Что такое и как сделать архитектурный макет

Создание архитектурных макетов: от дома до деревьев

51 2.7450980392157 5

Архитектурный макет — это объемное представление проектируемого или уже построенного дома, комплекса зданий или целого города. Макеты — необходимая часть проектирования, с их помощью дизайнер или застройщик оценивает композицию и гармоничность здания, а также наглядно демонстрирует проект заказчику.

Макеты делают на компьютере, что упрощает процесс и экономит ресурсы. 3D-печать позволяет быстро и экономно представить наглядный макет заказчику. В этой статье мы рассмотрим особенности архитектурных моделей и объемной печати.

Мы создаем и печатаем архитектурные макеты любой сложности. Закажите услугу в студии промышленного дизайна KLONA.

Архитектурный макет здания в 3D-модели: преимущества

Архитектурные модели — сложный продукт со множеством мелких деталей, и при их создании нужно учитывать целый ряд нюансов. Создание реального архитектурного макета требует порой многих недель и сотен долларов. Но 3D-печать значительно удешевляет стоимость проекта. К тому же, на создание моделей уходит несколько часов, а не недель.

Архитектурные компании уже много лет используют CAD (Computer Aided Design) для создания проектов. Если студия решит установить 3D-принтер, ей не потребуется вносить изменения в программное обеспечение. Достаточно подсоединить устройство к компьютеру.

Трехмерные модели позволяют архитекторам работать свободнее, не боясь сделать ошибку, и проекты получаются намного точнее реальных макетов. Рендеринг 3D-моделей на принтере идет быстро и со значительной экономией ресурсов. Такая визуализация — нагляднее и ближе к реальности, чем эскизы, чертежи и цифровые макеты.

Поэтому 3D-принтеры быстро завоевали признание в индустрии, и все больше студий пользуются ими в самых различных целях — вплоть до печати реальных объектов городской архитектуры.

Дом, напечатанный на 3D-принтере Apis Cor.

Кстати, в 3D-печати зданий проявляется еще одно направление современной науки: бионика в архитектуре — макеты, структура зданий, а также их форма, повторяющая природу. Например, при создании легких и в то же время прочных стен берут за образец структуру костей. В апреле 2014 года китайцы реализовали проект дешевых домов, распечатанных на 3D-принтере. Ниже на фотографии видна структура стен, сделанная по примеру костной ткани.

Архитектурные макеты на 3D-принтере: выбор программы

Архитектурные макеты на компьютере создаются с помощью ряда программ. Одной из лучших считается CAD (Computer Aided Design), вернее, ее подвид ArchiCAD — программа, сделанная Graphisoft специально для архитекторов. В ней делаются 2D- и 3D-эскизы, модели на основе эскизов с добавлением фотореалистичных текстур, и визуализация проекта. Программа моделирует не только отдельные здания и интерьеры, но и комплексы городских зданий.

Моделирование в ArchiCAD

Другие программы для архитекторов:

  • Revit;
  • AutoCAD Architecture;
  • AutoCAD Civil 3D — больше подходит для инженерных коммуникаций;
  • Chief Architect — лучше справляется с дизайном дома;
  • Rhino3D;
  • CATIA;
  • SketchUp — помогает с архитектурными набросками и эскизами;
  • 3D Studio Max;
  • Sol >

Frank Gehry использует CATIA в своей работе

Архитектурный макет дома: выбор масштаба

После планирования модели следующий шаг — выбор масштаба, который лучше всего подходит к конкретному проекту. На это решение влияет два фактора: площадь и детализация. Если нужно показать большие районы, например, архитектурные макеты городов, устанавливают масштаб 1:500 или 1:1000. Тогда модель не будет слишком крупной и легко обозримой.

Для единичного здания выбирают масштаб 1:200 или 1:100. На таком масштабе получается довольно подробная детализация, и будут хорошо видны окна, двери и балконы. Для показа лишь части дома подойдет масштаб 1:20 — 1:50. Чем крупнее масштаб, тем больше деталей можно различить.

Мы распечатаем даже архитектурный макет Киева. Закажите услугу в студии промышленного дизайна KLONA.

Как сделать архитектурный макет: дома, района, города

Создание модели в любой программе идет по одним и тем же принципам. Здание или комплекс зданий собираются из элементов: окон, дверей, стен, потолков и полов, и так далее. В одной модели содержится сотни и даже тысячи элементов — количество зависит от объекта макетирования и вкуса архитекторов. Разные дизайнеры включают различные элементы в свое творение.

Этапы создания модели:

  • конструирование герметичных твердых каркасов;
  • удаление лишних дыр;
  • проверка топологии и подсчет полигонов;
  • инвертирование нормалей;
  • нахождение перекрывающихся поверхностей;
  • удаление движущихся элементы;
  • мельчайшие элементы для печати (SPF);
  • усиление и поддержка;
  • архитектурный макет должен быть полым;
  • удаление ненужной геометрии.

Моделирование здания в CAD.

