Что значит седельный тягач

Седельный грузовой тягач — конструкция и особенности применения

Многие участники дорожного движения встречали на пути следования грузовики. Не каждый при этом понимает, что кабина подобных транспортных средств называется седельный тягач. К нему крепится прицеп с грузом. Это уникальное современное изобретение, которое просто незаменимо в процессе перевозки крупных грузов. Самые первые седельные тягачи появились еще во времена появления паровых двигателей. По сути, это самоходная безрельсовая машина, которая предназначена для буксировки разного плана прицепов, а также полуприцепов. Кроме того, при помощи тягача можно перемещать разный несамоходный транспорт общего строительного и сельскохозяйственного назначения.

Важно! К тягачу в зимнее время можно прикрепить специальные волокуши или сани. С их помощью можно без проблем отбуксировать разные аварийные авто, объемные негабаритные грузы, технику и самолеты.

Преимущества и особенности тягачей

Современные седельные тягачи автопоезда характеризуются тем, что по своей конструкции и по преимущественным особенностям они изначально предназначены для работы с полуприцепами большой длины. Среди основных конструкционных особенностей и факторов можно отметить:

  1. Простота присоединения груза – используются сцепное устройство или седло.
  2. Возможность перевозить тяжелый и негабаритный груз.
  3. Универсальность – самый мощный тягач можно использовать в разных условиях и в самых разных целях.
  4. Новый тягач в процессе перевозки груза прочно соединяется с прицепом, перенимая на себя часть провозимого груза.

Современные новые седельные тягачи по своей конструкции максимально схожи с грузонесущей плитой, которая имеет одинарную или двойную степень свободы. Также в них присутствует специальная углового плана прорезь, которая проходит через сцепляющего плана шкворень. Именно он обеспечивает надежное устройство сцепления, а также выполняет роль важной оси излома в процессе поворота.

Основные виды тягачей

Машина-тягач выпускается в двух основных модификациях. Большой популярностью пользуются европейские, а также американские модели. Оба вида полностью идентичны по основному принципу действия, а также по особенностям внешнего строения, только по техническим характеристикам немного отличаются между собой. Чтобы охарактеризовать устройство с технической точки зрения, стоит рассмотреть технические характеристики, присущие основной массе подобных авто:

Полная масса35 000 кг
Снаряженная масса10 000 кг
Двигатель400 л.с и 1900 Нм
Уровень экологичностиЕВРО-4
Максимальная скорость85 км в час
Объем топливного бака500 л
Рабочее тормозное давление10 бар
Работа бортовой системы24V
Генератор28V/120A
Передняя колесная ось385/65R22.5 или 12.00R20
Мосты315/80 R 22,5 или 12.00R20
Допустимая грузоподъемность18-26 тонн
Расход топлива26-30 л/100 км

Американские машины оснащены специальной качественной капотной кабиной, которая изготовлена из пластика, а также синтетических и химических волокон. Европейские идут с кабинами из стали, при этом конструкция их является более компактной. У американцев колеса барабанные, у европейцев, как правило, дисковые. Оба вида современных машин оснащены унифицированными колесными дисками.

Наиболее популярными на данный момент являются именно европейские машины они оснащены специальными противоподкатными брусьями, что, в свою очередь, служат защитой от того, чтобы небольшой по своим размерам транспорт при определенной ситуации не попал под устройство полуприцепа. Европейские оснащены бортовой сетью, которая выдает напряжение немного большее, чем американские, оно составляет 24 Вольта.

Важно! Основная масса американских машин распределяются на тяжелые и на средние. Что касается европейских, то они выпускаются четко дифференцированными.

Достоинства и недостатки тягачей

Седельные тягачи характеризуются целым перечнем разных достоинств. Именно они более выгодно выделяют машины среди иных грузовых транспортных средств. Среди самых основных преимуществ можно отметить:

  • Наличие седельно-сцепных устройств, которые позволят транспортировать грузы в длинных прицепах;
  • Идеальное соотношение веса груза и степени грузоподъемности;
  • Обеспечение невысокой стоимости перевозки груза;
  • Идеальная маневренность.

На современных тягачах седельного типа при желании можно без особых проблем сдавать назад, чего нельзя сделать, например, на обычных грузовиках. При необходимости полуприцеп можно перевезти на склад, используя его, потом груз перевозится при помощи обычного буксира. Наряду с многочисленными достоинствами, некоторые седельные машины характеризуются некоторыми недостатками. Они немного уступают стандартным грузовикам по устойчивости. Кроме того, их сложно эксплуатировать без присоединенных полуприцепов.

Применение седельных тягачей

Современные машины-тягачи – это максимально востребованная техника грузового направления. Если приобрести устройства от известных мировых производителей, можно получить максимально качественное транспортное средство, олицетворяющее оптимальную экономичность, прочность и высокие показатели мощности.

Благодаря использованию в процессе производства самых современных прогрессивных технологий, авто отличаются комфортом в процессе эксплуатации. Они просто незаменимы при осуществлении транспортировки грузов разных объемов на дальние и средние расстояния. Среди преимущественных особенностей применения данных средств передвижения можно отметить то, что без особых проблем может быть осуществлена транспортировка грузов разного типа. Тяжелый тягач можно использовать с полуприцепами следующих категорий:

  1. Самосвальные.
  2. Рефрижераторные.
  3. Изотермические.
  4. Тентовые.

Огромное разнообразие комплектаций тягача полуприцепа дает возможность без проблем подобрать идеальный вариант для любой производимой работы. Разным может быть не только прицеп, но также коробками передач и системой управления подвески. На высоте находится и электронная система.

Данные авто надежны, они идеально справляются с любыми возложенными на них задачами по перевозке грузов. Преимуществом является то, что на высокие технические характеристики не в состоянии оказать влияние такие неблагоприятные факторы, как летняя жара, бездорожье, а также низкий температурный режим. На высоте находится высокий уровень экологичности двигателя, который в состоянии обеспечить минимальный расход топлива за рейс. Все без исключения детали и узлы современных агрегатов отличаются износостойкостью. Все это серьезно снижает ежедневные расходы по эксплуатации авто, на чем и основан выбор тягача.

Подводя итоги

Седельные тягачи с прицепом от известных производителей характеризуются простой обслуживания. Провести ремонтные работы можно на любом СТО. Все это обеспечивает гарантированный качественный и одновременно быстрый ремонт машин, причем даже если приходится осуществлять замену запасных частей. Грузовой тягач седельный данного класса отличается максимально продуманным современным дизайнерским решением. Внешние данные и технические характеристики в состоянии удовлетворить требования всех современных покупателей. Седельные тягачи с полуприцепом от известных компаний – это образец для подражания во всем мире.

Что такое седельный тягач – изучаем все подробности

  • Что такое седельный тягач – изучаем все подробности
  • Что такое седельный тягач?
  • Какие бывают виды?
  • Преимущества и недостатки

Многие автовладельцы во врем езды по городу и за его пределами встречали грузовики, но не многие в курсе, что кабина такой машины называется седельным тягачом, к которым крепится прицеп с грузом. Подобные изобретения просто незаменимы при перевозке больших грузов.

Что такое седельный тягач?

