На сколько лет делают энергетический паспорт?

На сколько лет делают энергетический паспорт?

Энергетический паспорт составляется в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Форма энергетического паспорта установлена Приказом Минэнерго России № 400 от 30.06.2014 г.

Классификация энергетического паспорта

  1. Энергетический паспорт организации (юридического лица) включает Приложения 1 – 34 к Приказу Минэнерго. Данный паспорт необходим для выполнения требований ФЗ-261 в части проведения обязательного энергетического обследования. Разрабатывается такой энергетический паспорт не реже, чем 1 раз в 5 лет.
  2. Энергетический паспорт отдельного здания оформляется по форме Приложения 35 к Приказу Минэнерго №400. Данный паспорт необходим исключительно для предоставления строительному надзору в составе пакета документов при вводе зданий (строений) в эксплуатацию. Разрабатывается такой энергетический паспорт единоразово.

Каким организациям и в каком случае необходимо иметь энергетический паспорт

Действующий энергетический паспорт организации (юридического лица) обязательно должен быть в наличии у всех юридических лиц, подпадающих под требования ФЗ-261 о проведении обязательного энергетического обследования. Статьей 16 ФЗ-261 «Об энергосбережении…» установлены указанные ниже критерии обязательности энергетического обследования. Если организация подпадает хотя бы под 1 из данных критериев, энергетическое обследование для неё является обязательным.

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления.
  2. Организации с участием государства или муниципального образования. К данному пункту относятся как организации, напрямую принадлежащие государству или муниципальному образованию, так и организации, в цепочке собственников (или акционеров) которых прослеживаются компании с государственным участием.
  3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, утилизация ТБО и др.).
  4. Организации, которые занимаются производством тепловой энергии (в том числе для собственных нужд), добычей воды (в том числе для собственных нужд), электрической энергии (в том числе для собственных нужд) и любых других видов энергоресурсов (природный газ, нефть, уголь, нефтепродукты, переработка природного газа, нефти). Также настоящий пункт распространяется на компании, которые осуществляют транспортировку любых энергоресурсов. Данный пункт является основным, под который подпадает большинство честных юридических лиц. Ранее часть юридических лиц считала, что наличие производства энергетических ресурсов исключительно для собственных нужд (например, тепловой энергии для отопления собственного здания) не является критерием обязательности энергетического обследования.
  5. Организации, совокупные затраты которых на все ТЭР превышают 50 млн. руб. в год.
  6. Организации, которые реализуют энергосберегающие мероприятия за счет бюджетных средств.

Процесс оформления энергетического паспорта (со сроками).

Оформлять энергетический паспорт вправе только специализированные организации, являющиеся членами СРО в области проведения энергетических обследований и имеющие в штате квалифицированных специалистов.

  • Для оформления энергетического паспорта в первую очередь необходимо прислать нам заполненный опросный лист по нашей форме опросный лист в формате Word (ссылка для скачивания), либо прислать основную информацию из опросного листа в свободной форме.
  • После получения заполненного опросного листа специалисты нашей компании произведут расчет точной стоимости и сроков выполнения работы и направят в Ваш адрес официальное коммерческое предложение. Расчет стоимости работы и подготовки коммерческого предложения, как правило, занимает не более 24 часов с момента получения опросного листа.
  • Вы принимаете решение о заключении Договора и направляете нам карточку с реквизитами компании.
  • Наши специалисты готовят проект Договора и направляют его Вам для согласования и подписания.
  • После подписания Договора наши специалисты совместно с сотрудниками предприятия собирают исходные данные для разработки энергетического паспорта организации. В зависимости от масштаба предприятия сбор исходных данных может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев.
  • Когда все необходимые данные собраны, энергоаудиторы начинают производить все необходимые расчеты и заполнять форму энергетического паспорта. На данном этапе производится разработка энергосберегающих мероприятий, составляются балансы по всем видам энергоресурсов, составляются прогнозы потребления энергоресурсов на следующе 5 лет и согласовывается график внедрения энергосберегающих мероприятий, а также оформляется Отчет об энергетическом обследовании.
  • После разработки, энергетический паспорт согласовывается с Заказчиком и направляется на проведение независимой экспертизы в СРО.
  • По итогам экспертизы выдаётся экспертное заключение о соответствии энергетического паспорта требованиям законодательства и паспорту присваивается регистрационный номер в реестре СРО.
  • После регистрации в СРО оригинал энергетического паспорта, заверенный подписью и круглой печатью СРО и нашей компании, передается Заказчику, а электронная копия паспорта направляется в Минэнерго России для регистрации. После регистрации копии паспорта в Минэнерго процедура оформления энергопаспорта полностью завершена. Срок действия паспорта составит 5 лет с даты, указанной на титульном листе.

