Какое должно быть освещение в магазинах

Какое должно быть освещение в магазинах

Ошибки при организации торгового освещения: на что обратить внимание

  • Недостаточно продуманное освещение. Во многих магазинах больше внимания уделяют проходам, но нельзя забывать про направленный свет. Особенно это касается продажи эксклюзивных и дорогих вещей.
  • Неправильная цветовая температура. «Теплые» продукты нужно подсвечивать теплым спектром, а «холодные» соответственно холодным. Значение цветовой температуры в торговом освещении очень велико. Даже исследованиями доказано, что она позволяет увеличивать продажи.
  • Неправильная организация общего освещения. Светильники общего света направляют в сторону крыши или торгового оборудования, а они должны освещать сами товары и проходы для покупателей.
  • Использование устаревших светильников. Как правило, это галогенные лампы, которые ведут к переплате за электроэнергию. Сегодня уже активно используются более современные светодиодные светильники – экономичные, с максимальной светоотдачей, долговечные (служат 50-100 тыс. часов) и нетребовательные в обслуживании.

Самое важное в организации торгового освещения

Обязательное условие качественного света в торговом зале – достаточный уровень освещенности. Нормы освещения торговых помещений устанавливаются соответствующим документом. Это свод правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». В нем же можно найти нормы освещения офисных помещений. Как и в случае с торговым залом, они обеспечивают благоприятные условия для сотрудников.

Искусственное освещение в торговых залах должно быть организовано в нескольких зонах. Для каждой из них существует своя норма освещенности, измеряемая в люксах (лк):

  • Кассовая зона – 300-500 лк.
  • Витрины – 300 лк.
  • Торговые ряды и стойки с товарами в магазинах без самообслуживания – 300 лк.
  • Торговые залы супермаркетов – 500 лк.
  • Залы продовольственных магазинов с самообслуживанием – 400 лк.
  • Зона новинок (манекены или стойки) – от 500 до 1500 лк.
  • Примерочные – от 300 лк.

Освещение кассовой зоны

Для кассовой зоны принимают, как правило, более высокие значения освещенности, нежели рекомендуют нормы. Наиболее распространен уровень 1000-2000 лк. Это объясняется тем, что здесь проводятся работы повышенной зрительной нагрузки. Кроме того, важно сделать на кассах акцент, чтобы покупатель сразу видел, куда ему нужно подойти для покупки товара. Для этого над кассой размещают линейные подвесные или несколько точечных светильников, которые позволяют создать яркое световое пятно.

Осветительные приборы, устанавливаемые в кассовой зоне, должны иметь антибликовую решетку или микропризматическую оптику (HDP). Чтобы на этом участке было удобно и продавцам, и покупателям, необходимо соблюдать требование к показателю дискомфорта UGR. Он не должен превышать 19.

Нюансы витринного освещения

Подробнее о витринном освещении говорится в пункте 7.5.7 СП 52.13330.2016. Если на витрине представляют темные товары, то допускается увеличивать освещенность на одну ступень. Со светлыми товарами наоборот – ее нужно понизить на одну ступень.

Особое значение имеет акцентное освещение торговых помещений, которое позволяет обратить внимание покупателя на конкретные товары или их группы. Свод правил рекомендует ограничить площадь акцентирующего света до 20% от площади витрины.

Поскольку витрины обращены на улицу, установленные в них светильники должны быть размещены так, чтобы их свечение и лучи, отраженные от выставленных товаров, не давали блики, которые могут попасть в центральное поле зрения водителей и пешеходов, если они находятся на расстоянии менее 1 м от стекла.

Освещение магазина продуктов питания

Освещение, обеспечивающее возможность комфортного выбора, точную передачу цвета продуктов и функциональное зонирование, привлечет покупателей и повысит уровень продаж в вашем магазине.

Свет может напрямую влиять на наши предпочтения и даже вкусовые ощущения. Из-за неправильно подобранной световой схемы в магазине продуктов питания можно сформировать неадекватное представление покупателей о качестве товаров и тем самым отпугнуть их. В сфере профессионального торгового освещения разработаны модели, которые позволяют избежать типичных ошибок в подборе света и помогают сделать товары более привлекательными и вкусными.

Свет и домашняя атмосфера

Покупка продуктов питания ассоциируется с домашним уютом, поэтому в магазинах продуктов питания, как правило, создается атмосфера с использованием «теплого» света. Для общего освещения можно использовать светильники с цветовой температурой от 3000 К до 3600 К. Световые системы общего освещения могут быть любой конфигурации, главное – чтобы они давали равномерную заливку.

Общий свет принято комбинировать с акцентным. Для создания выделенных световых зон можно использовать трековые системы освещения, а также подвесные светильники купольного типа. В магазинах также бывают зоны распродаж, которые также принято выделять с помощью акцентного освещения. На фудкортах в больших торговых центрах часто используют сочетание линейных светосистем с прожекторами.