Создание непроницаемых элементов и удаление провалов

3D-принтеры любят, когда им дают модели, состоящие из геометрически правильных объектов, — каркасов. Элементы не должны быть проницаемыми, например, шестигранник имеет все шесть граней. Если у него лишь пять граней, значит, это открытый каркас с дырой. Геометрия с дырками часто печатается некорректно.

При удалении дырок используют правило: все смежные треугольники имеют две общие вершины. Тем самым достигается сплошная поверхность без провалов. Их удаляют специальными приложениями и вручную.

Слева — низкое число полигонов, справа — высокое

Провалы в поверхности также бывают из-за конверсии файлов из одного формата в другой. Иногда количество пропущенных или искаженных полигонов настолько велико, что приходится выравнивать их вручную. Программные приложения хорошо справляются лишь с внешними поверхностями, поэтому важно самому просматривать проект.

Чем больше простых элементов, тем лучше. С большим количеством каркасов легко исправить один за другим и устранить все ошибки. Чем меньше элементов, тем труднее бывает исправить пробелы.

Элементы с различной текстурой

Проверка топологии и подсчет полигонов

Проверка топологии и подсчет полигонов нужны, чтобы обеспечить качественную печать. Чем меньше полигонов, тем меньше размер файла, и принтеру легче справиться с заданием. Чтобы сделать очень гладкую модель, можно сделать 10 000 полигонов или 2 500. Распечатанная модель на ощупь будет казаться одинаково гладкой в обоих случаях.

Инвертирование нормалей

Большинство трехмерных моделей состоит из треугольных полигонов. У каждого полигона имеется три точки и нормаль — невидимая линия, перпендикулярная поверхности полигона. Они говорят принтеру, каким образом добавлять материал.

Если нормали смотрят наружу, как положено, то принтер добавит материал снаружи. Если нормали смотрят внутрь, то результатом станет сжатие материи. К счастью, большинство программ для моделирования автоматически исправляют все нормали.

Удаление перекрывающихся поверхностей и движущихся элементов

Совпадающие, дублирующие друг друга поверхности доставляют кучу проблем. Из-за них результат печати становится непредсказуемым. К примеру, две стены составляют угол дома — обычно это не проблема. Но если они имеют разные текстуры, то поверхности стен отличаются друг от друга. Элементы совмещаются непредсказуемым образом, что скажется на характеристиках печати. Поэтому следует избегать этого: правильно совмещать плоскости с одинаковыми текстурами и выбирать качественные принтеры.

Это же относится к движущимся элементам и точкам — нужно удалять их, поскольку они нежелательно влияют на печать.

Самые маленькие элементы печати (Smallest Printable Feature, SPF)

Что является самой маленькой печатной единицей для 3D-принтера? Это зависит от масштаба и сложности проекта. Обычно для несущих элементов самые маленькие детали составляют 3-5 мм, для орнаментов и тонких составляющих (окон, дверей, колонн) — 0.5-1 мм. Но все-таки, размеры индивидуальны для каждого макета.

Усиление и поддержка

Некоторые детали макета требуют искусственной поддержки и усиления из-за своей тонкости. Чересчур изящные элементы могут не выжить в процессе извлечения из принтера, полировки и встраивания в модель. Интегрированная поддержка остается внутри макета — добавление дополнительных арок и колонн, утолщение дверей и окон. Второй способ спасения модели — элементы, удаляемые после завершения отделки. Например, свесы крыши нужно чем-то поддерживать, потому что они часто обламываются при извлечении макета.

Как работает 3D-принтер.

Полая модель и удаление ненужной геометрии

В случаях, если важно показать внешний вид макета, то для экономии материалов и уменьшения веса разумно будет убрать все лишнее внутри модели.

Чем больше элементов, тем лучше — но лишние части зря расходуют материал и время на их печать. Лучшие архитектурные макеты имеют очень простую структуру.

Архитектурный макет: цена

Цена архитектурного проекта зависит от:

  • детализации и сложности модели;
  • склейки составных частей;
  • окраски;
  • установки подсветки;
  • вида пластика и других материалов для 3D-принтера.

В одних случаях можно сэкономить на пустотелых моделях, а в других — на печати из отдельных частей. Цена обговаривается в каждом отдельном случае. Архитектурные макеты в Украине обычно стоят от 5 грн за один грамм потраченного пластика. Цена повышается в случае, если требуется ювелирная печать, например, статуэтки и украшения. Некоторые студии устанавливают минимальный заказ — к примеру, от 50 грн. Срок печати макета — 3-5 дней из-за высокой сложности и большого количества элементов.

Нет ничего проще, чем заказать архитектурный макет и его 3D-печать. Смотрите наш сайт и звоните в студию промышленного дизайна KLONA, чтобы узнать наши цены.

Что такое и как сделать архитектурный макет

Макеты зданий или целых архитектурных ансамблей всегда приковывают восхищенные взгляды. Людям нравится рассматривать детали загородных домов и интерьеров, поражаясь их точности и чувствуя себя великанами. И как всегда бывает с чем-то поражающим воображение, возникает вопрос «А как это делают?».