Прайс-лист

Стоимость оформления энергетического паспорта полностью зависит от масштаба организации, количества и площади зданий и состава энергохозяйства предприятия. Точную стоимость можно определить только после получения заполоненного опросного листа. Ориентировочная стоимость для организаций различной сферы деятельности указана ниже.

Санкции за отсутствие энергетического паспорта у организации.

Федеральным законом 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» установлен размер штрафа на нарушение сроков проведения обязательного энергетического обследования в размере до 250 000 рублей, а также штраф на должностное лицо (ответственного сотрудника) от 10 000 рублей до 15 000 рублей. Наложение штрафа не освобождает организацию от проведения обязательного энергетического обследования. При наложении штрафа выдается предписание на устранение нарушения. Срок устранения определяется исходя из реального срока проведения энергетического обследования, обычно составляет 2-4 месяца.

Содержание энергопаспорта

Требования к форме энергетического паспорта установлены Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2014 г. №400. Энергетический паспорт состоит из следующих форм (приложений):

  • Приложение №1 титульный лист.
  • Приложение №2 общие сведения об объекте энергетического обследования.
  • Приложение №3 сведения об оснащенности приборами учета.
  • Приложение №4 Сведения о потреблении энергетических ресурсов и воды и его изменениях.
  • Приложение № 5 Сведения по балансу электрической энергии и его изменениях.
  • Приложение № 6 Сведения по балансу тепловой энергии и его изменениях.
  • Приложение № 7 Сведения по балансу потребления котельно-печного топлива. Сведения по выбросам СО2-эквивалента при использовании энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год. Сведения по выбросам СО2-эквивалента при использовании энергетических ресурсов и его изменениях.
  • Приложение № 8 Сведения об использовании моторного топлива.
  • Приложение № 9 Сведения по балансу воды и его изменениях.
  • Приложение № 10 Сведения об использовании вторичных энергоресурсов.
  • Приложение № 11 Показатели использования электрической энергии на цели освещения. Сведения о системах освещения и показатели энергетической эффективности использования электрической энергии на цели наружного освещения площадок предприятий, населенных пунктов и автомобильных дорог вне населенных пунктов.
  • Приложение № 12 Основные технические характеристики энергетических ресурсов и их потребление основными технологическими комплексами.
  • Приложение № 13 Краткая характеристика объекта (зданий, строений и сооружений) .
  • Приложение № 14 Сведения о показателях энергетической эффективности. Оценка соответствия фактических показателей паспортным и расчетно-нормативным значениям.
  • Приложение № 15 Описаний линий передачи энергоресурсов и воды.
  • Приложение № 16 Сведения о протяженности воздушных кабельных линии передачи электроэнергии.
  • Приложение № 17 Сведения о количестве и установленной мощности трансформаторов.
  • Приложение № 18 Сведения о количестве и мощности устройств компенсации реактивной мощности.
  • Приложение № 19 Сведения о величине потерь переданных энергоресурсов.
  • Приложение № 20 Рекомендации по сокращению потерь переданных энергоресурсов.
  • Приложение № 21 Потенциал энергосбережения и оценка экономии потребляемых энергетических ресурсов.
  • Приложение № 22 Сведения о рекомендуемых обеспечивающих мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Сведения о рекомендуемых мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  • Приложение № 23 Сведения о должностных лицах, ответственных за обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  • Приложение № 24 Сведения о квалификации персонала.
  • Приложение № 25 – 34 (заполняются только для газотранспортных организаций) .