Мы поможем подобрать светильники на ваш объект

Степень освещенности различных зон магазина может быть различной. С одной стороны, продукты должны быть хорошо видны, поэтому свет должен быть комфортным. Не стоит забывать, что на упаковках товаров часто бывают мелкие надписи, которые покупатели читают и которые должны быть хорошо видны. С другой стороны, в винном отделе принято создавать затемненную зону с акцентным освещением, позволяющим читать этикетки. Часто в отделе с крепким алкоголем используются витрины. Здесь важно обратить внимание на антибликовые решения в освещении.

Особое внимание стоит обратить на сочетание схем освещения в разных зонах магазина. В среднем покупатель, проходя путь от выбора о покупки, трижды смотрит на товар: в витрине, при получении его в руки при общем освещении и на кассовой зоне.

При неправильно подобранном свете продукты, на витрине выглядящие превосходно, в другой ситуации могут потерять свою визуальную привлекательность для покупателя.

Свет и моделирование вкусовых эффектов

Цветовая температура акцентного освещения в магазине продуктов питания гораздо более разнообразна. Хлеб и красные продукты питания, например, мясо, подсвечивают теплым светом, а рыбу и морепродукты – «холодным» синим цветом, который усиливает ощущение свежести и естественности.

Торговое освещение

Отдельную сложность вызывает вопрос о том, как подсветить продукты, неоднородные по своему цвету, например, само мясо – красное, а прожилки в нем – белые. Недавно появились специализированные светильники с комбинированными чипами. Спектр таких светильников содержит больше красного и белого, поэтому мясо, освещенное ими, выглядит безупречно.

С холодным светом нужно быть очень аккуратным: в природе синий цвет ассоциируется с чем-то мертвым и несъедобным. Подсветив курицу или хлеб светильниками с температурой выше 5000 К, вы можете резко снизить продажи.

Очень важным фактором при подборе правильного освещения является точная передача цвета, поэтому для создания света в магазинах продуктов питания важен такой параметр, как индекс цветопередачи (CRI). Он должен быть максимально высоким, особенно когда речь идет о прилавках с фруктами и овощами, иначе красные и оранжевые фрукты будут выглядеть блёклыми и пожухлыми, а зеленые фрукты – с оттенком, уходящим в синеву.

Освещение, обеспечивающее возможность комфортного выбора, точную передачу цвета продуктов и функциональное зонирование, привлечет покупателей и повысит уровень продаж в вашем магазине.

Мы поможем подобрать светильники на ваш объект

Статьи по теме

В магазине, где торгуют стройматериалами и инструментом, необходимо правильно организовать общую, локальную и декоративную подсветку с использованием экономичных светильников, рассчитанных на длительную работу и с учетом параметров освещенности, предусмотренных санитарными нормами.

Цветы – товар особенный: требовательный к вниманию. Об этом заботятся они сами: подрастая, расцветая или просто привлекая формой и цветовым изобилием. Но об этом должны побеспокоиться и продавцы, создавая требуемые цветам осветительные нюансы.

Каким должно быть освещение торгового зала магазина? Ответы — на сайте компании «Световое оборудование»

Освещение магазина обоев

Качественное освещение магазина или шоурума – обязательное условие для эффективной работы и высоких продаж. Особенно, когда речь идет о магазинах, в которых продаются отделочные материалы. Только при качественном освещении такого магазина возможна выгодная презентация товара и адекватная оценка товара покупателем.

В условиях высокой конкуренции розничной торговли не внимательное отношение к освещению демонстрационных залов – непозволительная роскошь. И даже уникальный ассортимент и лучшие менеджеры по продажам не повлияют на ситуацию, если клиенту будет темно или если свет будет неточно отображать цвета обоев.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕТА В МАГАЗИНЕ. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

В магазине должно быть светло и комфортно. Общий свет работает для безопасного пребывания посетителей и работников магазина, а также обеспечения положительного покупательского опыта. Если от некачественного освещения у покупателя создается не комфортное ощущение в магазине, то вероятность покупки снижается в разы!

Рекомендуемый общий уровень освещенности магазина должен быть не менее 700 лк.

Освещенность демонстрационных стендов – 1000-1500 лк.

Цветопередача света – параметр характеризующий качество отображения цветов, а точнее степень соответствия цветов под выбранным источником света по сравнению с цветами при дневном свете – идеальным источником света. Известно, что цвета при дневном свете воспринимаются человеческим глазом естественно, поэтому при разработке источников света производители стремятся соответствовать дневному свету.

Сегодня качество цветопередачи светодиодных источников света не только соответствует дневному свету, но в некоторых случаях светодиоды могут отображать цвета насыщеннее, чем свет солнца, но об этом чуть позже.

Индекс цветопередачи (colour rendering index, CRI или Ra) – степень соответствия цветов под выбранным источником света в процентах. Чем меньше индекс, тем меньше соответствует свет эталонному – дневному.

Наибольшее распространение на рынке имеют светодиоды с Ra 80, они дешевле и это все объясняет, но говоря об освещении торговых объектов, не стоит экономить, потому что качество цветопередачи света влияет на то, как отображаются цвета и как воспринимаются покупателем. Чем хуже цветопередача, чем бледнее цвета, тем менее разнообразным воспринимается ассортимент.

Читайте также:  Как правильно вешать люстру к потолку

Это особенно важно, когда речь идет о бежевых цветах – самых популярных цветах для обоев. Если их освещать некачественным светом, то все оттенки бежевого цвета станут неразличимы.

