроводная арматура включает в себя следующие виды устройств:

  • Запорные клапаны
  • Краны
  • Задвижки
  • Затворы

Конструкция запорной арматуры

Любой вид запорной арматуры имеет следующую конструкцию: корпус с патрубками, запорный орган, система управления приводом и сам привод. Конструктивные различия между видами арматуры определяются способом передвижения запорного органа и его конфигурацией. Остановимся на этих различиях более подробно.

Запорные клапаны

Эти устройства обеспечивают полное перекрывание или открытие прохода трубопровода. Если необходимо регулировать напор рабочей среды, то используются клапаны регулирующие. Существует также комбинированные, универсальные клапаны, которые могут и регулировать, и запирать проход. Это так называемые запорно-регулирующие клапаны. Запорное устройство в клапане, представляющее собой золотник, движется поступательно, по направлению потока.

Управление запорной арматурой производится несколькими способами: вручную, при помощи гидропривода, пневматического, электромагнитного или электрического устройства, а также с применением механических средств управления.

Основные преимущества клапанов:

  • Небольшой ход затвора
  • Простота конструкции, а, следовательно, высокая надежность
  • Обеспечение высокой герметичности
  • Малый износ уплотняющих поверхностей
  • Небольшие габариты и масса
  • Удобство обслуживания и простота ремонта

А теперь немного недостатков:

Клапаны можно использовать только на трубопроводах небольших диаметров

Краны как запорная арматура

Конструкция всех типов кранов примерно одинакова. Они состоят из корпуса и затворного устройства, перекрывающего поток вещества, идущего через кран. Краны бывают шаровые, цилиндрические и конические. Название их зависит от конструкции запорной арматуры. Например, у шарового крана, который является на сегодня наиболее популярным из всех видов кранов, рабочим органом является металлический шар. Вращаясь вокруг своей оси, шар перекрывает поток идущего по трубе вещества. Причем, кран позволяет не только полностью перекрывать или открывать трубопровод, но и частично регулировать напор.

Читайте также:  Как сделать сантехнику в ванной?

Перечислим основные преимущества кранов:

  • Краны могут быть использованы для работы в любой среде.
  • Для управления краном достаточно обычного поворота рукоятки. При этом отпадает необходимость использования дополнительных приводов для управления его закрытием или открытием.
  • Открытие и закрытие крана происходят за очень короткое время.
  • Краны обладают небольшими размерами.
  • Простота конструкции и отсутствие необходимости регулярного ухода.

Запорная трубопроводная арматура — задвижки

Задвижки относятся к наиболее простым устройствам, используемым для перекрывания проходов трубопроводов. Могут использоваться абсолютно для любых веществ. Состоят из корпуса, рабочего запорного устройства и привода. Рабочий орган задвижки может быть изготовлен из цветных металлов, чугуна, стали, нержавеющей стали. Корпус используется чугунный или стальной. Задвижки могут иметь выдвижной или не выдвижной шток. При использовании выдвижного штока появляется возможность транспортировать по трубопроводу даже агрессивные вещества.

Запорная трубопроводная арматура – задвижки подразделяется на следующие виды:

  • Клиновые
  • Шиберные
  • Параллельные
  • Шланговые

Принцип действия задвижки прост. Рабочий орган движется перпендикулярно к направлению движения потока. Он способен полностью перекрыть проход трубопровода. Хотя, если используется промышленная запорная арматура – задвижки могут быть регулируемыми. Управление работой задвижек осуществляется при помощи пневматического, гидравлического, электрического привода или вручную.

Основные преимущества задвижек:

  • Малое гидравлическое сопротивление
  • Небольшой коэффициент трения
  • Простая конструкция
  • Небольшая длина
  • Возможность использовать для любых веществ
  • Значительная высота задвижек, особенно при использовании моделей с выдвижными шпинделями
  • Значительное время закрывания и открывания задвижки
  • Быстрый износ уплотнительных поверхностей

Затворы, как разновидность запорной арматуры

Затворы могут перекрывать и регулировать поток вещества в трубопроводе. Запорным органом любого затвора является круглый диск, который поворачивается вокруг своей оси, перпендикулярно к направлению потока. Диск соединен с механизмом поворота посредством специального вала. Механизм поворота регулирует угол установки диска относительно потока, сужая или расширяя проход. После установки требуемого угла механизм надежно фиксирует диск в заданном положении.