Энергетический паспорт – часто задаваемые вопросы

Срок действия энергопаспорта 5 лет.

Например, если энергетический паспорт был выдан в 2014 году, тогда его необходимо продлить в 2019 году.

Для того, чтобы продлить энергопаспорт, необходимо обратится в энергоаудиторскую компанию.

Энергоаудитор проведет повторное энергетическое обследование и выдаст вам новый энергетический паспорт, который будет действовать следующие пять лет.

Несмотря на то, что сам документ (энергопаспорт) будет новым, данные из вашего старого энергопаспорта будут использованы для разработки нового энергопаспорта.

Информация, которая будет использована для проведения повторного обследования:

  • Количество и краткая характеристика зданий и сооружений.
  • Наличие и характеристика приборов учета.
  • Характеристика и описание автомобилей и спецтехники.
  • Описание производственных линий.
  • Выполненные энергосберегающие мероприятия.

Стоимость повторного энергетического обследования и оформление энергетического паспорта меньше, чем первичное энергообследование.

Часть данных из старого энергопаспорта можно использовать для разработки нового паспорта, что значительно облегчает работу.

Стоимость продление энергопаспорта у нас – от 19ти тысяч рублей.

Если вы хотите узнать точную стоимость для вашей организации, задать вопрос или проконсультироваться, звоните 8(499)490-60-60.

Расходы бюджетной организации на оформление энергопаспорта следует отразить по подстатье 225 “Работы, услуги по содержанию имущества” КОСГУ.

В соответствии с Указаниями по применению бюджетной классификации (приказ Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н) расходы на энергетическое обследование (результатом которого является энергетический паспорт – статья 17 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ) относятся на код КОСГУ 225.

Лицензия на разработку паспорта энергоэффективности не требуется.

Читайте также:  Как правильно копать котлован экскаватором?

За месть лицензии у энергоаудитора должно быть свидетельство СРО по энергоаудиту. СРО это саморегулируемая организация.

Вот пример свидетельства СРО по энергоаудиту:

Для того, чтобы получить свидетельство, энергоаудитор обязан соответствовать требованиям ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и вступить в СРО (стать членом саморегулируемой организации).

Лицензированные фирмы по изготовлению энергетических паспортов перечислены, как правило, на сайтах СРО.

ООО «Энергоэффективность и энергоаудит» является членом СРО и имеет право на выполнение работ по энергоаудиту и оформлению энергетических паспортов.

Наш телефон 8(499)490-60-60.

Энергоаудитор, который провел энергетическое обследование вашей организации, обязан передать энергопаспорт вашей организации за экспертизу в СРО (саморегулируемая организация) по энергоаудиту.

После успешной экспертизы, СРО присваивает энергопаспорту регистрационный номер и паспорт становится официальным документом.

Без регистрации в СРО энергетический паспорт на действителен.

После регистрации, СРО передает электронную копию энергопаспорта в Минэнерго.

Минэнерго получает энергопаспорт и отображает факт поступления энергопаспорта на своем сайте.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

  • об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
  • о показателях энергетической эффективности;
  • о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
  • о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
  • о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.

В соответствии с №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» статья 9.16, организациям, у которых нет энергопаспорта, грозит следующее наказание:

8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц – десяти тысяч рублей.

Более детально про штрафы можно узнать здесь.

Энергетический паспорт, кто делает и для чего?

Энергопотребление любого производства может быть оптимизировано, что приведет к уменьшению затрат на электричество. Для оптимизации проводится энергоаудит – комплекс мероприятий, направленных на поиск возможностей сбережения энергии. Результаты аудита вносятся в энергетический паспорт.