Ниже иллюстрация того, как одни и те же цвета выглядят при освещении светодиодами с разной цветопередачей.

*Источники света с низкой цветопередачей делают цвета неотличимыми друг от друга.

Температура света – параметр характеризующий цвет света – теплый, холодный или нейтральный.

Для магазина обоев рекомендуется выбирать нейтральный белый (4000 К) для общего освещения и более теплый (3500-3000 К) для акцентов. При этом яркость (световой поток, лм) акцентного света должна быть в полтора-два выше общего. Причина в том, что теплый свет воспринимается менее ярким по сравнению с холодным.

ФОТО-ЭКСПЕРИМЕНТ: МАГАЗИН «ДОМ ОБОЕВ»

Чтобы наши утверждения не были голословными, мы всегда подкрепляем их доказательствами – фотографиями эксперимента по живому моделированию.

В этот раз площадкой для экспериментов для нас стал магазин обоев «Дом обоев» в ТЦ XL-2 (Мытищи).

Резюме: магазин имеет большую площадь, общее освещение в магазине удовлетворительное, имеет холодную цветовую температуру и достаточно равномерно освещает проходы и общие зоны. Акцентное освещение выполнено на разном оборудовании, преимущественно на устаревших МГЛ прожекторах, имеющих разную цветовую температуру и низкую цветопередачу. Стоит отметить, что количество используемого оборудования излишне, что при высокой потребляемой мощности совсем не выгодно.

Каждый МГЛ прожектор потребляет по 70 Вт, что в полтора раза больше, чем рекомендуемое нами светодиодное оборудование, это не учитывая того, что МГЛ нельзя сравнивать со светодиодными прожекторами по качеству света. Они сильно уступают. Но посмотрим же на примеры.

В эксперименте участвовали следующие источники света (слева направо)

  • МГЛ
  • Бюджетный светодиод с Ra 80 (3000 К)
  • Светодиод 4000 K c Ra 90
  • Светодиод 3000 K с Ra 90
  • Светодиод для насыщенной цветопередачи VIVID BRILLIANT (температура 3000 К)
  • Светодиод для натурального отображения цветов VIVID NATURAL (температура 3500 К)

Все прожекторы, участвующие в эксперименте, имеют одинаковую мощность (34 Вт) и одинаковый угол света (36 градусов).

Что можно сказать о качестве и характеристиках света?

Изображение 1: Очевидно, что свет от металлгалогенного прожектора проигрывает по всем параметрам, мы не будем его сравнивать с другими светильниками.

Изображение 2: Свет от светодиода с Ra 80 имеет ожидаемо средние характеристики. Цвета мало отличимы друг от друга. Это означает, что ассортимент обоев под таким светом будет выглядеть менее разнообразным, чем есть на самом деле. Также можно отметить, что в целом цвета менее насыщенные.

Изображение 3 и изображение 4. Цветопередача этих светодиодов отвечает современным требованиям по качеству света. Цвета хорошо отличимы друг от друга. Разница только по температуре света. 4000 К – холоднее, 3000 К – теплее. Мы рекомендуем эти светодиоды как хороший универсальный вариант для подсветки стендов.

Изображение 5: Светодиод для насыщенной передачи цветов VIVID BRILLIANT (температура 3000 К). Пример высокой насыщенности цвета, тот случай, когда цвета выглядят ярче и сочнее, чем под естественным светом. Этот светодиод часто применяется в освещении витрин. Цель применения такого светодиода: максимально насыщенное отображение цвета, который должен буквально «бить по глазам». Такое оборудование может быть рекомендовано для точечной подсветки, например для стенда с лимитированной коллекцией обоев.

Изображение 6, наш фаворит: Светодиод для натурального отображения цветов VIVID NATURAL (температура 3500 К). Отметим, что свет имеет нейтральную температуру света, если выбирать между теплым 3000 К и холодным 4000 К светом. То есть, такой вариант универсален и подойдет для любого интерьера и для разных обоев. При этом, светодиод серии VIVID делает отдельные цвета более выраженными, но не слишком, как в случае с VIVID BRILLIANT.

Эта разница особенно заметна на примере обоев с красным рисунком. Кстати, цветопередача красных и телесных (бежевых) цветов – это тот критерий, по которому часто происходит оценка качества цветопередачи светодиодов, потому что эти цвета наиболее сложные для цветопередачи. Чем хуже качество источника света, тем бледнее и серее будут эти цвета.

Сравним же светодиод с Ra 80, VIVID BRILLIANT и VIVID NATURAL (слева направо).

Очевидна разница в передаче красного цвета. Какой вариант выбирать, конечно, дело вкуса, но с точки зрения качественной презентации, наиболее выигрышно выглядят обои в свете специальных светодиодов серии VIVID.

Так выглядит освещение стенда одним прожектором со светодиодом для натурального отображения цветов VIVID NATURAL (температура 3500 К).

А сколько же всего нужно прожекторов и светильников общего света, узнаем дальше.

СКОЛЬКО СВЕТИЛЬНИКОВ НУЖНО ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ МАГАЗИНА?