Макетирование – процесс сложный и долгий. Однако при должном усердии он доступен не только профессионалам, но и любителям, которые могут украсить таким зданием свою квартиру. Каким же образом макетная студия делает строительные макеты?

Чем

Конечно, красивые реалистичные макеты появляются не по мановению волшебной палочки, для этого используется более расширенный инструментарий. В первую очередь, ручной. Значительную часть работ по макетированию могут сделать только чувствительные руки.

Базовый комплект инструментов очевиден: карандаши, нож, линейка, уголки и лекала. Также специалисты используют всевозможные циркули, наборы пинцетов для мелкой, практически ювелирной работы (а при правильном макетировании ее не избежать), ножницы, шило, кусачки, перчатки.

Вообще, макетирование – сложный процесс и включает в себя различные виды работ. Поэтому по-настоящему увлеченные делом мастера могут найти инструменты для создания макетов в строительных отделах, магазинах медицинских товаров или художественных салонах. Пригодиться может все.

Но профессиональная макетная мастерская, конечно, не мануфактура и ручным трудом не ограничивается. Здесь также используются специальные приспособления и инструменты, например, «лазер», чтобы точно кроить детали из пластика, или фрезеровочный станок для создания фактур из пластика и дерева. Последнее может пригодиться при изготовлении совсем мелких деталей, таких как черепица для крыши, кирпичная кладка или элементы декора.

Например, макетная студия «Бэст макет», по словам ее директора Андрея Шамбулина, использует сочетание различных инстументов. Плоттер кроит виниловые пленки, а лазерный и фрезерный станки работают с ПВХ, оргстекло и фанеру. Так создаются элементы ландшафта, оконные рамы и многое другое.

Из чего

Так как речь идет о точных копиях зданий, а также окружающего ландшафта, выбор возможных материалов для макетирования еще шире, чем вариации с инструментами. Тем не менее, есть основной набор материалов, который используется чаще всего.

В первую очередь это белый и прозрачный пластик ПВХ различной толщины, от 1 до 5 мм. Также не обойтись без виниловых пленок, цветных или для нанесения печати. Они нужны, чтобы оклеить пластиковый корпус здания, придавая ему реалистичную фактуру. Еще понадобится оргстекло, а также всевозможные присыпки, рулонные травяные покрытия, имитация водной глади и другие материалы для бутафории – это оживит любые макеты.

Вообще же макетирование, даже с коммерческими целями, остается творческим процессом. Поэтому настоящий мастер может увидеть возможность использования самых разных материалов. Любая деталька, обрывок веревки или сломанный предмет, назначенные на выброс, могут стать именно тем элементом, которого не хватало для законченной работы.

Как

Всякая профильная макетная студия имеет достаточно большой штат сотрудников, чтобы грамотно распределить обязанности и четко разграничить сферы ответственности. Если речь идет о большом проекте, то алгоритм, по которому делаются такие макеты, примерно одинаков за исключением отдельных деталей.

В первую очередь архитектор-конструктор изучает проект, для которого необходимо макетирование, и подготавливает исходные данные – чертежи, иллюстрации, концепцию проекта, возможно компьютерную 3D-визуализацию. Все это необходимо для максимально точного результата, который удовлетворил бы заказчика.

Ведущий проекта, который отвечает за конечный результат, в соответствии с этой информацией находит визуальные технические решения, подбирает необходимые материалы, а также распределяет работу между теми, кто будет выполнять различные этапы. Это различные макетчики, бутафоры, столяры, электрики.

Далее начинается скрупулезный процесс, когда мельчайшие детали изготавливаются с максимальной точностью и вниманием в соответствии со всеми схемами и чертежами. Ведь даже небольшой элемент, выбивающийся из общего ряда по качеству исполнения, может испортить общее впечатление и перечеркнуть все труды.

Результат работы каждого из них в результате будет собран на подмакетнике – специальной подставке под макет. Для визуального эффекта его обычно превращают в кусочек живого ландшафта с дорогами, зеленью, небольшими строениями и другими деталями, которые сделают окружающее пространство натуральнее.

Отдельный элемент, который является наиболее наглядным отличием работу, которую выполнила макетная мастерская, от любительского макета – наличие иллюминации. «Настоящее» освещение миниатюрных уличных фонарей оживляет результат, делая макетирование профессиональным.

Конечно, это очень схематичный алгоритм, ведь каждый строительный макет, как и любое настоящее красивое здание, очень индивидуален и даже имеет свой характер.

Для чего

Вопрос, который по логике должен быть первым, мы оставили напоследок. Конечно, за исключением тех случаев, когда макеты делают любители-коллекционеры из любви к искусству, макетирование имеет под собой коммерческую основу.

В первую очередь макетная студия изготавливает макеты для строительных компаний, чтобы наглядно демонстрировать свои проекты на всевозможных выставках и форумах. В некоторых случаях они помогают архитекторам рассказывать о новых концептуальных идеях, становясь «гостями» научных конференций.

Вариантов использования макетов множество. Главное, что, даже если макетирование становится бизнесом, профессионалы, которые им занимаются, получают искреннее удовольствие.