Существуют также упрощенные затворы, механизм которых способен фиксировать диск только в открытом или закрытом положениях.

  • Затворы используются для любых диаметров трубопроводов.
  • Малые габариты.
  • Сравнительно простое устройство.
  • Простота обслуживания и ремонта.

Негативные стороны использования затворов:

  • При использовании труб значительного диаметра необходимо использовать для управления затворами специальные редукторы. Они позволяют уменьшить усилия, прикладываемые к рычагам управления затворами.
  • Сложности при очистке труб.
  • Герметизация затвора далека от идеальной.

Выбор трубопроводной запорной арматуры

Основные способы соединения запорной арматуры:

  • Сварное. Это наиболее прочный вид соединения. Применяется для трубопроводов, находящихся под давлением. При этом арматура должна иметь максимальный срок эксплуатации, поскольку демонтаж сварных соединений достаточно трудоемок.
  • Фланцевое. Наиболее надежной считается фланцевая запорная арматура. Ее монтаж и замена занимает минимум времени. Для крепления используются болты и гайки.
  • Муфтовое. Арматура может иметь наружную или внутреннюю резьбу, а также быстросъемные накидные муфты. Как правило, арматуру с муфтовыми патрубками используют для небольших диаметров труб, до 5 см.

Выбирать запорную арматуру следует, руководствуясь условиями ее потенциального использования. Некоторые разновидности арматуры могут быть взаимозаменяемы в определенных случаях.

Задвижки и затворы: Определения и описания

Задвижки и затворы: Определения и описания

Задвижки

К задвижкам относятся запорные устройства, в которых проход перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном движению потока транспортируемой среды.

В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки имеют следующие преимущества: незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе; отсутствие поворотов потока рабочей среды; возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости; относительно небольшая строительная длина; возможность подачи среды в любом направлении.

К недостаткам задвижек следует отнести: невозможность применения для сред с кристаллизующимися включениями; сравнительно небольшой допускаемый перепад давлений на затворе; невысокая скорость срабатывания; возможность получения гидравлического удара в конце хода; трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей затвора при эксплуатации.

Задвижки выпускаются с выдвижным шпинделем и невыдвижным.

Если ходовая гайка, соединенная со шпинделем, расположена на затворе и, соответственно, шпиндель при вращении углубляется в затвор, то данная конструкция называется “с неподвижным шпинделем”.
Если ходовая гайка расположена в корпусе и, соответственно, шпиндель выдвигается вверх над ходовой гайкой, то данная конструкция называется “с выдвижным шпинделем”.
В части конструкции затвора задвижки классифицируются на параллельные и клиновые.

Параллельные задвижки (шифр 30, 31)

В задвижках этого типа уплотнительные поверхности седел параллельны друг другу. Затвор в параллельных задвижках обычно называют “диском”, “шибером” или “ножом”.

Однодисковые задвижки (шиберные) применяют тогда, когда не требуется высокой герметичности. Жесткая конструкция затвора позволяет использовать их для довольно больших рабочих давлений и температур рабочей среды.

Двухдисковые параллельные задвижки. Эти задвижки обеспечивают достаточно хорошее уплотнение в затворе в закрытом положении, и их применяют, когда требуется надежная герметизация.

Клиновые задвижки. К клиновым относятся задвижки, затвор которых имеет вид плоского “клина”. В клиновых задвижках седла и их уплотнительные поверхности параллельны уплотнительным поверхностям затвора и расположены под некоторым углом к направлению перемещения затвора.