Количество светильников рассчитывается, исходя из площади магазина, так, чтобы обеспечить необходимый уровень освещенности. Помимо площади помещения при расчете важно учитывать цвет стен и потолка, материалы отделки, высоту потолков и свет от других источников (естественный свет, другие светильники).

Для более эффективного общего освещения площади магазина рекомендуется использовать светильники с широким светораспределением.

Угол светильника определяет площадь освещения. Широкий угол используется для общего освещения, узкий – для акцентного.

Рассчитать необходимое количество светильников для конкретного помещения можно с помощью специального ПО, такого как, Dialux.

Светильники общего света выбираются исходя из бюджета и стиля помещения. В итоге осветительная система может быть как простой и лаконичной, так и сложной дизайнерской.

Мы предлагаем три серии светильников для общего освещения магазина обоев:

INI LED 60 ECO – бюджетные линейные светильники

RIMO LED max – встраиваемые светильники для среднего бюджета (таких светильников нужно больше, чем INI lED 60 ECO)

RINGO – декоративно-функциональные светильники для имиджевых магазинов

АКЦЕНТНЫЙ СВЕТ. ВЫБИРАЕМ ПРОЖЕКТОРЫ.

Светильники акцентного света используется для подсветки объектов показа – демонстрационных зон, стендов, логотипов.

Требуемое количество прожекторов определяется площадью объектов показа.

Для обеспечения необходимого уровня освещенности 1500 люкс на одном погонном метре стенда нужен один прожектор с углом светораспределения 45 градусов и световым потоком не менее 4300 лм.

Важно: Рекомендуемое расстояние от шинопровода до стенда 1 метр при высоте подвеса равной 3 метра, при высоте стенда равной 2,5 метра.

Расчет освещенности и визуализация освещения стенда с обоями (на примере прожекторы ANI LED spot):

Мы предлагаем три модели прожекторов для построения системы акцентного освещения (на выбор):

Вариант «ЭКОНОМ» – акцентные прожекторы LIO LED spot

ПЛЮСЫ: Низкая цена

МИНУСЫ: индекс цветопередачи – 80 CRI; ограничения по световому потоку и углу света, ограничение наклона корпуса (90 градусов).

Вариант «СТАНДАРТ» – акцентные прожекторы ANI LED spot

ПЛЮСЫ: индекс CRI 90; выбор светового потока и угла света, наклон корпуса на 320 градусов.

Вариант «ПРЕМИУМ» – акцентные прожекторы ANI LED spot со специальными светодиодами серии VIVID

ПЛЮСЫ: индекс CRI 90; улучшенное отображение цветов, выбор светового потока и угла света, наклон корпуса на 320 градусов, возможность комплектации шторками*, блендами, сотовыми блокираторами.

* Шторки прожектора позволяют ограничивать и концентрировать световой поток точно на объекте освещения, не засвечивая окружающее пространство. На изображении светорасчеты двух систем освещения со шторками и без для сравнения:

На практике применение шторок делает акцентное освещение еще более выразительным за счет концентрации света, а еще шторки являются своеобразными защитными блендами, ограничивающими попадание света в глаза клиентов.

Выбирая осветительное оборудование для Вашего магазина можно сочетать разные светильники по внешнему виду и техническим характеристикам. Для подсветки стенда с новинками нужен более мощный прожектор со светодиодом для насыщенного отображения цветов, а для стенда с недорогими обоями может подойти свет стандартного прожектора.

ПОЧЕМУ НУЖНО ВЫБИРАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ СВЕТА ИЛИ ПОЧЕМУ ХОРОШИЙ СВЕТИЛЬНИК НЕ МОЖЕТ СТОИТЬ 1500 РУБЛЕЙ?

Принять решение о модернизации системы освещения непросто. Но если речь идет об освещении розничного магазина, то выбор качественного оборудования не должен вызывать никаких сомнений. Вот несколько причин, почему нужно сделать выбор в пользу высококачественных светильников со светодиодными источниками света:

  • Не требуются обслуживание. Светодиоды работают дольше и без перебоев (в отличие от МГЛ)
  • Отсутствие ультрафиолетового излучения. Такой свет не разрушает пигменты в обоях
  • Отсутствие инфракрасного излучения. Светодиодные светильники не греются и не нагревают объекты показа, их можно располагать ближе к стендам
  • Качественная цветопередача
  • Больший выбор источников света по световому потоку и цветовой температуре
  • Энергоэффективность
  • Экологичность. Не требуется специальная утилизация
  • Диммирование. Светодиодные светильники управляются по всем известным протоколам

Цена бюджетных светильников складывается из низкокачественных комплектующих. Бюджетные светодиоды не могут похвастаться качественными характеристиками света, могут давать вредные излучения, и, что немаловажно, эти светодиоды мерцают, то есть, коэффициент мерцания таких светодиодов не соответствует нормам освещения общественных объектов. Мерцание светодиодов может вызывать плохое самочувствие и утомляемость. Низкокачественные источники света обладают низкой светоотдачей, то есть их использование бывает совсем не выгодно. А чтобы совсем сгустить краски, скажем, что были случаи, когда бюджетный прожектор падал вниз из-за того, что его адаптер (элемент крепления) разрушился. Всему причиной некачественные комплектующие.