Первые тягачи были изобретены тогда, когда был создан первый паровой двигатель. Тягач является самоходной безрельсовой машиной, предназначенной для буксировки прицепов или полуприцепов. Также с помощью тягача можно перемещать несамоходный транспорт сельскохозяйственного и строительного назначения.

Отдельной разновидностью тяжелой техники является седельный тягач. Характеризуется он тем, что предназначен для работы с полуприцепами. Из нужно присоединять к авто с помощью специальных сцепных механизмов, которые называются седельно-сцепными устройствами, другое название которых – седла. С их помощью сцепление между тягачом и полуприцепом надежное, а сам тягач перенимает на себя часть веса груза.

Так как сцепное устройство называется седлом, то такие тягачи называются седельными. Сконструированы они так, что похожи на грузонесущую плиту, имеющая или одинарную степень свободы по продольной плоскости или же двойную степень в продольной и поперечной плоскостях. Также в них имеется угловая прорезь, через которую идет специальный сцепляющий шкворень, обеспечивающий очень надежное сцепление тягача с полуприцепом и выполняющий роль оси излома при поворотах.

Какие бывают виды?

Седельные тягачи бывают двух видов – американские и европейские. По принципу действия они идентичны, а вот по внешнему строению и по характеристикам немного отличаются. Вот о них и пойдет речь.

У американских седельных тягачей капотная кабина, изготовленная из пластика, химических и синтетических волокон, а вот у европейских тягачей кабина выполнена из стали, причем с очень компактной конструкцией. У тягачей, изготовленных в США, тормоза зачастую барабанные, а у европейских аналогов – дисковые. У обоих тягачей унифицированы колесные диски, но все же отличаются они друг от друга стандартами качества.

Редка та ситуация, когда у американского седельного тягача есть подкатный мост, а вот у большинства европейских тягачей такой мост есть. Но это не единственная комплектующая, которая есть у европейского тягача, но отсутствует у американского. Те седельные тягачи, которые были произведены в Европе, оснащены противоподкатными брусьями, которые служат для того, чтобы меньший по габаритам транспорт не попал под тягач или полуприцеп.

Расположены эти брусья под полуприцепом между задним мостом тягача и шасси груза. У европейских седельных тягачей бортовая сеть выдает большее напряжение, нежели к американских – 24 к 12 вольтам. Подавляющее большинство тягачей, изготовленных в Соединенных Штатах, могут быть как тяжелыми, так и средними транспортными средствами, а вот европейские тягачи можно более четко дифференцировать.

Преимущества и недостатки

У седельных тягачей есть целый перечень достоинств, которые крайне выгодно выделяют эти машины на фоне всех остальных разновидностей грузовой техники. Если сравнивать с обыкновенными грузовиками, то тягачами, которые оснащены седельно-сцепными устройствами, можно транспортировать грузы в достаточно длинных полуприцепах. Соотношение между весом груза и грузоподъемностью седельного тягача крайне высоко. Благодаря этому обеспечивается относительно невысокая стоимость перевозки груза, причем коэффициент полезного действия перевозок также внушительный.

На фоне других видов тягачей и остальных видов грузового автотранспорта, у седельных тягачей маневренность значительно выше. Это качество особенно актуально тогда, когда в сравнение берутся седельные тягачи и грузовики с идентичной длинной. На тягаче можно сдавать назад, а вот на грузовике с прикрепленным прицепом Вы такой маневр не сможете выполнить. Также стоит упомянуть о том, что заменить седельный тягач достаточно легко.

Полуприцеп можно перевести на склад с помощью тягача, после чего по территории складского помещения, где пространство ограничено, груз можно перемещать буксиром другой разновидности. Но вот наряду с такими достоинствами, у седельных тягачей можно выделить несколько недостатков. Так, седельные тягачи уступают простым грузовикам в устойчивости. Также такие тягачи применять на практике достаточно сложно, если к нему не присоединен полуприцеп.

Теперь Вам известен еще один способ перемещения груза в полуприцепе. Это не так трудно, как кажется.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Седельный тягач

Седельный тягач ( TRUCK )

Седельный тягач – специализированный грузовой автомобиль, созданный для перевозок, как малых, так и крупногабаритных грузов в прицепах и полуприцепах. Свое название тягач получил из-за использования специального седельно-сцепного устройства (седла) для крепления тягача и полуприцепа. При этом тяговое усилие создается за счет давления прицепа, передающееся через седло на раму тягача. Конструкция седла помогает легко менять полуприцепы, в свою очередь, сокращая время транспортировки грузов. Сам тягач отличается небольшим весом, но способен перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы.

Применение тягача

Седельный тягач незаменим во всех сферах нашей жизни: промышленной, строительной, сельскохозяйственной, горнодобывающей и т.д. С каждым днем количество грузоперевозок только увеличивается, растет и число транспортных компаний. Любая уважающая себя транспортная компания имеет в автопарке хотя бы один седельный тягач.

Основная ценность тягача, в том, что не зависимо от вида они могут транспортировать грузы любого характера, в том числе крупногабаритные платформы, цистерны, рефрижераторы, военную технику и прочее. Тягачи существенно снижают количество грузовых перевозок, что позволяет значительно экономить финансовые расходы по грузоперевозкам.

SCANIA Griffin P340 LA4×2HNAHighline.

Преимущества тягача

Седельный тягач обладает массой преимуществ, выгодно выделяющих его на фоне другой грузовой автотехники. Одно из них – седельно-сцепное устройство (ССУ). Седло надежно соединяет тягач и полуприцеп, а так же служит осью излома. Кроме того, благодаря седлу можно легко менять полуприцеп, а так же буксировать их с места на место на складе, экономя время и финансы. Немалым преимуществом тягача является возможность дать задний ход, чего лишены привычные грузовики с прицепом.

Итак, выделяют основные преимущества тягача:

– манёвренность
– высокое соотношение грузоподъёмности и весу
– возможность заднего хода
– легкость крепления полуприцепа к тягачу
– возможность трансформации полуприцепа в прицеп
– высокая ёмкость, возможность транспортировки длинномерных крупногабаритных грузов
– возможность буксировки полуприцепа в складских условиях любым буксиром
– наличие спального места

Что же касается недостатков, то у седельных тягачей они тоже есть, а именно:

– тягач менее устойчив, чем обычный грузовик
– практически бесполезен без полуприцепа

Седельный тягач MAN TGX 29.480 Год выпуска 2015

Седельные тягачи, в зависимости нюансов эксплуатации, разделяют на три типа:

Читайте также:  Как работает регулятор давления газа для сварочных аппаратов?

– для регулярных поездок на небольшое расстояние

– для перевозки грузов на дальние расстояния

– как универсальные тягачи

Последние особенно популярны во всем мире.

Технические характеристики

Тягачи имеют массу вариаций с учетом количества осей, колесной формулы и межосевого расстояния. Количество осей определяет грузоподъемность тягача, а колесная формула его проходимость. Седельный тягач бывает двух- и трехосным и состоит из кабины, рамы, двигателя и седла.

Седельные тягачи с учетом технических особенностей можно разделить на несколько видов:

– колесная формула (4х2, 6х4, 6х6, 8х2, 8х4)

– высота сцепления (высокие, нормальные, средние и низкие)

– количество осей (двух- и трехосные)

Что касается колесной формулы, то выделяют несколько наиболее популярных видов:

– 4Х2 с одним рулевым и одним ведущим мостом

– 6Х2 с задним подъемным мостом и одиночной ошиновкой

– 6Х2-2 с задним подъемным мостом и двойной ошиновкой

– 6Х2/4 подвесной мост расположен между рулевым и ведущим, может выступать подруливающим. Такую колесную формулу называют Pusher.