Этапы создания макета

Архитектурный макет это всегда сложный проект. Нет одинаковых макетов. Это каждый раз то, что ты еще не делал.

В процессе создания макета еще не ясно как он будет выглядеть, и каким он получится. Это не то же самое, когда по одной схеме делают одно и тоже. Макетирование включает сразу множество технологий, которыми должен владеть макетчик.

Прежде всего надо понимать, как ведут себя материалы друг с другом.

Как только нарушается технология, сразу переделки и брак. Поэтому мы делаем макеты по этим этапам.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МАКЕТА

  • Закупка материалов

Это лучше сделать сразу после получение аванса. Мы закупаем материалы у постоянных поставщиков. Но всегда чего нет в наличии, что-то в пути, что-то надо ждать. Практически никогда не бывает, что можно купить все материалы для макета за один день. Поэтому чтобы не было простоя, всегда лучше заказывать материалы сразу.

В процессе создания макета материалы докупаются еще раз, так как не сразу понятно, как и из чего лучше сделать ту или иную деталь. Но основные материалы мы заказываем сразу.

  • Работа с чертежами на компьютере

Это самый важный этап, который занимает 50 % времени работы над проектом. Все ошибки отсюда. Поэтому тут внимание должно быть максимальное.

Если не разобраться с чертежами и формой, макет просто не получится.

Далее нужно все чертежи подготовить для лазерной резки. Каждую стенку перевести в вектор. Все окна, двери, арки отметить. Где-то нужно предусмотреть толщину материала, а где-то наоборот сделать запас для склейки.

  • Создание подосновы

Чаще всего это фанера, на которую клеится пенокартон и сверху клеится благоустройство района. Дороги, асфальты, парковки, зона застройки. Лучше эту часть работ хорошо проработать, чтобы впоследствии не пришлось ничего доклеивать, прорабатывать. Это сэкономит много времени. Подоснова под макет должна быть хорошего качества, потому что ее впоследствии мы перевозим, на ней собираем макет, и ее уже не исправить. Опрятная хорошо проработанная подоснова это уже большая часть архитектурного макета.

  • Лазерная резка, плоттерная резка, зд печать, фрезерная резка

Если до этого мы сделали четко и у нас правильные векторные файлы, купили хороший материал и правильно все склеили, этот процесс самый быстрый и не составляет сложностей. Однако при лазерной резке нужно наклеить монтажную ленту на стены здания, чтобы не было подпалов от луча лазера.

Еще до сборки домов мы должны учесть как мы будем делать освещение. Потому что сделать освещение в уже собранный дом практически нереально. Можно, мы делали, но равномерного, мягкого освещения не получится.

  • Сборка модели макета

Этот этап не занимает так много времени как принято думать. Но тут как раз нужно умение, физическая сила и интенсивная работа. Важно не торопиться. Лучше пусть высохнет клей и все слои макета. На этом этапе работают несколько человек одновременно. Кто-то клеит, кто-то держит. Это очень приятный этап. Тут уже видны дома макета.

Тут мы вырезаем траву, делаем деревья, кусты, фонари, лавочки, машинки, людей. И этот этап занимает много времени. Проектирование зданий по времени может занять меньше чем создание ландшафта.

Самая большая задача при перевозке ничего не поломать и не поцарапать. Часть зданий макета или ландшафта лучше собирать сразу на месте монтажа, если они очень хрупкие. К тому же на монтаже подключается созданный ранее свет, и это значит, что крыш у домов еще нет до этого момента. Монтаж осуществляется командой людей и требует очень внимательной работы. Изготовление макета подходит к концу. Именно на монтаже можно увидеть как все вместе смотрится и как в итоге получится архитектурный макет. Это потрясающее чувство когда, самая любимая часть работы, когда вдруг вырастает другая реальность, в которой сразу появляется своя атмосфера. Сделать макет это как построить свой мир. 2-3 дня после сдачи макета самый любимые. Это настоящее удовлетворение от своей работы.

МоделистЪ – Путь к Мастерству Сборка моделей, окраска, везеринг. Технологии и секреты. Обзоры коробок, новости модельного мира.

Архитектурные макеты: Технология создания макета: Основы макетирования: Смирнов В.А.

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделирования!

Сегодня мы продолжим знакомится с основами макетирования, изложенными в учебном пособии «Краткий курс обучения профессиональным приемам макетирования и технического моделирования» (созданном в свое время при нашей поддержке).

Тем, кто еще не читал подобных материалов, я предлагаю пролистнуть рубрику УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ. Там вы найдете все предыдущие главы.

Ну а в этот материал уже касается собственно создания архитектурного макета как такового.

Краткий курс обучения профессиональным приемам макетирования и технического моделирования

Официально архитектурный макет это объемно-пространственное изображение проектируемого или существующего (существовавшего) сооружения, здания, города или их частей.

Данный раздел подразумевает, что вы уже выбрали архитектурный объект, либо вам поручили выполнить какой-либо макет.

Вы внимательно ознакомились со всеми материалами, которые имеются в наличии.