Задача обследования

Энергетический аудит имеет следующие цели:

  • Получение информации о текущем потреблении электроэнергии на объекте;
  • Поиск возможностей для снижения затрат на электричество;
  • Оптимизация потребления энергии;
  • Снижение затрат на производство продукции.

Достижение желаемых результатов возможно при составлении индивидуального плана работ, включающем изучение всех сооружений и агрегатов, относящихся к данному предприятию.

Энергетический паспорт

Результаты проведенных работ вносятся в специальный документ – энергетический паспорт объекта. Его форма и порядок заполнения регламентируется приказом Министерства энергетики Российской Федерации №400, от 30 июня 2014 года. К паспорту прилагается подробный отчет о проведенных работах, включающий записи о расчетах всех показателей, представленных в паспорте. В отчет также вносится технико-экономическое обоснование целесообразности проведения оптимизационных работ для сбережения энергоресурсов.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту

Проведение мероприятий, направленных на снижение энергозатрат, может носить добровольный или принудительный характер. Частные компании интересуются энергоаудитом для снижения себестоимости выпускаемой продукции на добровольной основе. Объекты, которые подлежат обязательному аудиту:

  • Предприятия, часть капитала которых принадлежит государству или государственным учреждениям;
  • Компании, деятельность которых связана с добычей, обработкой или транспортировкой газа, каменного угля, нефти и нефтепродуктов;
  • Производства, потребление энергии которых превышает 50 миллионов рублей в год;
  • Организации, осуществляющие контролируемую деятельность.

Регламентирование энергетического обследования

Согласно действующему законодательству, проводить энергетическое обследование могут только те лица, которые являются участниками саморегулирующих организаций в сфере энергетического аудита. Отсюда следует определение – энергетическое обследование это комплекс мероприятий, направленных на присвоение объекту определенного класса энергетической эффективности. Энергетический класс сооружения – оценка эффективности работы того или иного сооружения по критерию потребления энергетических ресурсов. Существует пять классов, обозначаемых латинскими буквами от A до E, где А – высший класс, Е – низший.

Этапы энергетического обследования

Последовательность работ при энергетическом обследовании может различаться в зависимости от типа объекта и воздействия внешних факторов. К основным этапам относится:

  • Изучение документации – анализ технической составляющей сооружения, включающий среднее потребление энергоресурсов в месяц и количество единиц электрооборудования;
  • Обследование объекта– изучение потребления энергоресурсов индивидуально к каждой единице котельного, обогревательного, производственного и других типов оборудования, работающего на предприятии;
  • Анализ данных –сопоставление полученной информации об уровне потребляемых энергоресурсов с установленным нормальным уровнем, описанном в технической документации агрегатов;
  • Проектирование сберегающих мероприятий– разработка действий, направленных на оптимизацию уровня потребляемых энергоресурсов и снижению затрат.

Результаты энергообследования

В качестве результатов энергообследования могут выступать:

  • Энергетический паспорт и технический отчет.
  • Заключение исследования качества потребляемого ресурса;
  • Рекомендации действий, направленных на оптимизацию потребления энергетических ресурсов;
  • Рекомендации и мероприятия для повышения энергоэффективности производимой продукции;

Нет единой оценки стоимости энергетического аудита. Специалисты аудиторских компаний представили усредненную ценовую политику, в основе которой лежат определенные факторы: размер объекта, количество электрооборудования, сложность работ и т.д.

Цены могут значительно различаться в разных организациях, предоставляющих услуги аудита. Это объясняется серьезностью работ и широтой знаний, необходимых для их проведения. В обследовании участвуют специалисты сбора и анализа данных, составления технической документации. Подготовка отчетных документов занимает длительный срок. Заказчикам аудита следует понимать эти тонкости и иметь ввиду, что если какая-либо организация предлагает аудит в очень короткие сроки и по минимальной цене – скорей всего в её заключении будет указана лишь поверхностная информация, практически не несущая пользы предприятию.