Задвижки выпускаются с цельным клином. Эта конструкция имеет ряд недостатков: повышенный износ уплотнительных поверхностей; потребность в индивидуальной пригонке седел и клина при сборе для обеспечения герметичности (это полностью исключает взаимозаменяемость клина и седел и усложняет ремонт); возможность заедания клина в закрытом положении в результате износа, коррозии или под действием температуры.

Задвижки с упругим клином. Конструкция затвора задвижек этого типа обеспечивает хорошее уплотнение прохода в закрытом положении без индивидуальной технологической подгонки, так как затвор выполнен в виде разрезанного (или полуразрезанного) клина, обе части которых связаны между собой упругим (пружинящим) элементом. Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, в закрытом положении последний может изгибаться в пределах упругих деформаций, обеспечивая плотное прилегание обоих уплотнительных составным клином или двухдисковые поверхностей клина к седлам.

Задвижки с упругим клином, как правило, применяются тогда, когда требуется весьма высокая степень герметичности затвора при закрытом положении задвижки. При необходимости задвижки сравнительно небольших типоразмеров можно заменить на клапан запорный вентильного типа или на кран.

Затворы поворотные дисковые (шифр 32)

Дисковые поворотные затворы – это тип арматуры, в котором запорный элемент в виде диска, диаметром приблизительно равным внутреннему диаметру трубопровода, открывается и закрывается вращением этого диска вокруг оси, перпендикулярной оси трубопровода.
Дисковые поворотные затворы позволяют соединить в одной конструкции две основные функции трубопроводной арматуры – регулирование и запирание потока.

Область применения дисковых затворов ограничена по сравнению с другими типами арматуры из-за того, что их конструкция плохо приспособлена для работы при средних и высоких давлениях рабочей среды.
Затворы выпускаются с различными видами уплотнения запорного элемента:

  • с эластичным уплотнением на диске;
  • с эластичным уплотнением в корпусе;
  • с эластичной рубашкой в корпусе;
  • с металлическим уплотнением.

Основное преимущество затворов с уплотнением в корпусе по сравнению с затворами с уплотнениями на диске – значительно меньшее воздействие среды на уплотнение, что существенно повышает долговечность последнего.
Эластичное уплотнение обеспечивает большую герметичность по сравнению с металлическим, но это достигается за счет снижения долговечности затвора.

Следует отметить, что при отсутствии затвора (или другого запорного устройства) можно изготовить в ремонтных мастерских сравнительно простую конструкцию затвора с эластичным уплотнением на диске.

Задвижка шланговая (шифр 33); Затвор шланговый (шифр 32)

Шланговая задвижка отличается тем, что рабочая среда проходит через эластичный патрубок (шланг), который, деформируясь под действием шпинделя, изменяет площадь проходного сечения, а следовательно, и расход рабочей среды.

Шланговые задвижки могут работать в любой среде, если последняя не разрушает материал шланга. Эластичные патрубки изготавливаются из резины (бензостойкой, маслостойкой, химически стойкой). Основное достоинство шланговых задвижек – полная герметизация рабочей среды от внешней, главный недостаток – небольшой срок службы эластичного патрубка.

Преимущества шланговой задвижки:

– исключается застой продукта, т.к. конструкция прямоточная с малым гидравлическим сопротивлением;
– в закрытом положении эластичный патрубок надежно перекрывает проход, отсекая подачу среды в отводящий трубопровод.

Недостатки шланговой задвижки:

– невысокая температура регулируемой среды до 80 град С;
– небольшое рабочее давление до 10 кгс/см2;
– для обеспечения зажима эластичного патрубка необходимо значительное усилие управления.

С точки зрения замен задвижку шланговую целесообразнее всего заменять мембранным запорным клапаном. Замена на сильфонный клапан, который тоже обеспечивает полную герметичность, удорожает систему.

По конструктивному выполнению и функциональному назначению к шланговым задвижкам близки шланговые затворы, имеющие шифр 32. На основании этого часто один тип этой арматуры заменяется другим.