– 6Х4 с одним рулевым и двумя ведущими мостами

Существуют и другие колесные формулы, но они чаще используются в специальной технике. Одной из важных характеристик седельного тягача называют сцепную высоту и выделяют несколько видов высоты шасси, а именно:

– высокое
– нормальное
– среднее
– низкое

Каждый из видов имеет свои особенности. Высокое шасси (130-135см) применяется при эксплуатации с тралами и специальной техникой. Нормальное (118-123 см) – для тягачей с полуприцепами не скованными габаритами по высоте. Среднее (110-114 см) – имеет иную геометрию рамы, с седлом максимум 150 мм, установленным без плиты, либо на плиту с максимальной толщиной 22 мм, с минимальным уровнем высоты пневмподвески ведущего моста. Низкое шасси (до 1 м) так же называют LowLiner. Это особый и самый дорогой вариант, он отличается рамой с меньшим швеллером и аркой над ведущим мостом. Часто имеет пневматическую подвеску всех мостов.

Независимо от конструкции кузова все виды седельных тягачей бывают только двух или трехосными. Трехосные тягачи считаются более мощными и применяются в тяжеловесных перевозках.

Тягачи разделяют на американский и европейский вид. Технические характеристики у них практически одинаковые, но отличия все-таки имеются. Главное внешние отличие – кабина. У американских тягачей кабина изготавливается из пластика и химических волокон, а у европейских из стали, при этом двигатель расположен перед кабиной и под водителем соответственно. Европейцы делают кабину бескапотной и предельно компактной, что немаловажно с учетом ограничения по длине транспортных средств в некоторых странах.

Практически у всех европейских марок установлены противоподкатные брусья, которые мешают небольшим транспортным средствам попадать в пространство между полуприцепом и задним мостом. Так же у европейских тягачей практически во всех марках используются подкатные мосты, что в американских тягачах это редкость.

Седельный тягач (6×4) shacman SX4256NT324

Несмотря на то, что колесные диски унифицированы, все же американский и европейский стандарт отличны друг от друга. Отличаются и тормозные системы. В европейских тягачах чаще используют дисковые тормоза, на американских — барабанные. Напряжение бортовой сети американских тягачей составляет— 12 вольт, а европейских — 24 вольта.

Также различают тягачи и по другим параметрам. Например, европейские тягачи бывают как двух, так и трехосными, а американские тягачи бывают только с тремя осями.

Американские тягачи могут быть одновременно средними и тяжелыми, а вот среди европейских тягачей существует достаточно четкое разграничение.

Приобретение тягача

На что необходимо, прежде всего, обращать внимание при покупке тягача с учетом многообразия видов, типов и марок тягачей? На этот вопрос Первое, что следует сделать – определиться с предназначением тягача. Затем изучить рекомендуемые для данного вида перевозок характеристики. И так.

Колесная формула. Наиболее популярными являются тягачи с колесной формулой 4х2. Как правило, их используют для перевозки груза до 11 тонн. Для более масштабных перевозок больше подойдут колесные формулы 6х4, 6х6, или даже 8х2 и 8х4.

Высота сцепки. Для транспортировки стандартного полуприцепа, рекомендована средняя высота седла(110-114 см). Однако, тралы и самосвальные полуприцепы требуют большей высоты сцепки.

Мощность. Выбор мощности, зависит от тяжести и объема, а так же условий транспортировки грузов. Как правило, для магистральных грузоперевозок больше подходят тягачи мощностью до 400 л.с.

Расход топлива. Приемлемым для современного тягача является расход топлива около 29 л на 100 км.

Топливный бак. В основном предпочтение отдают моделям с двумя топливными баками.

Двигатель. Тем кто планирует использовать тягач для международных перевозок стоит обратить внимание на класс двигателя, так как в ЕС не пропускают грузовой автотранспорт с двигателем несоответствующим нормам Евро-3.

Производитель. Тут вы можете положиться на свои предпочтения и отзывы владельцев тягачей

Седельный тягач Scania G420 LA4×2HNA 4×2

Пару слов о производителях седельных тягачей, в России сложно выделить лидера среди различных мировых производителей, одинаковой популярностью пользуются западные, китайские и отечественные марки. Так среди отечественного автопрома и стран СНГ зарекомендовали себя тягачи марок: КамАЗ, МАЗ, КраЗ, Урал, Тонар. Достаточно популярны тягачи западного производства, это европейские и американские марки: Volvo, Scania, Iveco, Renault, MAN, Mercedes-Benz, DAF и International, Freightliner, Peterbilt соответственно.

Не менее популярны на российском авторынке китайские седельные тягачи. Надежность, соотношение цены и качества делают их конкурентоспособными даже на рынках Европы. Наиболее популярными принято считать марки: SHAANXI, HOWO, FAW.

Обзор брендов и цен популярных седельных тягачей

Рынок грузовых транспортных средств насыщен предложениями о покупке тягачей — как новых, так и с пробегом. Чтобы выбрать среди всех возможных вариантов оптимальный, покупателю необходимо оценить каждый из них по ключевым техническим, функциональным и эксплуатационным качествам, не забывая об экономии. Мы же, в свою очередь, подготовили краткий обзор наиболее популярных в России брендов и моделей седельных тягачей.

Любой покупатель, будь то владелец логистической компании или поставщик товаров, заинтересованный в организации доставки, при выборе седельного тягача стремится учесть сразу несколько требований.

Прежде всего, машина должна быть надежной, эргономичной, комфортабельной для водителя, иметь хорошие ходовые качества, что особенно актуально на российских дорогах, а также быть экономичной в использовании. Большое внимание уделяется таким свойствам, как ремонтопригодность, доступность запасных частей, наличие сервисных центров.

Не менее важно соответствие выбранной модели конкретным задачам: здесь имеют значение особенности эксплуатации, характеристики перевозимых грузов и т.п.

И наконец, вполне понятно желание сэкономить на приобретении, поэтому многие будущие владельцы ищут возможность купить б/у тягач. Вообще стоимость даже на одну и ту же модель вариабельна и зависит от разных факторов. Например, от технического состояния, комплектации, ценовой политики поставщика и т. п., поэтому о стоимости можно говорить лишь условно.

Что касается марок седельных тягачей, то при всем их разнообразии можно выделить несколько безусловных лидеров.

В их число входят такие бренды, как:

Перечисленные марки фигурируют среди лучших в большинстве российских обзоров [1] и рейтингов [2] .

Седельный тягач «Вольво» (Volvo): эталон надежности

Шведская марка Volvo на протяжении почти ста лет подтверждает соответствие производимых автомобилей высшим стандартам надежности и безопасности. Прочность и простота конструкции, использование передовых инженерных разработок, современные решения для безопасности движения (например, функция круиз-контроля), неприхотливость и хорошая адаптация к условиям российской зимы сделали этот бренд одним из лидеров отечественной сферы грузоперевозок.

Сервисные центры Volvo расположены в большинстве крупных городов России, всего их более
70 [3] .