Проектирование системы освещения торгового зала, магазина, шоурума включает в себя множество факторов. Источники света разных типов, цветов и яркости сочетаются с множеством моделей светильников. Для получения гарантированного результата, мы рекомендуем обращаться за квалифицированной консультацией в светотехнические компании.

Читайте также:  Как выбрать потолочный светильник для натяжного потолка

Отправив заявку в МДМ-ЛАЙТ, Вы получите проект освещения совершенно бесплатно!

Также мы можем провести оценку существующей системы освещения и предложить решение для ее модернизации.

Основные принципы освещения торгового зала

Качественное освещение торгового зала – это наиболее успешный и эффективный инструмент воздействия на покупателей со стороны продавца. Комфортный свет вызывает положительные эмоции, максимально увеличивает продолжительность пребывания клиента в торговом зале, оттеняет недостатки и подчеркивает преимущества товара и как следствие – повышает продажи.

Нормы освещения торгового зала

Основное правило, которое учитывается при расчете освещения магазина, заключается в том, что света должно быть достаточно для того, чтобы покупатель, совершая покупки, не испытывал дискомфорт.

В соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утвержденное постановлением Министерством строительства России от 2 августа 1995 года № 18-78) для проектирования освещения торговых залов используются следующие нормы:

  • торговый зал супермаркетов – от 400 – 700 Лк;
  • торговый зал магазина без самообслуживания – не менее 300 Лк;
  • торговый зал магазина: посудный, мебельный, стройматериалы – не менее 200 Лк;
  • примерочные кабины, зал демонстрации новых товаров – не менее 300 Лк;
  • помещение касс – от 300 – 500 Лк.

*Люкс (от лат. lux — свет; русское обозначение: лк, международное обозначение: lx) — единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ). Люкс равен освещённости поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 лм.

Освещаемые объектыУровень освещения на торговыхповерхностях, лк
Торговые залы супермаркетов500
Торговые залы магазинов без самообслуживания: продовольственных, книжных, готового платья, белья, обуви, тканей, меховых изделий, головных уборов, парфюмерных, галантерейных, ювелирных, электро-, радиотоваров, игрушек, канцтоваров300
Торговые залы продовольственных магазинов и магазинов самообслуживания400
Торговые залы магазинов: посудных, мебельных, спорттоваров, стройматериалов200
Примерочные кабины, залы демонстрации новых товаров300
Отделы заказов, бюро обслуживания200
Помещения для подготовки товаров к продаже: разрубочные, фасовочные, комплектовочные отделы заказов200
Помещения для подготовки товаров к продаже: помещения нарезки тканей, гладильные, мастерские магазинов радио-, электротоваров300
Помещения главных касс300
Мастерские подгонки нового платья400
Рекламно-декорационные мастерские, мастерские ремонта оборудования и инвентаря, помещения бракеров300

При недостаточной освещенности, то есть меньшей, чем указано в строительных нормах и правилах, зрение человека будет постоянно напрягаться, а вследствие этого покупатель будет испытывать дискомфорт, а значит и постоянным клиентом он вряд ли станет. В то же время слишком большое количество света также может привести к отрицательному эффекту. На сегодняшний день наиболее благоприятной считается освещенность в 1000 – 1500 Лк для торгового зала. Этот параметр замеряется на расстоянии одного метра от пола. Хотя индивидуальные особенности освещения могут варьироваться в зависимости от субъективных характеристик помещения, требований заказчика, окружающих условий. К примеру, освещенность отдельно стоящего магазина может и не превышать 700 – 800 Лк, но покупатели будут чувствовать себя вполне комфортно. А вот магазин, который располагается в большом торговом центре, с таким уровнем освещения будет проигрывать своим соседям.

В любом случае игра светом позволяет добиться необходимого уровня освещенности и соответственно более акцентного выделения некоторых отделов или сторон помещения.

Расчет освещенности торгового зала

Итак, как рассчитать освещение торгового зала? Для начала рассчитаем требуемый световой поток.

Fтребуемое=Sтп*Eнлм

где, Ен представляет собой нормативную освещенность (от 200 Лм);
Sтп – площадь торгового зала (к примеру, 80 кв.м.);

Таким образом, к примеру = 81*200= 16200 Лм.

На втором этапе расчетов определяем световой поток светильника:

ф= Eн*Кз* SТП*z/(n*u)

где, Кз является коэффициентом запаса освещенности (от 1,2 до 1,5);
z – представляет собой коэффициент, который характеризует неравномерность освещения. Он зависит от расстояния между светильниками и расчетной высотой z=f(l/hpассчетное)=1;
n- количество светильников;
u – является коэффициентом использования светового потока. Данная величина расчитывается как соотношение светового потока, падающего на расчетную поверхность к световому потоку от источников света.

Рассчитываем коэффициент использования светового потока – u=f(pnотолка; pcтен; pпола)

pnотолка – выражен в виде коэффициента отражения светового потока от потолка. Величина, зависящая от отражающей поверхности:
— для побеленных стен = 0,7;
— бетонные небелёные – 0,3;
— решетчатая конструкция -0,1.
pcтен – белая = 0,7; стеллажи = 0,5; небелёная со стеллажами = 0,3.
pпола = 0,1.