Ответственность за не проведение энергоаудита в установленном порядке

Ранее было указано, какие предприятия в принудительном порядке должны проходить энергетический аудит. Законодательством предусмотрены наказания за невыполнение или несвоевременное выполнение этого требования в виде административных штрафов (Закон РФ №261-Ф3 от 23 ноября 2009 года «О повышении энергоэффективности»).

Советы для экономии электрической энергии и других энергоресурсов.

Снизить потребление тока на предприятии поможет:

  • Замена старой проводки на новую – плохие контакты могут стать причиной электропотерь;
  • Замена ламп накаливания энергосберегающими лампами или светодиодными светильниками;
  • Установка больших окон в помещениях;
  • Применение стабилизаторов напряжения;
  • Использование светорегуляторов и автоматики вкл/откл света.
  • Замена одинарных окон на двухкамерные стеклопакеты.
  • Утепление ограждающих конструкций здания.
  • Установка систем автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры окружающей среды.
  • Замена старых котлов на более современные с большим КПД.
  • Перевод автомобилей на работу на сжиженном газе.

Оптимизация потребления электричества благоприятно отразится не только на экономике предприятия, но и на экономике страны в целом.

Энергетический паспорт энергоэффективности

Энергетический паспорт энергоэффективности объекта является документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Большим плюсом оформления энергетического паспорта являются предоставляемые налоговые льготы: происходит освобождение от налога на имущество организаций для вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (класс энергоэффективности B, B+, B++ и А) в соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

ГУ Государственного Строительного Надзора выпустило Распоряжение №1 от 24.01.2014, в котором требуется при сдачи в эксплуатацию вновь построенных зданий и сооружений, а также, зданий после капитальной реконструкции, оформлять энергетический паспорт и присваивать зданию класс энергоэффективости.

Паспорт энергоэффективности составляется по утвержденной форме №24 в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 года № 182 об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации.
Пример паспорта 24-ой формы (незаполненный)

Для составления паспорта энергетической эффективности необходимо предоставить следующие разделы проектной документации:

  • Раздел «Отопление вентиляция».
  • Раздел «Энергоэффективность».
  • Раздел «Система электроснабжения».
  • Раздел Система водоснабжения и водоотведения»
  • Архитектурная часть (планы этажей, подвалов и разрезы стен с указанием толщины и типа используемых материалов)

Сроки работ: от 2 недель после предоставления Заказчиком необходимой документации.

Стоимость оформления: от 80’000 рублей (возможны особые условия при заключении партнерского соглашения).

После составления энергетический паспорт проходит регистрацию в СРО и передается Заказчику для предоставления соответствующим принимающим органам.

По вопросам оформления энергетического паспорта и присвоении класса эффективности зданию звоните по телефонам: 8 (495) 797-26-43; 8 (800) 700-26-43 (бесплатный звонок из всех регионов России).

Подробнее о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Предоставление государственной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» осуществляется в соответствии со следующими правовыми основаниями:

  • В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191
  • ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;
  • приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 октября 2006 г. N 121 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;
  • Градостроительный кодекс города.
Читайте также:  Как купить недвижимость на материнский капитал?

Подробнее об освобождении от налога на имущество организаций.

Согласно п. 21 ст. 381 Кодекса освобождаются от налога на имущество организаций организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Указанная норма вступила в силу с 1 января 2012 г.

Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности (далее — Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 308.

Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 261-ФЗ).

Основанием для предоставления налогоплательщикам льготы по налогу на имущество организаций является принятие на баланс с 1 января 2012 г. и позднее указанных в п. 21 ст. 381 Кодекса объектов основных средств в состав основных средств, включенных в указанный Перечень, а также имеющих высокий класс энергетической эффективности основных средств на основании первичных документов и в соответствии с технической документацией и иными определенными Федеральным законом N 261-ФЗ документами, содержащими информацию об энергетической эффективности или о классе энергетической эффективности объектов (товаров).