Группа компаний Volvo Trucks Corporation производит широкий модельный ряд седельных тягачей.

  • Тягачи линейки FH предназначены для магистральных перевозок. Они выпускаются с 12-, 13- и 16-литровыми двигателями, оснащаются механической или роботизированной коробкой передач на 9–14 скоростей. Объем топливных баков составляет от 400 до 800 л. Водители отмечают отличную тормозную систему, в том числе при торможении с груженым полуприцепом на спуске. Тягачи серии FH не слишком требовательны к состоянию дорог, неприхотливы к качеству масел и смазок.
  • Тягачи Volvo FM используются преимущественно для грузоперевозок на небольшие расстояния в пределах города или региона. Они имеют двигатель объемом 11 или 13 л, мощностью от 330 до 500 л. с. Доступны различные варианты КПП: механическая на 9 или 14 ступеней, автоматическая на 6 или 12 ступеней. Тягач отличается маневренностью, хорошо приспособлен к городским улицам. Среди плюсов модели называют надежность, прочность, прекрасную адаптацию к российской зиме. Из минусов некоторые водители отмечают недостаточное удобство спального места, а также дороговизну запчастей и обслуживания.

Средняя цена на б/у седельный тягач 2-го поколения (с 2001 по 2010 г.) — 1–2,5 млн рублей [4] . Новый автомобиль, выпущенный после 2013 года, будет стоить около 12 млн рублей [5] .

«Ман» (MAN): традиционное немецкое качество

Эта марка не нуждается в отдельном представлении — название, что называется, «на слуху» и прочно ассоциируется с грузоперевозками. Немецкая компания полностью оправдывает репутацию своей страны, производя на свет грузовые автомобили с традиционной педантичностью. Среди седельных тягачей с колесной формулой 6х6 продукция MAN занимает прочную позицию лидера [6] по популярности. В 2013 году компания открыла завод в России.

  • Широкий выбор моделей с различными характеристиками также является визитной карточкой производителя. Тягачи МАН представлены линейкой TG (Trucknology Generation) — это современные машины, соответствующие стандартам Евро 5 (TGS) и Евро 6 (TGX), оснащенные двигателями мощностью от 150 до 680 л.с. На данный момент в России есть около 50 [8] сервисных центров компании, а также действуют услуги Mobile24 (эвакуация и выездной сервис) и MAN Prof > [9] среди европейских тягачей от 6 тонн:
    • масса от 18 до 41 тонны;
    • колесные формулы от полноприводных 8х8 и 4х4 до классических 4х2 и 6х4;
    • мощность двигателя от 360 до 680 л.с.;
    • коробка передач механическая (16 скоростей) или автоматическая (12 скоростей, рычаг переключения на руле).

    Отличаются высокой проходимостью за счет дисковых тормозов и усиленной ходовой. В среднем по трассе расход топлива составляет 20–25 [10] литров на 100 км. Однако перед тем как купить тягач MAN TGS, оцените отзывы о машинах — водители отмечают некоторую неприспособленность к российским дорогам. Все неровности покрытия отдают в руль вибрацией и толчками, кроме того, тягач привередлив к качеству топлива.

  • MAN TGX выпускают уже почти десять лет, в зависимости от модели машина имеет:
    • двигатель от 360 до 680 л.с.;
    • различные комбинации колесной формулы;
    • кабины трех размеров;
    • механическую или автоматическую коробку передач;
    • ретардер для стабильного торможения;
    • увеличенный дорожный просвет.

    Расход топлива в среднем около 28 л на 100 км, но в зависимости от модели, времени года и технического состояния может составлять 20–55 л. В машине очень много электроники, даже уровень масла отслеживает специальный датчик, поэтому диагностика — только с компьютером. Владельцы отмечают высокий уровень комфорта, хорошую проходимость, в том числе и зимой, но также и недостаточную шумоизоляцию кабины, привередливость к качеству топлива.

Купить новый седельный тягач MAN можно в пределах 5–7 млн рублей, модель б/у обойдется в 1,5–3 млн рублей.

Седельный тягач «Скания» (Scania): умнее человека

Еще один известный представитель Швеции на рынке грузовых машин. Первые поставки седельных тягачей в Россию Скания начала еще в 2000 году, став одним из первопроходцев направления. Седельные тягачи можно «собрать» из требуемых характеристик на заказ, но есть и стандартные комплектации, всего их около 30. Типовые модели подразделяются на серии — Griffin и Streamline, по типу кабины — P, G, R и V8.

  • Седельный тягач Scania Griffin в стандартной комплектации оснащен кабинами G и P как со спальными местами, так и без них. Двигатель 13 литров мощностью от 360 до 440 л.с., наиболее «продвинутые» модели оборудованы аккумулятором повышенной емкости — 225 Ач. Могут быть как с автоматической, так и с механической коробкой передач, дополненными системой Scania Opticruise — системой интеллектуального переключения, позволяющей экономить топливо и повысить безопасность движения по трассе. Межсервисный интервал составляет 45 000 км, расход топлива около 30 л на 100 км. Устройство кабины по душе многим водителям — точная регулировка высоты сиденья и руля, спальное место в полный рост, высота «потолка» 210 см и другие характеристики, способные сделать поездку комфортной.
  • Тягач Scaina Streamline оборудован кабиной типа R и тремя разными моторами — 9, 13 и 16 литров. Обилие электроники внутри машины позволяет водителям шутить о том, что она часто умнее водителя: здесь есть все — от интеллектуальной коробки передач Scania Opticruise до системы Scania Communicator, которая позволяет удаленно передать данные бортового компьютера о состоянии автомобиля в сервисный центр и получить консультацию по неполадкам. Владелец машины с помощью специального приложения может отслеживать ее перемещение в реальном времени. Основным достоинством линейки является высокая экономичность использования без потери в качестве езды — новая коробка передач и улучшенная аэродинамика кузова позволяют снизить расход топлива на 4% [11] . Двойная аккумуляторная батарея предотвращает риск не запустить двигатель — одна батарея служит только для запуска, вторая — обеспечивает остальные системы.

Новые седельные тягачи Scania можно купить за 6–8 млн рублей, а б/у обойдутся в 1,5–4 млн в зависимости от модели и пробега.

«Даф» (DAF): разумная цена и высокое качество

Голландский бренд по производству седельных тягачей вот уже не один десяток лет радует водителей комфортной для езды и отдыха кабиной, надежностью и экономичностью. В России рынок «Даф» не очень развит, однако в последние годы наметилась положительная тенденция в этом вопросе.

Новые модели, вроде DAF XF, имеют:

  • двигатель типа Euro 6 мощностью от 410 до 560 л.с.;
  • полуавтоматическую коробку передач.

Ресурс мотора составляет около 1 500 000 км. Дополнительно можно заказать установку интардера для повышения тормозного усилия до 500 кВт, а также фирменную систему ночного безопасного запирания машины DAF Night Lock. Большое ветровое стекло обеспечивает широкий обзор, а два спальных места длиной 220 см с удобными матрасами — комфорт водителям. Надо отметить, что переоборудование старой модели по норме Euro 6 сказалось на «эластичности» двигателя, тем не менее водители и владельцы логистических компаний признают, что эта модель является прекрасным образцом оптимального сочетания цены и качества. Низкий расход топлива, невысокая стоимость обслуживания и неприхотливость DAF XF делают ее довольно привлекательным предложением на рынке седельных тягачей.