Продумали, из какого материала лучше всего делать макет (или какие имеются в наличии).

Чаще всего архитектурные макеты располагают на подмакетник. Поэтому всю работу можно условно поделить на две составляющие:

 Изготовление макета

 Изготовление подмакетника.

Если подмакетник должен быть с ландшафтом (ландшафтный макет), тем более со сложным рельефом местности, нужно понимать, что работа над ним может занять значительную часть времени работы над всем проектом.

Для самого макета:

 На основании чертежей выполненных в масштабе 1:1 к макету, вырезаются основные фасады здания. Стены должны быть полностью подготовлены к сборке.

На данном этапе вклеивают оконное остекление, двери наружные, то есть все, что приклеивается с внутренней стороны.

Если в макете планируется внутренняя подсветка, необходимо проверить стены на просвечивание. Стены не должны светиться от внутренней оконной подсветки.

 По генплану изготавливается основание здания, или, если нужно, фундамент (цоколь здания).

 Собирается периметр здания, то есть склеиваются все стены в коробку. При необходимости, на данном этапе вклеиваются все необходимые этажные перекрытия, крепятся осветительные элементы, приклеиваются ребра жесткости и усиления.

Угловые фиксирующие элементы. Если применяется подсветка, вся «коробка» проверяется на просвет.

 На основании плана кровли (крыши) изготавливается крыша здания. План кровли должен быть в комплекте чертежей. Если такового нет, должен быть вид здания сверху.

Если крыша сложная, многоскатная и составная все ее части нужно хорошо подогнать друг к другу и к периметру здания.

Как правило, макеты выставляются не очень высоко, и поэтому, чисто автоматически крыша, это первое на что зритель обращает внимание.

По тщательности ее изготовления и подгонки к стенам, складывается самое первое впечатление обо всем макете в целом.

Поэтому крыша, кровля, все, что на ней размещается, должно быть особо тщательно сделано. Не должно быть щелей, просветов, подтеков клея или краски.

Все технологические и декоративные элементы должны быть надежно, аккуратно и ровно закреплены.

 Согласно чертежам или схемам изготавливаются декоративные элементы здания. Балюстрады, балконы, лоджии, эркеры, то есть все накладные элементы несущих стен.

 Все изготовленные элементы приклеиваются в необходимых местах на здании.

 Монтируется подсветка в основание (фундамент)

 Здание монтируется на фундамент, основание. Крыша монтируется в самую последнюю очередь. Никогда не надо спешить с приклеиванием крыши. Зачастую появляется необходимость что-то подправить, переклеить на стенах изнутри, поменять подсветку, усилить стены дома.

Для подмакетника:

Конечно ваш макет дома, или Эйфелевой башни можно просто поставить на полку или на стол. Но, конечно же, удобнее практичнее и красивее, если плод ваших усилий и трудов будет стоять на какой-то подставке.

Это может быть простой планшет, а может быть серьезный подмакетник.

Опять-таки все зависит от характера вашего макета.

Если окружающая ваш макет территория плоская, то есть не имеет значительных перепадов по высотам, вполне можно ограничиться простым планшетом.

То есть твердым листовым материалом (фанера, ДВП и т.д.), подходящего размера.

Если у вас задуман сложный рельеф, или вес макета здания получается значительный, лучше сделать каркасный подмакетник.

Так же подмакетник лучше делать, когда весь макет имеет подсветку, или еще как-то электрифицирован.

Тогда в подмакетнике можно поместить всю необходимую начинку.

Провода, блоки питания, выключатели, микросхемы и прочее. Такое основание удобно и для перестановки макета с места на место, и для транспортировки.

Алгоритм работы с планшетом и подмакетником:

 На основании чертежа генплана, или вашего замысла, определяется нужный размер территории окружающей ваш макет. Исходя из этого, делается выбор между планшетом и подмакетником.

 С планшетом все относительно просто. Размер планшета – это размер вашего генплана. На него послойно наносятся необходимые перепады по высотам.

Начиная с нижней поверхности, которая может быть, например, уровнем проезжей части, дороги.

Чуть выше идет следующий по высоте слой, например тротуар с поребриком и так далее. Высота слоев зависит от масштаба макета.

 Для подмакетника нужен каркас, рама, сверху которой закрепляется планшет.

 Если на ландшафте есть водная поверхность, которая имеет глубину, то в планшете делается вырез по максимальному контуру водоема (пруда, речки, бассейна).

 С обратной стороны листа планшета набирается необходимая «глубина». Как делать подмакетник и ландшафт с имитацией водной поверхности, мы рассмотрим в следующих разделах.

 Далее производятся работы по изготовлению ландшафта. Формируется поверхность. Имитируется необходимое покрытие, расставляется изготовленная заранее (или купленная) зелень (деревья, кусты, клумбы).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

P.S.

Всем тем, кто интересуется данной тематикой, и хотел бы приобрести электронный или бумажный вариант учебника я советую прочитать этот материал. Там есть ссылка на страницу выпускающего издательства и интернет-магазина, распространяющего данное учебное пособие.