Для того, чтобы рассчитать количество светильников специалисты пользуются следующей формулой:

ф= Eн*Кз* SТП*z/(фтребуемое *u)

Если под данную формулу подставить наши значения, то получится:

ф=200*1,2*81*1*(16200*0,5)=19440/8100=2,4=2 светильника в ряду.

Далее определяем количество рядов светильников:

N=фтребуемое/ ф1ряда

Допустим, что наш светильник состоит из двух ламп, каждая из которых имеет мощность в 40 Вт и световой поток в 3150 Лм.

ф1ряда=2* 2 * 3150= 12600 Лм

Таким образом, нам потребуется 2551500 Лм. N=16200/12600= 1 ряд.

Расположение освещения в зале

После того как произведен расчет необходимого уровня освещенности торгового помещения, необходимого определить, как лучше расположить освещение в зале. Главный принцип создания световой композиции заключается в постепенном наращивании освещения к периметру и создании там выделенных световых зон. Это значит в том числе и то, что на всей площади торгового участка не должно быть затемненных зон. Только так можно создать направленное и равномерное движение покупателей. Интенсивность освещения достигается при помощи световых карнизов или использования оборудования со встроенной подсветкой, локальной подсветки отдельных участков, а также световых панно и указателей. Торговый зал, в котором освещение нарастает к задней стенке, покупатели воспринимают как укороченный, который можно легко и просто обойти. Свет манит покупателей к задней стенке. Особенно важна правильная схема световой композиции в крупных магазинах и в торговых залах, вытянутых вглубь.

Для того чтобы выделить собственный магазин в торговом центре необходимо учесть влияние соседей. Более ярко освещенный, использующий световые акценты магазин будет иметь явное преимущество, выделяться из череды торговых точек и заставлять посетителя торгового центра остановиться и зайти внутрь. Например, в одном торговом центре рядом находятся два магазина с одеждой. Один освещен мягким светом. Он прекрасно смотрелся бы, если рядом не находилась такая же торговая точка, но с более ярким освещением. В результате, первый магазин проигрывал уже с входа в него. Весь выставляемый товар казался блеклым и потускневшим. Такое восприятие у покупателей происходило на бессознательном уровне благодаря освещенности помещения.

Покупатель не любит затененных участков и темных углов и старается избегать их. Ведь при затемнении прилавка у клиента возникает мысль о том, что магазин пытается продать некачественный товар. Сильная, густая тень может привлечь внимание так же, как и световое пятно, – только к себе, а не к товару, который будет невозможно разглядеть. Поэтому освещение должно располагаться равномерно, для того чтобы создавать широту возможности выбора.

Единственный случай, когда можно играть с перепадами освещения – это свет в модном бутике. Зона яркого света олицетворяет собой активную самодемонстрацию и поиск партнера, а участок с приглушенным светом – последующее уединение с партнером. Но даже в таком случае, при создании магазина необходимо быть уверенным в квалификации дизайнера-светотехника, который не нанесет ущерб бизнесу.

В магазинах самообслуживания, особенно в крупных, часто применяются модульные подвесные системы с люминесцентными лампами.

Замечено, что для покупателя является дискомфортной та среда, в которой освещение зоны продажи товара распределено неравномерно или какой-либо источник света оказывает слепящее действие. Такое возможно при размещении подсветки сзади или сбоку товара. К тому же слишком высокая яркость отвлекает от товара, и покупатель испытывает раздражение. Низко расположенные осветительные приборы и подсветка торгового оборудования тоже могут создать эффект ослепимости. Это происходит в тех случаях, когда угол между источником света и уровнем глаз меньше 30°.

Если в торговом зале освещение сделать неравномерным, то покупатели будут двигаться по светлым зонам и максимально избегать затемненные. Поэтому по периметру помещения всегда необходимо устанавливать наиболее освещённые объекты, которые будут привлекать внимание покупателей.

Иногда, для того, чтобы создать сложный и извилистый маршрут движения клиентов создается освещение, которое подчеркивает особенности панировки. Так, потолочные светильники могут располагаться над проходами, образовывая «карту» помещения. Но в любом случае, основной акцент должен сосредотачиваться на товарах. Самый значимый свет должен совпадать с наиболее интересным для магазина товаром. Существенное световое акцентирование в интерьере возникает в тех случаях, когда освещенность в месте акцента в три раза превышает общую освещенность.

Освещение магазинов одежды

Маркетинг становится максимально успешным только тогда, когда в нем учтены все факторы, так или иначе влияющие на активность потребителей. И освещение магазина одежды, обуви и других товаров, которые особенно важно показать в наиболее презентабельном виде, играет особую роль в формировании потребительской лояльности.

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО – еще до покупки и заключения договора, вы сможете оценить:
“Сколько это будет стоить?”, “Как это будет выглядеть?”, “Сколько будет наматывать счетчик?”.