Новые тягачи «Даф» стоят около 5 млн рублей, машины с пробегом можно купить за 2–4 млн рублей.

«Рено» (Renault): живая легенда

История становления бренда Renault Trucks насчитывает уже более 100 лет. За это время компания добилась значительных успехов — ее название известно практически каждому. В последнее время инновационные разработки компании направлены на снижение топливного расхода тягачей без потери комфорта при вождении и маневренности.

До 2013 года компания выпускала легендарные тягачи Magnum и Premium, завоевавшие мировую известность:

  • «Рено Магнум» имеет разные варианты колесной формулы, автоматическую коробку передач с 12 ступенями, дисковыми тормозами и АБС. Последнее, четвертое, поколение машин имело мощность двигателя 460 и 500 л.с.
  • Renault Premium отличается механической 16-ступенчатой коробкой, двухосной конструкцией, мощностью 380 или 430 л.с.
  • На смену им пришла новая линейка с лаконичным названием «T». Мощность двигателя варьируется от 380 до 520 л.с., соответствует нормам Euro 5 и Euro 6. Конструкция тягача осталась двухосной, колесная формула 4х2. Варианты кабины со спальным местом и без него, ровный пол, высота потолка более 2 м. По сравнению с предыдущей линейкой снижен расход топлива на 5%. Преимуществом модели можно считать большие топливные баки — 450 и 900 л. Расход топлива составляет около 30 л на 100 км.

Новый седельный тягач последнего поколения Рено «Т» можно купить по цене около 5 млн рублей, а Магнум и Премиум — по цене около 1,5–3 млн рублей.

«Ивеко» (Iveco): красота требует жертв

Эта компания образовалась путем слияния пяти европейских производств более 30 лет назад. Сейчас в России существует два предприятия «Ивеко», на одном из которых ведут сборку внедорожных грузовиков.

Седельные тягачи Iveco представлены линейкой Stralis, созданной в 2002 году, которая первой в истории подобных машин заполучила автоматическую коробку передач. В 2012 модельный ряд был подвергнут значительным изменениям, немного изменив и название — Stralis Hi-Way. Новые модели оснащают 6-циллиндровыми двигателями Cursor 8, 10 и 13 литров мощностью от 360 до 510 л.с. (дизельный) и от 270 до 330 л.с. (газовый). Эластичность двигателя позволяет водителю реже переключать передачи, экономя расход топлива. Механическая коробка передач с 9 или 15 скоростями, также есть вариант роботизированной коробки с 12 скоростями. Водители отмечают особо комфортабельные и красивые салоны, но в то же время и частые поломки, в особенности поршневой системы.

Стоимость новых моделей Stralis Hi-Way составляет в среднем 5–7 млн рублей, подержанные модели оцениваются в 2–4 млн рублей.

«Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz): стандарт качества

И снова речь пойдет о представителе немецкого автопрома. Отлаженные механизмы, надежность сборки, эргономичный и красивый дизайн — все это ассоциируется с маркой «Мерседес». Седельные тягачи бренда представлены линией Actros, впервые увидевшей свет в 1996 году. В 2003 году модели подверглись серьезной модернизации, а в 2016 был выпущен первый «Новый Actros» — самая современная машина линии. С момента появления седельных тягачей Mercedes-Benz Actros было продано более 700 000 экземпляров, что является отличной заявкой на лидерство в данной области.

Стандартные модели оснащены двигателями V6 мощностью 408 л.с., автоматической коробкой с 12 скоростями, кабиной с двумя спальными местами. Отличительной особенностью стало появление современной электронной системы бортового контроля «Telligent» с множеством датчиков, которые собирают подробную информацию о состоянии машины в реальном времени. Ее наличие позволило увеличить межсервисный пробег до 150 000 км . Достоинства «Мерседес Актрос» — это высокий уровень комфорта кабины, удобная коробка передач, мягкая подвеска. Но и недостатки тоже имеются — это сложность ремонта и слабая доступность запчастей для V-образного мотора.

Новый Actros предлагает 11 вариантов конфигурации кабины — с новым дизайном, улучшенным разделением зон и высотой 213 см. Двигатели мощностью до 625 л.с. с коробкой передач PowerShift 3 обеспечивают надежное и простое ведение машины, сравнимое с управлением легковым автомобилем.

Цена «Мерседес Актрос» составляет около 5–7 млн рублей, если речь идет о новой модели, а седельный тягач с пробегом можно купить за 2–5 млн рублей.

Седельный тягач «МАЗ»: ближе и роднее…

Минский автомобильный завод производит надежные «рабочие лошадки», приспособленные для российских дорог. Эти машины можно встретить в любой полосе нашей страны, попадаются даже машины восьмидесятых годов выпуска — согласитесь, это показатель надежности. При этом ценовая политика значительно привлекательнее конкурентов из дальнего зарубежья.

МАЗ выпускает тягачи, которые соответствуют стандартам от Euro 2 до Euro 5, а мощность достигает 435 л.с. Совместная работа МАЗ и MAN пошла на пользу автомобилям компании — современные седельные тягачи оснащены двигателем и кузовом производства немецкого собрата. Покупателей машин привлекает простота и невысокая цена сервисных работ, а также мощность двигателя. Однако отмечают высокий расход топлива (до 50 л на 100 км), плохое качество сборки и запчастей, не слишком комфортную кабину.

Новые модели МАЗ стоят около 2–3 млн рублей, машину с пробегом можно купить за 1 млн рублей и менее.

Выбор седельного тягача для организации перевозок — ответственный шаг, от которого зачастую зависит успех всего предприятия. Машина должна соответствовать характеру использования — в расчет идет все, вплоть до конкретных маршрутов и расположения сервисных станций. Чем лучше тягач подойдет под ваши задачи, тем дольше он вам прослужит.

Об особенностях седельного тягача

Для длинномерных и крупногабаритных грузов используют седельный тягач . Эта разновидность современной техники применяется в различных хозяйственно-экономических отраслях. Простота управления и многофункциональность превращают этот вид автомобильной техники в незаменимого помощника.

Информация о седельных тягачах

Тягач, получивший определение «седельный», оборудован особым сцепно-расцепным устройством. Это приспособление напоминает седло («пятое колесо»).

При поддержке седельно-сцепного устройства обеспечивается стыковка (сцепка) тягача с полуприцепом. На раму и колёсную базу автомобиля распределяется часть нагрузок от полуприцепа.

Седельные тягачи — это самоходные безрельсовые машины. Их движение обеспечивается за счёт силового агрегата, находящегося в моторном отсеке.

В автотягаче имеется водительская кабина. Один из её отделов разработан как спальное место для сменщика. Сверху кабины монтируется обтекатель.

Тяжёлый автомобиль соединяется с полуприцепом и образует автопоезд. Грузонесущая плита (седло) на автотягаче имеет угловую прорезь. В неё вставляется шкворень, смонтированный на полуприцепе.

Сцепное устройство обладает разным количеством степеней свободы в поперечной и продольной плоскости. Это обеспечивает плавный излом автопоезда при манёврах и поворотах.