Архитектурный макет – способ представления проекта

Деловой квартал > Архитектурный макет – способ представления проекта

Одним из самых действенных и доходчивых способов представления архитектурного проекта является архитектурный макет. Он понятен даже далеким от архитектуры людям, наглядно демонстрирует реальные масштабы проекта, его пространственную организацию, соотношение с окружением. Пожалуй, наиболее ярко народную любовь к макетам продемонстрировала прошлогодняя выставка лорда Нормана Фостера. В ГМИИ им. А.С.Пушкина, где экспонировались уменьшенные копии построек знаменитого британского архитектора, с первого дня работы выставки стояли очереди. Нам стало интересно, что происходит сейчас на рынке архитектурного макетирования.

Всех архитекторов, окончивших специализированные вузы, в ходе обучения заставляли заниматься макетированием, которое считается неотъемлемой частью проектировочного процесса. Однако сегодня макеты стали нужны не одним только архитекторам. Все чаще они становятся элементом рекламы, помогая продать то, чего еще не существует, и теперь требуются еще девелоперам и застройщикам. Конечно, и раньше архитектурные макеты использовались для презентации наиболее амбициозных проектов, но тогда при большинстве проектных институтов существовали макетные мастерские. Кроме того, были самостоятельные предприятия той же направленности: например, на ВДНХ, в торгово-промышленной палате, при обществе «Знание», работала фабрика «Картолитография».

Сейчас их практически не осталось. Конечно, многие архитектурные бюро имеют своих умельцев, которые в тоске по скульптуре создают качественные модели будущих строений или целых поселений. Что можно увидеть не только на заседаниях согласовательных советов разного уровня, куда чаще приносят полурабочие модели, но и на архитектурных выставках. В очередной раз это подтвердил недавно закончившийся фестиваль «Арх Москва». Архитекторы придумывают порой на редкость изящные вещи и не гнушаются экспериментов. А кто не помнит историю про то, как «Проект Меганом» ради действенного убеждения заказчика воздвиг макет сначала квартиры, а потом и частного дома. В результате заказ был получен, а у бюро осталась готовая художественная инсталляция. Однако мало кто способен создавать не просто рабочие образцы или красивые концептуальные вещи, а так называемые американские модели объектов, в которых все максимально приближено к реальности: и газон, и автомобиль, и эксплуатируемая кровля. Это связано, естественно, не с бездарностью архитекторов, а с тем, что им не очень интересно заниматься одним лишь макетированием изо дня в день. Кроме того, почти ни в каких бюро нет специальных фрезеровочных, лазерных и других станков, которыми обладают настоящие макетные производства.

В Москве сегодня существует около 15 больших и малых мастерских, на профессиональном уровне делающих именно архитектурные макеты (существуют и другие сферы деятельности макетчиков: технологические макеты, декорации для выставок и телестудий, прототипирование объектов промышленного дизайна). Во многих других городах России тоже есть как минимум по одной мастерской. Среди московских популярна мастерская «Дома на Брестской» под руководством Сергея Подъемщикова. Еще хорошо известны мастерская рекламно-выставочного холдинга «Привет», Первый московский макетный цех, мастер ская Алексея Слуцкого. Кроме того, существуют бригады макетчиков, собирающиеся для разовой работы или трудящиеся в архитектурных бюро и иногда выполняющие сторонние заказы. По их единодушному мнению, работы хватает на всех – порой исполнение каких-то фрагментов даже приходится перепоручать сотрудникам другой мастерской. Трудятся в мастерских обычно побригадно, причем в каждой, как правило, есть узкие специалисты – люди, которые лучше чувствуют тот или иной конкретный материал.

При появлении сложных нестандартных задач вроде ювелирных работ привлекаются мастера со стороны. Интересно, что макетному делу как отдельной специальности у нас никто не учит, хотя профессия очень многосоставная. Надо иметь навыки токаря, плотника, обладать знаниями в химии, конструктивным чутьем, художественным талантом, наконец. В результате сегодня в макетных мастерских оказываются люди с различным образованием, от архитектурного до ювелирного. Большую часть навыков они получают уже в процессе работы. Старшее поколение в основном пришло из советских макетных мастерских, работают макетчиками и студенты – некоторые так потом и остаются заниматься созданием мини-архитектуры.

В мировой практике тоже не существует факультетов соответствующей специализации, хотя в целом за рубежом все поставлено на более широкую ногу, поскольку связано с индустрией макетного хобби. И хотя станки и технологии заимствуются из других отраслей, существуют иностранные учебники по макетному делу, в Интернете можно найти онлайн-курсы для начинающих, кроме того, производится множество антуражных деталей и полуфабрикатов вроде листов черепичных крыш различного масштаба. Вот и получается, что по большей части качественные современные макеты собраны из импортных материалов (от клеев до фигурок человечков).