При этом в целях использования налоговой льготы и заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций организация обеспечивает обособленный учет объектов льготируемого имущества в рамках ПБУ 6/01, определяемых самостоятельно.

Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД) и требования к указателю класса энергетической эффективности, размещаемого на фасаде дома, утверждены Приказом Минрегиона РФ № 161.

Этим документом утверждена таблица класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

Соответственно, здание считается с высокой энергетической эффективностью, если оно соответствует классу «В», «В+», «В++», «А».

Обозначение класса эффективности здания

Наименование класса энергетической эффективности

Величина отклонения значения удельного расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и ГВС здания от нормируемого уровня, %

Для новых и реконструируемых зданий

Энергетический паспорт МКД: нужен или нет?

Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе ГИС ЖКХ. Среди прочих данных, управляющая организация размещает, в том числе, сведения об энергоэффективности и данные из энергетического паспорта МКД. Но как быть, если энергетический паспорт на МКД никогда не оформлялся и собственники отказываются финансировать его составление из средств, собранных на содержание и ремонт? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 261-ФЗ), энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно п.18 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных, Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

Как указано в «ГОСТ 31427-2010 Здания жилые и общественные. Состав показателей энергетической эффективности» от 19.04.2011 г., энергетический паспорт – это документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, их ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов.

Следовательно, энергетический паспорт предназначен для подтверждения соответствия теплотехнических показателей и показателей энергетической эффективности здания нормативным требованиям.

Как указано в Письме Минстроя РФ, РФ от 29.11.2016 №40222-АЧ/04: «В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности. Аналогичное положение установлено пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18. Исходя из системного толкования содержания вышеуказанных положений законодательства следует, что обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только после вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ и в тех случаях, когда по своему характеру работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ при осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Таким образом, в ситуации, описанной в части 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ, определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома также является обязательным. В иных случаях установление класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме по результатам энергетического обследования, но при этом соблюдение положений Правил в части процедуры присвоения класса является обязательным».

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (ч.6 ст.15 Закона 261-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Следует учитывать что согласно ч.5 ст.11 Закона 26-ФЗ на здания и сооружения не распространяются сведения энергоэффективности ( т.е. нет необходимости оформлять энергетический паспорт: если МКД в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

Кроме того, согласно ч.1 ст.48 Закона 26-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство, которое подано до вступления в силу таких требований.

16 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому отменяется обязательное энергетическое обследование (проведение энергоаудита) и обязательная разработка энергетического паспорта.

С 16 января 2019 года Федеральным законом от 19.07.2018 № 221-ФЗ в часть 5.1 статьи 15 Закона 261-ФЗ, внесены изменения, согласно которым энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Таким образом, если энергетический паспорт МКД отсутствует, то оформлять его в обязательном порядке необходимо только в случае если на общем собрании собственников помещений принято соответствующее решение.Как правило, добровольное энергетическое обследование дома и оформление энергетического паспорта проводится в рамках проведения мероприятий по повышению энергоэффективности МКД.

Читайте также:  Как рассчитать пленку для пруда

Соответственно, если энергопаспорт МКД не получен, то и сведения о нем в ГИС ЖКХ вносить не нужно. Отсутствие такой информации не будет являться нарушением лицензионных требований.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация по ссылке .

Отметим, что в CRM-системе есть возможность создать декларацию энергоэффективности домов. Отметим, что по тем многоквартирным домам, по которым ранее был присвоен класс энергоэффективности, декларацию необходимо обновлять раз в пять лет!

Декларация сделана в полном соответствии с приказом Минстроя от 6 июня 2016 г. №399, так что можете смело пользоваться. Сколько стоит? Все также: до 2 рублей с лицевого счета, то есть в рамках CRM-системы бесплатно!