Преимущества и особенности

Характеристика седельных автотягачей содержит многие положительные моменты. К преимуществам таких машин относятся:

  • улучшенная манёвренность;
  • облегчённое передвижение задним ходом;
  • высокая грузоподъемность;
  • надёжность седельно-сцепной конструкции;
  • повышение уровня КПД: перевозка крупных грузов становится дешевле.

Для эффективной эксплуатации автотягача важно правильно подбирать полуприцеп. Необходимо соблюдать весовые соотношения между грузом и буксирующим автомобилем. Его масса должна приближаться к весу полуприцепа.

Магистральные перевозки лучше проводить с седельно-сцепными конструкциями, имеющими только продольную степень свободы. Так удаётся повысить устойчивость автопоезда при поворотах.

Новое поколение автотягачей оснащается кабинами базовой комплектации, повышенной комфортности, флагманского дизайна с ровным полом. Улучшаются аэродинамические показатели, снижается технический уровень аэродинамических шумов, уменьшается расход топлива.

Недостатки

Наряду с преимуществами, седельные автотягачи не лишены недостатков. Их обзор отличается в зависимости от марки или бренда. Но можно выделить общие изъяны.

Опытные водители жалуются на:

  • потерю устойчивости по сравнению с обыкновенным грузовиком;
  • сложность эксплуатации без полуприцепа;
  • меньшую проходимость без активного прицепа;
  • маркий салон кабины.

Недостатки тягачей легко компенсируются их впечатляющей работоспособностью.

Основные виды тягачей

Автотягачи подразделяются на 2 основных вида. Грузовик может относиться к американскому или европейскому типу. Конструктивные особенности не являются принципиальными.

Главное отличие определяется материалом для изготовления водительской кабины, её структурой. В машинах американского типа используется пластик. В европейских вариантах исполнения применяется металл.

В США отсутствуют жёсткие ограничения по длине ТС. Их общий размер не столь важен. Американские автотягачи имеют капотную схему.

Европейские — бескапотные. Их кабина выглядит максимально компактной.

Европейские автомашины чаще встречаются с двумя мостами. Автотягач американского типа — преимущественно трехосный. Из 3 мостов 2 являются ведущими.

Европейские тягачи оборудуются механизмом подъёма незадействованных мостов. Их приподнимают во время движения незагруженной машины. Американские аналоги лишены подобных механизмов. Зато в американских автотягачах седло перемещается вдоль рамы, меняя распределение грузовой массы.

Европейские автомашины, седельные тягачи России оснащаются противоподкатными балками. Они препятствуют попаданию малогабаритных авто, других транспортных средств под шасси, задний мост тягача. В американских автомашинах такие балки отсутствуют.

Применение седельных тягачей

Предназначаются седельные автотягачи для работы с прицепами, полуприцепами, другой несамоходной техникой. При помощи тягачей перевозятся громоздкие гусеничные механизмы.

Известна практика создания автобусов-трейлеров. Такая сцепка применяется для пассажирских перевозок. К тягачам могут подсоединять:

  • самосвальные полуприцепы;
  • изотермические механизмы;
  • рефрижераторы;
  • цистерны;
  • контейнеровозы;
  • тентовые полуприцепы.

Россия, другие страны используют седельные автотягачи в военной отрасли. Машины буксируют ракетные установки.

Подводя итоги

Подержанные и новые седельные тягачи обеспечивают экономическую эффективность различных грузоперевозок. Строгое соблюдение правил эксплуатации делает эти тяжёлые машины довольно манёвренными и безопасными.

Любая модель седельного автотягача найдёт применение у рачительного хозяина. Компания «Триера Трак» предлагает услуги по реализации тягачей. Наши специалисты произведут срочный ремонт или плановое обслуживание. Принимаются варианты оплаты в рассрочку, можно оформить кредит, составить условия аренды. Заказчик неизменно получает технику на выгодных для него условиях.

Седельные тягачи

«. Увеличить автоперевозки за пятилетие в 4,5 раза. Всемерно развивать производство и применение полуприцепов в грузовом автотранспорте». Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942 годы). Из резолюции ХVIII съезда ВКП(б) по докладу тов. В.М. Молотова.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Седельный тягач, в отличие от грузового автомобиля, представляет собой специальную тяговую машину, несущую на себе часть прицепного веса. Сцепное устройство такого тягача всегда располагается над задними ведущими колесами и воспринимает часть веса общего прицепа, являясь как бы седлом, откуда и происходит название этих тягачей. Седельный тягач не имеет грузонесущего кузова и снабжается опорно-сцепным устройством.

Седельный автоприцеп, предназначенный для тяги седельным тягачом, представляет собой повозку с одной или несколькими расположенными в задней части опорными осями, на которые через подвеску опирается задняя часть рамы полуприцепа со смонтированным на ней кузовом. В передней части полуприцепа на шарнирно-подвешенной раме находятся опорные стойки, которые при расцепке полуприцепа от тягача опускаются и служат для опоры передней части полуприцепа и на случай необходимости маневрирования с расцепленным седельным тягачом.

Седельный тягач ГАЗ-АА с деревяннымполуприцепом-платформой, 1934-1940 гг.

Полуприцепы классифицируются по конструкции рамы: с прямой рамой и с составной или гнутой; по способу управления передними опорными устройствами — на полуприцепы с ручным или автоматическим подъемом опор. По количеству осей наиболее распространенными стали одно-, двух- и трехосные. Несмотря на это, некоторые полуприцепы-тяжеловозы насчитывают до десяти осей.

Идея создания седельных автопоездов принадлежит американской фирме «Фрюхауф», которая еще в 1910 году наладила серийное производство седельных автопоездов на базе знаменитого грузовика Форд-ТТ. Интересно вспомнить, что уже к 1929-1936 годам количество зарегистрированных седельных тягачей в США увеличилось в четыре с половиной раза, тогда как число зарегистрированных одиночных грузовых автомобилей за эти годы почти не изменилось. Производство американских полуприцепов также шло семимильными шагами, достигнув к 1935 году 25 000 штук, против 11 400 штук в 1923.

Седельный тягач ЗИС-10 с полуприцепом НАТИ, 1934-1940 гг.

ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ СЕДЕЛЬНИКИ И БОРТОВЫЕ ПОЛУПРИЦЕПЫ ДЛЯ НИХ

Попытки создания отечественных седельных тягачей относятся к началу тридцатых годов. Это выпущенный в 1932 году на Московском автозаводе АМО-7, а также седельный тягач на базе полуторки. Седельный тягач ГАЗ-АА представлял собой специализированную машину Горьковского автозавода имени Молотова. Он собирался из стандартных деталей грузовика. Колесная база укорачивалась до 2600 мм, а на месте грузовой платформы устанавливался сцепной механизм. Укорачивание колесной базы тягача производилось уменьшением длины лонжеронов рамы, карданных валов и раскосных штанг заднего моста. Задние кантилеверные рессоры заменялись на полуэллиптические. В остальном седельный тягач ГАЗ-АА ничем не отличался от породившего его стандартного ГАЗ-АА. Расход топлива седельного ГАЗ-АА без полуприцепа составлял 15 литров на 100 км, однако при эксплуатации с 2,5-тонным полуприцепом расход значительно увеличивался и достигал 21,5 л. При работе на хороших дорогах грузоподъемность полуприцепа иногда доводилась до 3-4 тонн.