Материалы и технологии

Сегодня макеты делают из бумаги, простого картона и пенокартона, пенопласта, различных видов пластиков, включающих оргстекло и ПВХ. В последнее время стали популярны деревянные макеты из массива или шпонированные: они носят более условный характер, но зато визуально воспринимаются живыми и теплыми. Кроме того, иногда заказывают работы из металла, настоящего стекла и даже бетона; для отдельных деталей используют гипс. Выбор материала зависит от назначения макета, целевой аудитории, масштабов, эстетических предпочтений автора и особенностей проекта. Естественно, что здания с большим количеством стекла редко выполняют из дерева, а маленькие типовые коттеджи на большом градостроительном макете проще отлить из гипса и покрасить.

Понятно, что делать архитектурный макет из пластика, который используется лишь один раз, финансово невыгодно. А вот модели, которые предстоит демонстрировать по нескольку лет, перевозя с выставки на выставку, лучше заказывать в более прочных материалах. И еще необходимо учесть, что пластик является достаточно хрупким материалом, а прозрачный к тому же имеет свойство со временем желтеть. При этом, однако, именно пластик разных цветов и фактур лучше всего позволяет имитировать различные строительные и отделочные материалы. Тем более что вышеупомянутые листы с черепичной крышей – далеко не единственные макетные «полуфабрикаты», которые можно сейчас приобрести. В продаже также имеются кирпичные пластины с продавленными швами, фасадная плитка, другие модульные материалы.

Если раскладка штучных материалов нестандартная, ее создают на месте, например, гравируя на том же пластике. Для этого существуют специальные станки, как небольшие ручные, так и огромные программируемые гиганты, которыми не каждая организация может похвастаться. Размер режущих и других станков бывает особенно важен при выполнении крупных макетов, в особенности геодезических подоснов для них. Некоторые современные станки способны решать не только плоскостные задачи, но создавать объемные детали.

При отсутствии стремления к полной правдоподобности сетку швов выполняют из самоклеящейся пленки, которую потом «накатывают» на заготовку вручную. Пленку используют и в других случаях, поскольку на ней можно напечатать любой рисунок. При этом, несмотря на появление высокотехнологичных способов изготовления отдельных элементов, работы макетчикам не убавилось – от них стали требовать большей деталировки и более сложного устройства.

Модель для сборки

Если макету здания предстоит красоваться в офисе продаж, то его можно сделать разборным, с внутренней планировкой. Правда, макетчики нередко отговаривают от такого решения, поскольку архитектурный макет – это все-таки не конструктор, и со временем постоянные манипуляции могут сильно подпортить товарный вид изделия. Решением этой проблемы может стать изготовление одного дополнительного этажа с типовой планировкой, который будет существовать отдельно. Интересно выглядит макет, половинки которого скреплены на вертикальных петлях: одна может демонстрировать планировку, а другая – конструктивный разрез.

Уже обыденными стали макеты со встроенным светом. Впрочем, тут есть свои тонкости. Например, внутри может быть организован общий световой короб с люминесцентными или другими газоразрядными источниками света, но можно и установить светодиоды именно в тех местах, откуда в реальности будет идти свет. Большой восторг у всех вызывают автоматизированные модели, которые актуальны при демонстрации возможностей «умного дома». К таким макетам прилагается пульт, который включает свет, открывает двери, поднимает жалюзи. Естественно, стоимость такого изделия возрастает.

Не мини-цены

Представители макетных мастерских любят сравнивать стоимость современного архитектурного макета с ценами на автомобили, говоря, что они варьируются от стоимости отечественного автомобиля до стоимости иномарки. Вилка наиболее часто встречающихся сумм: $ 7–12 тыс., но бывают макеты по $ 70 тыс. и по $ 500 тыс. Цена зависит от стоимости деталей. Дешевле всего изготовить макет из бумаги, дороже из картона, пластиковая же модель обходится примерно в $ 15 тыс. Макет дома с колоннами, карнизами и статуями дороже, чем выполненный из тех же материалов макет панельного дома. Хотя тут все не так просто, поскольку в модернистском проекте очень важна отточенность каждого стыка.

Это предъявляет повышенные требования к мастерам. Кроме того, стоимость зависит от количества стандартных деталей. В среднем на 15–20 %, но иногда и на 50 % увеличивает общую цену создание разборных макетов с планировкой. Влияет на итоговую стоимость миниатюрного дома и наличие в нем электроники. Так, например, встроенное освещение обойдется на 10 % дороже. Не последним фактором в ценообразовании оказывается и то, какие материалы предоставляет клиент макетчикам. Идеальный вариант – это чертежи, со всем деталями.

При сложных фасадных решениях бывают важны даже поэтажные планы, но в большинстве мастерских есть свои архитекторы, которые готовы подготовить необходимые исходники на основе фотографий, 3D-графики и даже ручных эскизов. Кстати, качество исходных материалов влияет и на скорость исполнения – макеты в среднем делают от двух недель до месяца. Кроме изготовления макета за отдельную плату в мастерской предлагают: обеспечение его защитным прозрачным колпаком, обслуживание, ремонт. Собираясь заказать архитектурный макет, важно учесть, что как минимум треть его стоимости придется отдать в качестве аванса на материалы.

Создание макетов зданий. Архитектурные макеты из пластмассы

Архитектурные макеты

Архитектурный макет – одна из разновидностей макетов.