Устройство перегородок в санузлах

Содержание

  1. Используемые материалы
  2. Виды перегородок
  3. Конструкция перегородки
  4. Как производится монтаж перегородок
  5. Достоинства перегородок

В общественных санузлах, душевых и туалетах для зонирования свободного пространства используют специализированные перегородки. С их помощью создают индивидуальные кабинки, в которых посетители могут скрыться от посторонних глаз и уединиться для проведения гигиенических процедур. Раньше для постройки перегородок использовали кирпич, который с двух сторон отделывался керамической плиткой. Такая конструкция была не практичной – ширина кирпичной перегородки достигала 15-18 см, а ее обустройство требовало значительных трудозатрат. Сегодня для постройки перегородок с дверьми в санузлах применяют современные материалы, не имеющие подобных недостатков.

Используемые материалы

Для изготовления перегородок используется три вида материалов:

  1. Ламинированный ДСП. Древесно-стружечную смесь пропитывают специальным клеем, затем спрессовывают в одно целое под высоким давлением. Получившийся материал сверху ламинируется полимерной пленкой, что придает ему устойчивость к механическим повреждениям, влаге и ультрафиолету.
  2. HPL -пластик. Этот материал изготавливается из нескольких слоев бумаги, которую пропитывают термоактивным клеем. Затем ее отправляют под пресс и нагревают. Высокая температура и давление приводит к полимеризации клея и бумаги, в результате чего образуется прочный, твердый, монолитный материал. Он не боится влаги, на нем не заводится плесень, болезнетворные микробы и грибок, пластиковая поверхность HPL выдерживает высокие нагрузки и хорошо очищается классическими бытовыми средствами.
  3. Каленое стекло. Стекло закаливается по технологии, сходной с закалкой металла, в результате чего приобретает высокую прочность и устойчивость к ударным нагрузкам. Устанавливается в индивидуальных ваннах, душевых, общественных заведениях, относится к бизнес и премиум-классу. Подходит для дома или квартиры из-за надежности, декоративного вида и простоты ухода. Даже в случае, если стекло в санузле будет разбито, то оно не образует острых осколков, как классическое.
Читайте также:  Какую сантехнику выбрать для ванной?

Кабинки изготавливаются и из других материалов: сэндвич-панелей толщиной 50 мм с утеплителем, сотового и монолитного поликарбоната, дерева и пр. Но эти варианты слабо распространены, поскольку имеют ряд недостатков по сравнению с ЛДСП, стеклом и HPL –пластиком. Их применяют только в случае, если монтаж производится дома или в особых условиях (к примеру, для создания термоизолированных кабинок).

Виды перегородок

Существует три типа перегородок:

  1. Эконом-класс. Изготавливаются из ЛДСП толщиной 16 мм и алюминиевого профиля. Подходит для установки в сантехнических помещениях с невысокой нагрузкой – торговых центрах и магазинах, в офисах, в административных зданиях, больницах и детских садах.
  2. Стандарт-класс. Изготавливается из ламинированного ДСП толщиной 16 или 25 мм, а также HPL –пластика. Используется утолщенный алюминиевый профиль и более качественная фурнитура. Подходит для монтажа в местах повышенной проходимости и там, где возможно действие вандалов: в школах, на стадионах и общественных объектах, в спортзалах, поликлиниках и других заведениях.
  3. Премиум-класс. Перегородки изготавливаются из каленого стекла или HPL –пластика, оснащаются качественной фурнитурой из нержавеющей стали. Если стекло ставится в общественном месте, то его матируют или наносят рисунок.

Конструкция перегородки

Классическая перегородка из ЛДСП для санузла имеет следующее устройство:

  1. Листы определенного размера. Для писсуаров используют одну перегородку, для создания кабинки – два боковых листа и дверь.
  2. Каркас из алюминиевого профиля. Каркасная конструкция придает кабинкам дополнительную прочность и устойчивость, поскольку крепится к стенкам и полу. Также алюминиевый профиль укладывается на торец ЛДСП, защищая его от влаги и повреждений.
  3. Набор фурнитуры для монтажа: крепления, стойки, замки, петли, крючки, запоры и пр. Чем качественнее фурнитура, тем дольше служит перегородка – современные модели рассчитаны на десятки тысяч открываний-закрываний.

