Из чего делают индустриальные масла?

Drewpatch68 › Блог › Веретённое масло: не не слышал!

Хоть век уже идёт далеко не пещерный, но есть многое о чём можно напомнить и сейчас.
Многие слышали термин «веретёнка», однако не все знают, что означает этот термин. Если обратиться к архивным техническим документам двухсотлетнего возраста, можно найти следующее определение:
Веретенное масло изготавливается на основе нефтяных остатков, методом перегонки с использованием перегретого пара. При этом по технологии должна получиться прозрачная жидкости без взвесей и осадка, без резкого запаха. Также допускается добавление в состав растительных масел в незначительном количестве.

Откуда взялся термин «веретенка»? Одно из первых применений – смазывание веретен промышленных текстильных машин (отсюда и название). Изначально использовались растительные масла и деготь, но такая смазка не выдерживала длительной эксплуатации в условиях высоких оборотов.

Приходилось останавливать ткацкий станок, и производить полную замену технических жидкостей с очисткой подшипников трения. Это тормозило процесс, и снижало производительность труда.

С появлением веретенки, проблема была устранена. Новое масло заливалось на длительный срок, не меняло свойств от перегрева, и могло пополняться прямо во время работы станка.

Производители с одной стороны ссылаются на ГОСТ-20799-88, с другой стороны – используют на упаковке традиционное название. Покупатели, не зная достоверно, что это такое веретенное масло, используют его не по назначению. При этом, смазываемым механизмам наносится непоправимый вред, а гидравлика не выдерживает штатной нагрузки.
Общий совет при выборе масла
Не следует обращать внимание на вековые традиции, исторические справки, и советы «бывалых» механиков. Формула: «Я 50 лет лью веретенку в любые агрегаты, и всё работает, как часы…», может не сработать на современном оборудовании. Посмотрим на характеристики масла веретенного под различными индексами (И-20А, И-40А и пр.).

И-20А: кинематическая вязкость 25-35;
И-40А: кинематическая вязкость 51-75;
И-50А: кинематическая вязкость 90-110.

Эти масла применяются в качестве рабочего состава гидравлических систем строительной и дорожной техники, тяжелый обрабатывающих станков, прессов, кузнечных молотов.
Кроме того, бесприсадочное масло малой вязкости отлично подходит для смазки шестеренных передач с малой и средней нагрузкой. При условии постоянной подачи веретенки в рабочую зону, ее можно использовать для направляющих в устройствах скольжения.

высокая вязкость – больше нагрузка, меньше скорость;
низкая вязкость – средняя и легкая нагруженность механизмов, быстроходные механизмы.
Производство веретенного масла

Существует два способа получения качественной веретенки по ГОСТу.

Основа из чистого дистиллята. В перегонных аппаратах, в условиях глубокого вакуума, мазут (из нефти) возгоняется под воздействием высокой температуры. Практически отсутствуют сернистые фракции. Качество такого масла очень высокое, а стоимость вполне демократичная.
Смесь продукта дистилляции и остаточного сырья. С целью удешевления производства, применяется деасфальтизованный гудрон. Основа получается сернистая или малосернистая (в зависимости от пропорций остаточного сырья). Для смазки не нагруженных механизмов такое масло применяется без ограничений. А вот для высоко оборотистых узлов и для гидравлики – оно не подходит.

Расфасовка традиционная: от литровых бутылок до 200 л бочек. Для бытового применения (дверные петли, швейные машинки и пр.) предусмотрены компактные масленки.
Веретенное масло, произведенное по техническим условиям.

Помимо ГОСТовской продукции, нефтеперерабатывающие предприятия выпускают веретенку по ТУ 38.1011232-89. Чтобы не заставлять покупателя вычитывать параметры на этикетке, этот тип масла выпускается в отдельной группе «АУ».
этикетка с указанием ТУ 38.1011232-89
Это продукт эконом класса, что не мешает его широкому распространению. Производится оно из малосернистых и сернистых парафинистых нефтепродуктов. Для выделения основы из сырья, применяется гидрогенизация.