Архитектурный макет нужен для изучения различных аспектов архитектурного проектирования, для более понятной передачи идей архитектора частным клиентам, градостроительным советам и широкой общественности.

Макеты могут использоваться на выставках, шоу, презентациях, для получения разрешений, поиска инвесторов, а также в отделах продаж для улучшения сбыта.

Простые модели могут быть достаточно быстро изготовлены из картона, деревянных блоков, пенопласта и других материалов. Такие макеты являются эффективным инструментом для представления проектов на дизайнерских и архитектурных выставках.

Для более подробного макетирования необходимо использование материалов, технологий и оборудования, которыми, как правило, обладают только специализированные макетные мастерские.

Цели архитектурных макетов

Макеты позволяют изучить взаимодействие объемов или получить представление о том, как они смотрятся с разных ракурсов. Такое макетирование очень удобно и практично.

Создание архитектурных макетов зданий является эффективным методом для показа и продажи дизайна. Многие люди, включая проектировщиков, строителей и потенциальных покупателей, с трудом могут представить трехмерный дизайн, глядя только на двумерные чертежи и эскизы.

В этом случае большим подспорьем архитектору, помимо макетов, может служить компьютерное 3D-моделирование.

Архитектурные макеты из пластмассы могут быть полезны для объяснения сложного, необычного дизайна при обсуждении проекта с другими архитекторами, инженерами и строителями.

Макеты также используются в качестве элемента шоу-презентации с целью победы в конкурсе. Архитектурный макет может быть использован как часть музейной выставки (например, ряд моделей исторических зданий).

Типы архитектурных макетов

Типы таких макетов весьма разнообразны и могут быть следующими:

Макет (схема) озеленения представляет из себя здание и пространство вокруг него, подлежащее озеленению.

Макет интерьера – модель, показывающая внутренние планировки пространства, отделки, цвета, мебель и украшения.

Макеты ландшафтного дизайна – макеты развития ландшафтного дизайна с помощью пешеходных дорожек, мостиков, беседок, растительных узоров и украшений. Макеты ландшафтного дизайна, как правило, показывают места общего пользования и в некоторых случаях включают модели зданий.

Градостроительные макеты – макеты, как правило, небольшого масштаба (начиная от 1:500 и более мелкие: 1:700, 1:1000, 1:1500, 1:2000, 1:10 000, 1:20 000), представляющие несколько кварталов города, иногда целые города или деревни, большой курорт, промышленный объект, военные базы, порты и так далее. Градостроительные макеты являются жизненно важным элементом для планирования развития территорий.

Инженерные и конструкторские модели показывают отдельно стоящее здание, его внутреннюю (иногда внешнюю) структуру и взаимодействие компонентов.

На протяжении веков основными материалами при изготовлении архитектурных макетов была глина, дощечки и шпон бальзы, липы и других сортов деревьев. Современные профессиональные строители архитектурных макетов используют материалы XXI века: сплавы металлов, различные пластмассы, деревянно-полимерные композиты, пенополистирол и пенополиуретановые соединения.

Целый ряд компаний производят готовые элементы макетов в различных масштабах, такие как сайдинг, мебель, фигурки людей, модели транспортных средств, деревьев, кустарников, детали домов. Модели автомобилей, людей, деревья, фонари, скамейки, называемые «элементами декорации», служат не только для украшения макета, но и помогают зрителям получить правильное ощущение масштаба и пропорций. Все большее распространение в макетах получают элементы быстрого прототипирования, изготовленные непосредственно из 3D-модели, полученной при архитектурном проектировании объекта.

Архитектурные макеты изготавливаются в гораздо меньших масштабах, чем другие модели. Стандартные архитектурные масштабы несколько отличаются от стандартных масштабов в моделизме, хотя некоторые из них достаточно близки. Такое сходство позволяет обеспечить высокое качество элементов для декорации архитектурных макетов.
Для сравнения, модели железных дорог имеют следующие масштабы:

0 – 1:45
H0 – 1:87
TT – 1:120
N – 1:160
Z – 1:220.

В этих масштабах в основном и выпускается большой ассортимент «элементов декорации».

Макеты изготавливают в широком диапазоне масштабов.
Вот некоторые из них:

1:10, 1:20, 1:50 – как правило, для интерьерных макетов (с мебелью и без), детальные поэтажные планы;
1:100, 1:150, 1:200 – модели домов;
1:250, 1:300, 1:350, 1:400, 1:500 – архитектурные макеты жилых комплексов, торговых и деловых центров;
1:1000 и более – градостроительные макеты, планы местности.

Для определения масштаба макета, необходимого Вам, воспользуйтесь “масштабным калькулятором”>>>

НАШИ макеты смотрите здесь >>>

МАКЕТЫ С ВЫСТАВОК других фирм здесь >>>

ВЫБОР ПО ПАРАМЕТРАМ из ОБЩЕЙ БАЗЫ МАКЕТОВ делайте здесь >>>

Читайте также:  Виды планировок 3-х комнатных квартир
Ссылка на основную публикацию