Каких целей позволяет достигать грамотное освещение

Основная цель освещения проста и понятна даже ребенку: оно обеспечивает хорошую видимость в условиях, когда недостаточно естественного света. Однако у магазинов, которые, по сути, являются не только местом продаж, но и полноценными выставочными площадками, своя специфика организации пространства. При грамотном подходе к организации освещения торговой точки оно позволит успешно решить 3 основных вопроса, важных для торговли одеждой, обувью, мебелью, интерьерным декором и т.д.

  1. Максимально эффектная презентация ассортимента.
  2. Создание уютной для покупателей обстановки.
  3. Формирование положительного реноме магазина.

Почему эти вопросы настолько важны? Потому что они напрямую влияют на объемы продаж и активность клиентов: чем уютнее в торговом зале, чем привлекательнее выглядят товары, чем популярнее магазин — тем активнее его посещают, тем больше делают покупок.

Каким должно быть правильное освещение магазина

Принципы организации эффективного освещения магазина просты. Их несложно запомнить и легко применять на практике.

Актуальность светового дизайна

Мода в этой сфере деятельности меняется не так стремительно, как, например, в отношении одежды или аксессуаров, но это не значит, что можно пренебрегать трендовыми приемами организации и постановки света. Наоборот: чем эффектнее и необычнее выбранный стиль светового дизайна, тем результативнее будут ваши усилия.

Следите за «световой» модой; используйте в освещении не только функциональные, но и декоративные элементы; применяйте советы известных световых дизайнеров — и результат превзойдет даже самые смелые ожидания.

Театральные эффекты

Да-да, здесь нет никакой ошибки: использовать в магазине приемы театрального освещения можно и даже нужно! Зачем? Представьте, что на сцене, в окружении шикарных декораций, одновременно находятся более трех актеров, одинаково интересных зрителю. Как направить внимание зала на кого-то конкретного? Наиболее действенный способ — слегка приглушить основной свет и выделить нужного персонажа лучом рампы.

Точно так же можно действовать и в магазине, где полным-полно красивой одежды, но в первую очередь продать нужно что-то конкретное: выделите эти вещи светом, сконцентрировав внимание посетителей именно на них.

Технические параметры

Общие рекомендации к уровню освещенности:

  • торговых залов — не менее 500 лк;
  • витрин — до 3000 лк;
  • акцентной подсветки — 1500 лк.

Не забывайте о частностях! Так, товары светлых оттенков буквально поблекнут, если их залить ярким светом: оптимальный уровень освещенности в этом случае — 300-500 лк. Темные же вещи нужно подсвечивать интенсивнее — 500-1000 лк и выше.

Презентуя товар, нужно сохранить его естественную расцветку, а, значит, при обустройстве освещения магазина одежды необходимо обеспечить высокий уровень цветопередачи — более 90 Ra.

Оптимальная разница между интенсивностью общего освещения и света, направленного на стеллажи и стойки, — от 40% и выше: именно на столько должна быть ярче подсветка мест, где размещены ваши товары.

Рекомендации по выбору светильников для магазинов

Внимание! Чрезмерно яркий свет, наличие в нем ультрафиолета и высокая температура могут причинить вред деликатным тканям, мехам, коже, да и глазам посетителей — обязательно учитывайте это! Неправильно подобранное оборудование может стать причиной существенных финансовых потерь из-за испорченного дорогостоящего товара и постоянного уменьшения количества клиентов.

  • Ограничить воздействие УФ-лучей помогут галогенные лампы.
  • Высокую цветопередачу при минимальной температуре светового потока обеспечивают металлогалогенные светильники.
  • Подчеркнуть насыщенность желтых или красных оттенков помогут лампы, которые дают теплый свет. Холодный белый подойдет для подсветки зеленых и синих тонов.
  • Подсвечивать меха лучше отраженным, а не прямым светом.

Наиболее популярными для организации освещения магазинов одежды и обуви являются:

  1. Трековые светильники. Свое название получили благодаря способу крепления: точечный осветительный элемент, снабженный поворотным механизмом, закрепляется на треке или шинопроводе. Используются для обеспечения внутреннего освещения полок.
  2. Модульные светильники. Универсальны, так как используются в качестве источников основного, акцентного, дополнительного света. Крепятся на любую подходящую поверхность и, благодаря модульности, могут компоноваться в сложные осветительные конструкции.
  3. Карданные светильники. Также получили свое название благодаря механизму крепления: накладные и встраиваемые модели позволяют менять направление светового потока простым поворотом. Активно используются в световом дизайне.

Приоритетными марками перечисленных светильников можно назвать линейку «Оптима» — модели отличаются высокими потребительскими характеристиками, длительной бесперебойной работой и простотой в уходе.

Освещение магазина одежды

Магазин одежды, в отличие от остальных магазинов должен быть очень хорошо освещен. Дело не только в яркости, но и в том, каким светом эта яркость достигается. Здесь не должно быть нарушения цветопередачи, свет должен быть максимально приближен к солнечному, во избежание нареканий со стороны покупателей.