Если используются пластиковые HPL -листы или каленое стекло, то алюминиевый профиль не применяется – используется только специализированная фурнитура из нержавеющей стали. Стандартные размеры кабинки: высота 200 см, ширина 100 см, глубина 1,3 метра. Если санузел строится для детей или инвалидов, то размеры изменяются под нормативные.

Как производится монтаж перегородок?

Обустройство перегородок производится по следующему алгоритму:

  1. На объект выезжает замерщик. Он изучает помещение, составляет его план с учетом инженерных сетей и коммуникаций, демонстрирует заказчику материалы и отвечает на имеющиеся вопросы.
  2. На основе составленного ТЗ создается проект конструкции, делаются расчеты количества материалов и фурнитуры, подбирается материал и нарезается по нужным размерам.
  3. Материалы доставляются на объект, производится разметка по полу и стенам. При необходимости проводится ремонт поверхностей в санузле, чтобы профиль крепился к прочному основанию.
  4. К листам крепится профиль, устанавливаются стойки. При помощи дюбелей крепится пристенный профиль, к нему саморезами прикручиваются листы, устанавливается верхняя часть профиля.
  5. Конструкция возводится кабинка за кабинкой. По окончании к профилю или на листы устанавливают петли, навешиваются дверцы, производится их регулировка по зазору.
  6. Производится установка оставшейся фурнитуры, заделываются швы, строительный мусор собирается и вывозится.

После этого объект сдается заказчику, который оценивает качество монтажа и материалов. Серьезные компании обязательно дают гарантию на проделанную работу и материалы.

Достоинства перегородок

К преимуществам перегородки для общественного санузла относится:

  1. Возможность монтажа в любое время года, в неотапливаемых помещениях. Для установки не нужны влажные работы, не обязательно наличие электроэнергии – достаточно просто освещения и ручного инструмента в виде дрели, перфоратора и шуруповерта.
  2. Скорость монтажа перегородки. Бригада монтирует до 10 полноразмерных кабинок за рабочую смену. Для сравнения – за смену бригада строит 2-3 кирпичных перегородки, на следующий день производится их облицовка керамической плиткой, то есть монтаж 10 кабин растягивается на рабочую неделю.
  3. Устойчивость к влаге или коррозии. Гипсокартон или филенчатые двери не допустимо применять в помещениях с повышенной влажностью, поскольку они разрушаются. На ЛДСП, пластике и стекле не появляются черные пятна и не заводятся бактерии, они не боятся влаги и ударов.
  4. Простота ухода. Для очистки поверхности допускается использовать стандартные бытовые моющие средства и ветошь. Использование абразивных материалов не рекомендуется, но в случае сильного загрязнения вполне возможно. Если санузел расположен в публичном месте, но на поверхность допускается нанесение антивандального покрытия.
  5. Малый вес, актуальная цена. Конструкция не перегружает фундамент или основание, поэтому не требуется дополнительное укрепление. Стоимость офисной перегородки вполне доступна и начинается от 1100 рублей за м2.
  6. Возможность срочного ремонта. В случае, если перегородки подверглись воздействию вандалов, то их легко восстановить, просто заменив сломанные и поврежденные листы на новые. Замена фурнитуры также не вызывает сложности или проблем.
  7. Срок службы от 10 лет. Правильно рассчитанная и установленная перегородка из ЛДСП служит 10-15 лет, стеклянная – от 30 лет. При необходимости ее можно демонтировать и перевезти на новое место с малыми затратами (потребуется только новый крепеж).

Сантехническая кабина в панельном доме, что нужно знать про сантехкабину

Вступление

Вопрос, что такое сантехкабина придет к вам, когда вы захотите сделать капремонт санузла или объединить ванную с туалетом в своём панельном доме.