Но отсутствие крупносерийного производства не позволило насытить советский грузовой автопарк столь нужными машинами. В 1931 году Союзтранс приобрел в США партию из 116 полуприцепов «Фрюхауф» А-431 грузоподъемностью 5 тонн, которые сначала использовались с немецкими седельными тягачами «Бюссинг», а затем и с отечественными ЗИС-10. Понимая перспективность тягачей седельного типа, работы над ними продолжались.

Седельный газогенераторный тягач ЗИС-21Г с полуприцепом НАТИ, 1939-1941 гг.

В 1933 году в НАТИ был спроектирован и построен на Ярославском автозаводе опытный образец седельного тягача Я12Д, отличавшийся от стандартного грузовика Я-5 укороченной колесной базой, опорно-сцепным устройством и увеличенным передаточным отношением главной передачи. Тягач Я12Д мог буксировать полуприцеп грузоподъемностью 10 тонн. Затем были проведены его испытания с полностью загруженным полуприцепом по преодолению подъема в 8 градусов. При преодолении подъема на второй передаче двигатель тягача примерно на половине пути начал быстро терять обороты, после чего машина была спущена обратно задним ходом. Затем была предпринята попытка преодолеть тот же подъем на первой передаче, после чего подъем был преодолен, что свидетельствовало об определенном запасе тягового усилия.

Опорно-сцепное устройство тягача «Я-НАТИ-12Д» состояло из двух частей: опоры с поворотным стержнем на тягаче и захватывающими челюстями на полуприцепе. Опорная часть, установленная и закрепленная на раме тягача, представляла собой кольцевую площадку с небольшим бортом и двумя наклонными плоскостями для въезда передней части полуприцепа. В средней части поворотной площадки находился поворотный стержень — кабестан диаметром 104 мм. Эта площадка с кабестаном монтировалась на двух продольных валиках с пружинами, которые предназначались для амортизации ударов в момент сцепки и во время движения. Кроме того, опорная часть сцепки на тягаче снабжалась рычажным приспособлением, соединенным тягами с двумя рычагами в кабине. Один рычаг служил для расцепки полуприцепа, а другой для привода его тормозов.

Седельный тягач «Я-НАТИ-12Д» с полуприцепом ПП-НАТИ, 1934 г.

Вторая, накладывающаяся, часть сцепного прибора полуприцепа была установлена между передними концами лонжеронов рамы полуприцепа, укреплена на мощной поперечине и представляла собой металлические челюсти, автоматически захватывающие кабестан тягача при сцепке. Такое сцепное устройство было несложным и надежным в эксплуатации. Но опять же, дальше опытного образца дело не продвинулось из-за отсутствия достаточного количества американских двигателей «Геркулес УХС».

В 1936 году НАТИ создает седельный полуприцеп ЦПД-КА грузоподъемностью 5 тонн для нового седельного тягача ЗИС-10, выпуск которого в небольших количествах начинается на Московском автомобильном заводе имени Сталина.

Полуавтоматический опорно-сцепной прибор

ЗИС-10 стал модификацией грузовика ЗИС-5: его снаряженная масса составляла 2700 кг, колесная база была укорочена, а передаточное отношение главной передачи для увеличения тягового усилия увеличено с 6,41 до 8,42, из-за чего скорость со 60 км/ч уменьшилась до 48.

Тягачу соответствовал универсальный полуприцеп НАТИЦПД-КА. Когда этот полуприцеп не был соединен с тягачом, он опирался на два поддерживающих ролика. На полуприцепе ЦПД-КА механизм подъема и опускания «лап» представлял собой бесконечный червяк, расположенный между средними траверсами и рамой.

Сам седельный тягач ЗИС-10 был обычным грузовиком ЗИС-5 с укороченной рамой, а над задними колесами устанавливалось опорно-сцепное устройство, состоявшее из седла на тягаче и опорной части на полуприцепе.

Седельный тягач ЗИС-120Н с полуприцепом-платформой ММЗ-584 на арочных шинах, 1958-1959 гг.

В передней части полуприцепа по обе стороны были ролики для накатывания на седло тягача. Там же имелся вал, вокруг которого качалась опорная рамка вместе с опорным роликом. Когда тягач подавался задним ходом к полуприцепу, хвосты тягача, присоединенные к задней части полуприцепа и задней траверсе, подхватывали ролики и приподнимали полуприцеп. При соединении роликов с крюком подъем полуприцепа завершался. В этот момент тяговый крюк попадал на вал, а водитель покидал свое место и приводил в движение запорный кривошип, благодаря которому начинал вращаться винт, ввинчивающийся в гайку и подтягивающий к ней крюк, затягивавший полуприцеп, пока ролики не попадали на седло. На этом сцепка заканчивалась.

На основе тягачей ЗИС-10 в очень небольшом количестве строились газогенераторные седельные тягачи ЗИС-21Г. Однако эти машины обладали малой эксплуатационной скоростью и использовались исключительно в районах, богатых древесиной.

Постановлением Совнаркома СССР, вышедшем в январе 1937 года, предписывалось Московскому автозаводу организовать производство около 1000 седельный тягачей ЗИС-10 в год, однако эта программа была выполнена лишь частично. Многие автопредприятия и небольшие кустарные мастерские строили седельные тягачи и полуприцепы к ним собственными силами по своим чертежам, базируясь на узлах и агрегатах списанных серийных грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-АА.

Тягач «Я-НАТИ-12Д» с полуприцепом

К МАССОВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

Во время войны в СССР по ленд-лизу было поставлено большое количество армейских седельный тягачей Студебеккер «ЮС-6», способных буксировать грузовые, самосвальные и специальные полуприцепы грузоподъемностью до 5 тонн. Опыт их эксплуатации показал, что за седельными автопоездами будущее. Поэтому к началу 50-х годов стало совершенно очевидным, что экономически наиболее эффективный путь увеличения производительности грузового автотранспорта — это создание автопоездов. Если специализированный кузов установлен непосредственно на шасси автомобиля, то машина будет простаивать при отсутствии необходимости в перевозках данного типа груза. А универсальный седельный тягач и специализированный полуприцеп позволяют с наименьшими затратами получить подвижной состав, наиболее эффективно приспособленный к особенностям определенных видов грузов.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1951 году на Ярославском автомобильном заводе, где началось серийное производство седельного тягача ЯАЗ-210Д. Для него использовалось шасси ЯАЗ-210Г, которое оборудовалось опорно-седельным устройством и шлангом для питания воздухом тормозной системы полуприцепа. Снаряженный вес тягача составлял 10 220 кг, наибольшая скорость — 45 км/ч. Это не так много, но этот тягач в основном предназначался для работы с полуприцепом-тяжеловозом МАЗ-5203, предназначенным для перевозки крупногабаритных грузов.

Седельный тягач ЗИЛ-164АН с полуприцепом-платформой ММЗ-584Б, 1960-1962 гг.

МАЗ-5203 имел балансирную подвеску колес без упругих элементов, откидные трапы для облегчения погрузки и разгрузки. Он не был универсальным, а использовался только для транспортировки определенного типа грузов — в основном бульдозеров, экскаваторов, дорожных катов, танков. МАЗ-5203 стал первым советским полуприцепом-тяжеловозом. Седельный тягач ЯАЗ-210Д изготавливался в очень ограниченных количествах, поэтому не мог решить все транспортные проблемы.