Норма освещенности для магазина одежды

Согласно документам регламентирующим освещенность ( СНиП (23-05-95), СанПиН (2-21..), МГСН (2-06-99) и др.) в том числе и в магазинах, норма освещенности для магазинов одежды очень высокая — 700 люкс, не менее. Для сравнения напомним норму освещенности торгового зала продовольственного магазина — 400 люкс, это почти в 2 раза меньше.

Что необходимо знать, при освещении магазина

Зайдя в любой магазин одежды можно увидеть явную и неявную секционированость торгового зала, даже если он и не разбит на секции. Визуальное разделение создается интенсивностью освещения. Замечено, что лучше продается тот товар, который ярче освещен. По этой причине, чем выше цена товара, тем ярче его освещение.

Индекс цветопередачи

Индекс цветопередачи, как уже было сказано выше, тоже очень сильно влияет на продажу товара. Этот индекс должен быть близким в 100, то есть близким к солнечному свету, дабы товар в магазине и на улице оказывался одинакового цвета.

Указанным дефектом очень сильно страдали люминесцентные лампы, у которых индекс цветопередачи был меньше 70. Натриевые лампы в торговых залах вообще никогда не применялись из-за того, что данный индекс был в пределах 22. 40.

Светодиодные светильники идеально подходят для освещения магазина одежды, потому, что имеют индекс цветопередачи CRI в пределах 75. 97. Но необходимо подбирать не только индекс цветопередачи. Но и цветовую температуру излучаемого лампой света.

Цветовая температура

Напомним, что цветовая температура солнечного света меняется в течении дня. Именно по этой причине некоторые пейзажи кажутся нам красивее утром и невзрачными днем, а другие как раз наоборот. Цветовую температуру небосвода, которая, как нам всем известно, меняется в течение дня, сведем в таблицу.

Положение солнца на небосводе (его отсутствие)

Цветовая температура КНачало рассвета с красным оттенком1900Смена красного на желтоватый оттенок при восходе солнца2500Солнце у горизонта3400Солнце с утра до полудня4300. 4500Солнце в полдень5000Солнце от полудня до вечера6000. 7000Вечерние и утренние сумерки7500. 8500На северной стороне перед восходом солнца безоблачное синее небо9500Голубое ясное небо зимой15000В приполярных и полярных широтах синее безоблачное небо20000

Разделение зала на группы товаров

Разделение зала должно быть не только по ценовой категории товара, это как бы, само собой разумеется, но и по группам в зависимости от того, из чего изготовлена одежда. Дело в том, что ткани выгоднее смотрятся при цветовой температуре светильника 5000 К и выше, а вот кожа, наоборот, требует мягких тонов, с цветовой температурой 2500. 3500 К. Это очень важно для увеличения продаж.

Типы светильников, применяемых в магазинах одежды

По типам освещения светильники в магазине одежды можно подразделить на светильники для общего освещения и для акцентного. Для общего освещения зала можно применить светодиодные светильники Армстронг. В зависимости от типа подвесного потолка это могут быть Армстронг или Грильято. Если подвесных потолков нет, или они выполнены из гипсокартона, то идеальным решением будет применение светодиодных панелей, они легкие и тонкие, они практически не видны на плоском потолке, что создает иллюзию встроенности этих светильников.

Акцентное освещение можно осуществить с помощью карданных светильников (с возможностью изменения направления светового потока) или так называемых DOWNLIGHTов (светильников направленных строго вниз).

Трековые светильники имеют малую мощность и узконаправленный свет, по этой причине устанавливаются на стенах и акцентируют внимание покупателя на том или ином товаре более ярким пятном света. Их легко перенаправить, если состоится распродажа или прибыл новый товар.

Дополнительное освещение примерочных кабин осуществляется при помощи настенных накладных светильников или бра. В обязательном порядке они должны иметь возможность выключения самим покупателем, для того, чтобы примерять товар, как при ярком освещении, так и при более мягком общем освещении. Если примерочная кабина оснащена глухим потолком, то верхнее освещение организуется при помощи светодиодных панелей или светильников типа DOWNLIGHT.

Преимущества светодиодных светильников

Кроме существенной (в несколько раз) экономии электроэнергии, светодиодные светильники имеют еще ряд преимуществ перед галогенными и металлогалогенными лампами (МГЛ). Дело в том, что при применении МГЛ и галогенных ламп ткани, которые постоянно освещены ими выгорают, теряя яркость окраски. Этого не происходит при применении светодиодных источников света. Светодиодные лампы имеют исключительно высокую долговечность, экономия на обслуживании и замене ламп существенная.

Индекс цветопередачи, как уже было сказано выше, очень высокий у светодиодных ламп, это, несомненно, повышает уровень продаж товара.

Пример освещения торгового зала магазина одежды

Заказчиком заявлена освещенность зала в 1500 лк. Площадь помещения 470 кв. метров.

После проведенных расчетов в торговом зале установлено:

  1. карданных светильников мощностью 60 Вт и с оптикой 60 градусов — 110 шт.
  2. карданных светильников мощностью 30 Вт и с оптикой 60 градусов — 22 шт.
  3. светодиодных светильников типа DOWNLIGHT мощностью 24 Вт — 18 шт.
  4. трековых светильника мощностью 35 Вт — 66 шт.

Ссылка на основную публикацию