Сантехническая кабина это

Я знаю, что сантехническая кабина это цельная строительная конструкция, изготовленная на заводе. Предназначена она для модульной сборки панельных домов. Её установка осуществляется краном на необходимое место во время монтажа коробки панельного дома. При этом данный элемент конструкции не имеет несущих функций. Он полностью готов к монтажу сантехники.

Важно отметить, что в монолитных домах сантехкабины не устанавливаются.

Смотрим на сантехкабину

Прежде всего, давайте поймём, как сантехкабина располагается в квартире. Что значит, сантехническая кабина это цельная строительная конструкция.

На представленном фото вы можете видеть, стандартную сантехническую кабину, стоящую на дворе завода бетонных изделий.

Мы видим, что это куб с двумя отверстиями, который станут проёмами для дверей после монтажа кабины. У кабины есть пол и потолок. На крыше кабины есть проушины для её установки в дом.

Обратите внимание, что в кабине уже на заводе монтируются стояки водопровода и канализации. Это место, огороженное в кабине в квартире, называется сантехнический шкаф.

Наиболее важен не внешний вид отдельно стоящей кабины. Важно, как она располагается в квартире. Если мы будем понимать расположение кабины по отношению к конструкции панельного дома, то поймём, сколько свободного пространства даст слом кабины.

Воспользуемся материалом интернет, например, такие фото.

Возможно, эти фото не универсальны. Однако очевидно, что они дают понимание, как расположена сантехническая кабина в панельном доме.

По практике, после слома кабины, вам удастся выиграть 5-7 см с трех сторон кабины по стенам и 15-25 см по высоте потолка.

Еще замечу, что высота потолков кабины значительно ниже, чем во всей квартире. Поэтому, снос только потолка кабины, хороший приём увеличить простор ванной и/или туалета.

Материал стен и потолка сантехкабины

По материалу стен и потолка, сантехкабины бывают из:

Асбестовых, иначе шиферных плит. Стены и потолок это полые конструкции, обшитые плоскими шиферными листами. Это самая неудачная конструкция кабины, встречаемая в домах до 1998 года постройки. Во-первых, вредная для здоровья. Во вторых, в такой кабине не получится хороший ремонт.

Гипсовых плит. Более качественные сантехкабины из гипсовых плит. По конструкции стены и потолок таких кабин, это 4-6 см армированные плиты из гипсового раствора. Качество таких кабин значительно лучше шиферных.

Пол сантехкабины

Основание сантехкабины отличается от стен и потолка. Чаще, это бетонная плита, выполненная в виде поддона. Поддон кабины хорошо виден на её пороге.

Обычно, пол кабины не трогают при сносе. Часто демонтажу подвергается порог кабины, чтобы сровнять в неё пол. Однако назначение порога, задерживать воду при протечках, при его демонтаже становится не выполнимым.

Размеры сантехкабин

Смотрим Гост 18048-80, под названием «Кабины санитарно-технические железобетонные». В нём видим все размеры типовых сантехнических кабин серий от 1СК до 8 СК с большой таблицей их размеров.

Я приведу эту таблицу, хотя не понятно, как вы сможете узнать тип своей сантехкабины для использования этих таблиц.

Исполнение кабин

Существует два типа заводского исполнения сантехкабин, по расположению ванной:

  • Левое. Ванна слева;
  • Правое. Туалет слева.

Выводы

В заключении хотелось сделать выводы. Если у вас в квартире сантехкабина, вам с одно стороны повезло с другой стороны, не повезло совсем.

Повезло потому, что вы можете кабину сломать и увеличить пространство ванны, даже не объединяя ванну и туалет.

Не повезло, если ваша кабина из асбеста. Ломать такую кабину надо, выбора для качественного ремонта нет. А это серьёзные расходы и масса проблем, которые мы преодолеем в этой серии статей.

Ссылка на основную публикацию