Тягачами, получившими действительно широкое распространение, стали ЗИС-120 и МАЗ-200В. Производство МАЗ200В началось в 1952 году, позднее были освоены его модификации МАЗ-200М и МАЗ-200Р. Все эти тягачи предназначались для работы с полуприцепами общим весом до 16 500 кг, которые они могли буксировать только по дорогам с твердым покрытием. На тягачах МАЗ-200М и МАЗ-200Р устанавливались шестицилиндровые четырехтактные дизельные двигатели ЯМВ-236 взамен четырехцилиндрового двухтактного дизеля ЯМЗ-204В мощностью 135 л.с., задние мосты с увеличенным передаточным отношением с 8,21 до 9,81, пневмовыводом для привода тормозной системы полуприцепа, два топливных бака общей емкостью 450 л. Максимальная скорость МАЗ-200В составляла 40-55 км/ч.

Основным полуприцепом для этих тягачей стал одноосный полуприцеп-платформа на лонжеронной раме МАЗ-5245 грузоподъемностью 14 тонн. Помимо него, для минских седельников было создано большое количество специализированных полуприцепов: цементовозов, панелевозов и других, но все они базировались на основной раме МАЗ-5245.

Седельный тягач ЗИЛ-157КВ с ракетным полуприцепом, 1958-1960 гг.

Еще одной модификацией седельного тягача МАЗ-200В стал двухосный седельный тягач повышенной проходимости МАЗ-501В, имевший привод на все колеса и созданный на базе лесовоза МАЗ-501. Для него предназначался полуприцеп МАЗ-5215Г, отличавшийся только одним задним откидным бортом и съемным тентом. Эти машины в основном использовались в Советской армии.

Седельные тягачи ЗИС-120, а позднее ЗИЛ-ММЗ-164В и ЗИЛ-ММЗ-164АН, ЗИЛММЗ-955Б и КАЗ-120Т стали самыми распространенными и массовыми на дорогах СССР в пятидесятых-шестидесятых годах. Они предназначались для буксировки полуприцепов общим весом до 10 500 кг по дорогам первой и второй категорий и до 8000 кг по проселочным и грунтовым дорогам.

Седельный тягач ГАЗ-51П с полуприцепом-платформой, изготовленным в «Главмосавтотрансе», 1960 г.

Седельный тягач ЗИС-120 был поставлен на серийное производство в 1955 году. Он представлял собой шасси автомобиля-самосвала ЗИС-585, оборудованное седельно-сцепным устройством, дополнительными бензиновыми баками и выведенным вперед глушителем.

Для использования в Вооруженных силах в 1954-1959 годах на Московском автозаводе выпускался еще один тип седельного тягача — ЗИС-121, который базировался на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151 и в основном предназначался для буксировки ракетных систем по бездорожью. Эти ранние седельные тягачи оборудовались форсированными двигателями ЗИС-150 мощностью 95 л.с.

Седельный тягач ГАЗ-63П с полуприцепом-фургоном ПАЗ-744, 1954-1960 гг.

Пошедшие в производство с 1960 года седельные тягачи ЗИЛ-ММЗ-164АН и ЗИЛММЗ-955Б получили двигатели мощностью 109 л.с. и главные передачи с передаточным числом 6,97. Лонжероны рам этих машин были укорочены, на них устанавливалось по два бензиновых бака емкостью по 150 л. Основным тяговым полуприцепом для них стал одноосный семитонный полуприцеп ММЗ-584Б с металлической платформой.

Седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-955Б, предназначавшийся для работы с самосвальными полуприцепами, дооборудовался шестеренчатым масляным насосом НШ-32Л, коробкой отбора мощности и трехсекционным распределителем, позволяющим управлять открыванием бортов и опрокидыванием платформы полуприцепа-самосвала на боковые стороны.

Седельный тягач КАЗ-120Т, выпускавшийся с 1960 по 1965 годы Кутаисским автомобильным заводом, предназначался для транспортировки полуприцепов-хлопковозов. На нем устанавливался двигатель мощностью 104 л.с. и главная передача с передаточным отношением 9,28.

Седельный тягач МАЗ-200М с двумя полуприцепами-платформами МАЗ-5215, 1958-1960 гг.

На базе трехосного автомобиля-вездехода ЗИЛ-157 в 1959-1970 годах также выпускался седельный тягач ЗИЛ-157КВ. Эти машины использовались в основном в Советской армии. Они могли буксировать полуприцепы общим весом 6250 кг по всем видам дорог и бездорожью. Практически все тягачи ЗИЛ-157КВ оборудовались передними лебедками, экранированным электрооборудованием и светомаскировкой. Седельные тягачи ЗИЛ-157КВ также использовались для буксировки полуприцепов-ракетовозов, но затем из армии попадали в народное хозяйство.

На Горьковском автомобильном заводе имени Молотова в 1954 году был начат выпуск легких седельных тягачей ГАЗ-51П и ГАЗ-63П для работы с полуприцепами общим весом до 6000 кг. В отличии от стандартных ГАЗ-51 и ГАЗ-63, седельные тягачи на их базе отличались: укороченной рамой, установкой двухшарнирного качающегося седельно-сцепного устройства и дополнительным бензиновым баком емкостью 105 литров.

Седельный тягач ГАЗ-63П, в отличие от базового автомобиля, имел не односкатные задние колеса, а двускатные, и в основном использовался для буксировки полуприцепов-хлопковозов ГАЗ-707, поэтому на нем монтировался масляный насос. Для повышения динамических качеств автопоездов, буксируемых автомобилями-тягачами горьковского автозавода, передаточное число главной передачи увеличивалось до 7,6. Седельный тягач ГАЗ-51П в основном буксировал полуприцепы-фургоны ПАЗ-744 с цельнометаллическим двухдверным кузовом грузоподъемностью 4000 кг, до 1960 года выпускавшиеся Павловским автобусным заводом. Очень много седельных тягачей ГАЗ-51П работали и с полуприцепами, построенными в автохозяйствах. С 1958 года седельные тягачи ГАЗ-51П и ГАЗ-63П получили гидровакуумные усилители в приводе тормозов.

Седельный тягач МАЗ-200, 1956-1965 гг.

В период с 1946 по 1960 годы в СССР седельные тягачи начинают получать широкое распространение и становятся совершенно обычными транспортными единицами. Если в 1950 году количество изготовленных полуприцепов еще исчислялось десятками, то в 1960 количество построенных полуприцепов превысило 64 500 штук. Возникли новые заводы, переоборудовавшие стандартные грузовые автомобили в седельные тягачи и выпускавшие грузовые и специализированные автоприцепы. Помимо этого, ряд предприятий, не относящихся к автомобильной промышленности, развернул выпуск панелевозов, муковозов, цементовозов и других специализированных автоприцепов.

Семилетним планом развития Народного хозяйства предусматривалась еще большая доля седельных автопоездов в общем парке грузовых автомобилей. В эти годы заводы начнут выпуск новых седельных тягачей УАЗ-452П, ЗИЛ-130В1, МАЗ-504 и первенцем среди них станет первый советский бескапотный седельный тягач КАЗ-606 Колхида.

Ссылка на основную публикацию