Несмотря на то, что веретенка серии «АУ» является самостоятельным продуктом, готовым к применению, она может использоваться в качестве сырья. На ее основе производятся другие смазки, с повышенным качеством.

В чистом виде применяется в основном для смазки малонагруженных узлов и механизмов. При рабочей температуре от -35° до +90°, используется в качестве рабочей жидкости гидроприводов. Это ограничивает область применения, но при этом позволяет сэкономить.

Кинематическая вязкость такой смазки составляет 16-22, этот показатель не дотягивает даже до веретенного масла по ГОСТ: И-20А. К тому же, масло серии «АУ» сильно застывает при минусовой температуре. Еще один недостаток – низкая температура вспышки — 167°. Это накладывает дополнительные ограничения.
Ну и для настроение картинки кусок)

ХИМИЯ НЕФТИ

СВОЙСТВА ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ

БитумыТехнический углеродНефтяные масла и присадкиМоторные маслаИндустриальные масла
Трансмиссионные маслаСпециальные маслаПрисадки к масламСмазкиНефтяной кокс

Масло индустриальное

Доля индустриальных масел в общем объеме производства смазочных масел превышает 30 %. В марках всех индустриальных масел цифра показывает значение кинематической вязкости при 50 °С. Они подразделяются на масла общего и специального назначения. Индустриальные масла общего назначения (служат для смазывания наиболее широко распространенных узлов и механизмов оборудования различных отраслей промышленности – текстильных машин, металлорежущих станков, редукторов и передач прокатного, кузнечного и прессового оборудования. Они представляют собой очищенные дистиллятные и остаточные масла и их смеси и подразделяются на легкие, средние и тяжелые. Масла серии «И» не содержат в своем составе присадок, масла серии «ИГП» содержат антиокислительную, противокоррозионную и антипенную присадки. Индустриальные масла специального назначения обычно содержат присадки и предназначены для использования в узких или специфических областях.

Классификация индустриальных масел

Классификацию и обозначение индустриальных масел, применяемых в промышленном оборудовании устанавливает ГОСТ 17479.4-87.

Обозначение индустриальных масел состоит из четырех групп знаков, первая из которых обозначается буквой И – индустриальное, вторая – прописными буквами, обозначающими принадлежность к группе (группам) по назначению, третья – прописными буквами, обозначающими принадлежность к подгруппе масел по эксплуатационным свойствам, четвертая – цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости.

В зависимости от назначения индустриальные масла подразделяют на группы:

  • Л – легко нагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения);
  • Г – гидравлические системы;
  • Н – направляющие скольжения;
  • Т – тяжело нагруженные узлы (зубчатые передачи).

В зависимости от состава (наличия соответствующих функциональных присадок) индустриальные масла подразделяют на группы:

  • А – нефтяные масла без присадок – применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел;
  • В – нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками – применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел;
  • C – нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками – применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел;
  • Д – нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками – применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел;
  • Е – нефтяные масла с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками – условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел.

В зависимости от эксплуатационных свойств индустриальные масла подразделяют на классы:

Индустриальное масло: виды и области применения

Индустриальные масла – продукт нефтепереработки, используемый для смазки трущихся деталей различных агрегатов и в качестве основы жидкости гидравлических систем.

Классификация и состав

По способу производства индустриальные масла разделяют на:

  • Дистиллят, получаемый при вакуумной перегонке мазута;
  • Остаточные масла, произведенные путем освобождения гудронов от асфальта;
  • Компаундированные смазки, производимые при смешивании остаточных масел и дистиллятов.

В зависимости от направления применения их разделяют на моторные, трансмиссионные, гидравлические, а также имеющие различную вязкость и плотность индустриальные.

Основу смазок составляют базовые масла, к которым добавляют присадки различного назначения – повышающие вязкость, депрессорные, снижающие износ, моющие, антикоррозионные, защищающие и другие. На долю присадочных элементов приходится от 3 до 8, а в некоторых случаях до 20 процентов общего объема смазочной жидкости.