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Кому нужен энергетический паспорт?

Одной из основных задач, поставленных Правительством Российской Федерации, является снижение энергоемкости российской экономики на 40 % до 2020 года. Президент РФ Дмитрий Медведев в конце 2009 года обозначил официальную позицию власти, декларировав тезис: «Основная задача экономики – энергоэффективность». В соответствии со статьей 16 ФЗ № 261 лица, подлежащие обязательному энергетическому обследованию, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу закона до 31 декабря 2012 года.

Основные цели энергетического обследования:
– получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
– определение показателей энергетической эффективности;
– определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
– разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Кому нужен энергетический паспорт?

Читаем внимательно статью 16 ФЗ – «Обязательное энергетическое обследование». В ней говорится, что проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
– органов государственной власти, местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
– организаций с участием государства или муниципального образования;
– организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
– организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
– организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
– организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Если вы не увидели свое предприятие в этом перечне, то расслабьтесь. Впрочем, как рачительный хозяин в добровольном порядке вы можете провести энергетическое обследование своего предприятия. Ведь ресурс для экономии есть везде. Его нужно только выявить. А энергоресурсы в нашей стране недешевы.

Что нужно учесть

Конечно же, согласно закону энергетические обследования (энергетический аудит) являются обязательной процедурой, регламентируемой для организаций любых форм собственности, годовое потребление ТЭР которых составляет более шести тысяч тонн условного топлива или одной тысячи тонн моторного топлива. Но в перечень предприятий и организаций, подлежащих обязательным энергетическим обследованиям, могут включаться предприятия и организации, потребляющие менее шести тысяч тонн условного топлива или одной тысячи тонн моторного топлива, по решению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти на местах. В настоящее время на федеральном уровне определены требования к энергетическому паспорту для:

  • промышленных предприятий (ГОСТ Р 51379-99 «Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов»);
  • жилых и общественных зданий (СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»).

Кто может проводить энергоаудит?

Процедуру энергоаудита могут выполнять только члены саморегулируемой организации (СРО) в области проведения энергетических обследований, имеющей в своем штате не менее 4 энергоаудиторов, обученных по программе «Проведение энергетических обследований с целью повышения энергоэффективности и энергосбережения».

Что должно быть отражено в паспорте?

Энергетический паспорт – это документ, описывающий энергоэффективность не только здания, сооружения, но и оборудования, инженерных систем, коммуникаций. По существу это скорее паспорт юридического лица, а не объекта недвижимости. Он оформляется 1 раз и подлежит обновлению 1 раз в 5 лет, а в случае реконструкции и модернизации – изменению.
Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
– об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
– об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
– о показателях энергетической эффективности;
– о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
– о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
– о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Какие документы вы получите на руки?

По результатам энергетических обследований оформляется следующая документация:

  • отчет о проделанной работе с результатами инструментального обследования, расчетными материалами, топливно-энергетическим балансом;
  • энергетический паспорт, т. е. документ, составленный в соответствии с ГОСТ Р 51379 и отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности;
  • энергетический паспорт здания гражданского назначения – документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, ограждающих конструкций и устанавливающий их соответствие требованиям нормативных документов;
  • программа (предложения) по повышению эффективности использования ТЭР, снижению затрат на топливо и энергообеспечение и внедрению энергосберегающих мероприятий для обследуемого предприятия (организации).

В результатах энергетического обследования (энергоаудита) дается оценка эффективности использования ТЭР в организации, раскрываются причины выявленных нарушений и недостатков в их использовании, определяются имеющиеся резервы экономии ТЭР, предлагаются технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в натуральном и стоимостном выражении и оценкой стоимости их реализации. Косвенная оценка параметров эффективности использования ТЭР не допускается.

За что и когда нужно платить деньги?

Получить на руки результаты исследования – это еще не все. Пока ваш энергетический паспорт не будет включен во всероссийский реестр, исследование ничего не стоит. Если его проводили дилетанты и оно не пройдет экспертизу, то считайте, что вы выбросили деньги на ветер. Как действовать, чтобы себя обезопасить?
1. Заключив договор на проведение энергетического обследования, сделайте предоплату – не более 20 % от предполагаемой суммы.
2. Компания, которая проводит обследование, свой отчет должна направить в свою СРО, где он пройдет экспертную оценку. После этого этапа энергетический паспорт направляется в Минэнерго, где он тоже проверяется, а затем вносится в реестр.
3. Пока вы не увидите свое предприятие в реестре, окончательный расчет производить не стоит.

Структура энергетического паспорта предприятия промышленной сферы должна выглядеть так:
а) Общие сведения о предприятии, потребителе ТЭР.
б) Сведения о потреблении ТЭР:

  • электроэнергия;
  • тепловая энергия;
  • котельно-печное топливо;
  • моторное топливо;
  • общее потребление энергоносителей.

в) Сведения об эффективности использования ТЭР.
г) Мероприятия по энергосбережению и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
д) Зафиксированные при обследовании потребителя факты непроизводительных расходов ТЭР.
е) Предлагаемые направления повышения эффективности использования ТЭР с оценкой экономии последних в стоимостном и натуральном выражении с указанием затрат, сроков внедрения и окупаемости.
ж) Количественная оценка снижения уровня непроизводительных расходов ТЭР за счет внедрения энергосберегающих мероприятий:

  • беззатратных и низкозатратных;
  • среднезатратных;
  • высокозатратных.

Энергетический паспорт гражданского здания должен содержать в себе следующие сведения:

  • функциональное назначение и тип здания;
  • внутренние и наружные расчетные условия;
  • объемно-планировочные параметры здания;
  • нормативные теплотехнические и энергетические параметры;
  • расчетные теплотехнические показатели здания;
  • расчетные энергетические показатели здания;
  • результаты измерений энергопотребления и уровня теплозащиты здания после годичного периода его эксплуатации;
  • сопоставление нормативных, проектных и эксплуатационных показателей теплозащитных и теплотехнических характеристик, приведенных к расчетным условиям;
  • установленная категория энергоэффективности здания;
  • рекомендации по повышению энергоэффективности здания.

Для справки

Энергетический паспорт объекта гражданского назначения заполняется при проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, а также в процессе эксплуатации построенных зданий и содержит в себе проектные (расчетные) данные и фактические показатели, полученные на основании энергетического обследования зданий с приборным замером теплопотерь.

Что может дать энергоаудит?

Энергоаудит дает обоснованный ответ на вопросы: каковы резервы и насколько можно снизить текущее энергопотребление предприятия (в энергетическом эквиваленте и рублях) путем реализации предложенных конкретных, наиболее эффективных мероприятий, сколько средств для этого потребуется, за какой период времени инвестиции окупятся, каков риск при этом и т. п.

Кто в Калининграде может проводить энергоаудит?

1) ООО «Профит Балт»
2) Некоммерческое партнерство «Центр энергоэффективного сервиса Калининградской области»
3) ООО «Научно-исследовательский институт морского и инженерного сервиса»
4) ООО «Сегмент»
5) ООО «Азимут Электропроект»
6) ООО «Энергоаудит»
7) Частнопрактикующий энергоаудитор Беленов Александр Сергеевич
8) ООО «Альголь»
9) Региональный центр «Энергосбережение»
10) Научно-инженерно-строительная компания ООО «Юнивер»
11) ООО «ВестСтройКомп»
12) ООО «Северо-западный проектный центр»
13) ООО «ИКС»
14) ООО «ДК-Строй»
15) ООО «Еврокомсервис»
16) ООО «Центр качества строительства»
Данные предоставлены филиалами СРО в области энергоаудита, зарегистрированными в Калининградской области.

Текст: Наталья Будоян
Фото: Ольга Данилова

Ссылка на основную публикацию