Область применения

Основными направлениями использования смазок являются :

  • Увеличение срока эксплуатации деталей за счет уменьшения их износа;
  • Предохранение деталей от коррозии (действия внешней среды и агрессивных веществ) ;
  • Снижение трения между элементами механизмов, способствующее понижению расходования энергии для приведения машин в действие;
  • Уменьшение температуры трущихся деталей агрегатов.

Индустриальные масла общего применения используются в качестве эксплуатационного материала для работающих на высоких скоростях механизмов и различных гидравлических систем .

Содержащие присадки различного действия специальные смазочные жидкости применяются в агрегатах, работающих с высокими нагрузками, в абразивной среде, а также при воздействии неблагоприятных для механизмов климатических условий.

Бывшие в употреблении и восстановленные масла используются в технологических процессах закалки и воронения металлических изделий, а также для шлифовки, полировки различных поверхностей и консервации продукции для ее хранения.

Изготавливаемые на основе масел эмульсии применяют в качестве охлаждающих жидкостей при работе металлообрабатывающих станков, для смазки строительных лесов и жирования кожи.

Характеристики и особенности

Требования к изготовлению и качеству смазочных материалов индустриального назначения перечислены в ГОСТе 20799-88.

Характеристики индустриальных масел:

  • Плотность – параметр, от которого зависит передача гидравлической жидкостью мощности. Увеличивая плотность носителя, можно сокращать размер гидравлической передачи с сохранением ее мощности. Предусмотренная стандартом плотность 890 кг/куб.м.
  • Вязкость – изменяющийся в зависимости от температуры параметр, значение которого определяю при температуре +40 градусов. Применение масел различной вязкости зависит от конкретных условий эксплуатации механизмов.
  • Зависимость вязкости от температуры, отображаемая специальным индексом. Обладающие более высоким индексом вязкости масла, имеющие большую текучесть при низких температурах, применяют в гидравлических системах и агрегатах, нуждающихся в одинаковой вязкости смазки при разных температурах.
  • Температура застывания – корректируемый с помощью присадок показатель, влияющий на условия хранения и перелива.
  • Температура вспышки – отображающая температуру воспламенения смазки при воздействии огня характеристика пожарной безопасности.
  • Зольность – выраженный в процентах вес неорганических соединений, остающихся после сжигания масла. Как правило, смазки с большой зольностью имеют низкую степень очистки. Нормативно установленная зольность не должна превышать 0,4%.
  • Измеряемый калориметром оттенок, по изменению которого определяют степень окисления смазки.
  • Кислотное число – показатель очистки от кислых веществ равный весу необходимого для очистки смазки от кислот едкого калия в миллиграммах.
  • Содержание серы – характеризующий степень очистки и использованное для производства сырье показатель.
  • Сопротивляемость окислительным процессам при взаимодействии с кислородом. Масла с низкой антиокислительной стабильностью имеют более низкую продолжительность использования.
  • Способность предохранять узлы агрегатов от воздействия кислот и влаги защитные качества.
  • Способность создавать пленки, повышающие устойчивость поверхностей деталей машин к износу, характеризующаяся смазывающими качествами.
  • Антипенные характеристики.
  • Деэмульгирующие свойства – показатель способности масла создавать эмульсии, используемые для увеличения температуры загустения и уменьшения вязкости смазки.
Читайте также:  Как ремонтировать бойлер

Что используют в качестве эксплуатационных материалов для техники торговой марки МТЗ

Суть выбора варианта масла для использования во время эксплуатации тракторов состоит в определении смазки, в наибольшей степени соответствующей условиям работы машин. Неправильное определение типа масла приводит к увеличению износа деталей агрегатов, неоправданным затратам на приобретение дорогих смазочных материалов, перерасходу масел и снижению срока эксплуатации механизмов машины.

Моторные масла

Используемые при эксплуатации силовых установок смазочные жидкости маркируются буквой М (моторное) и разделяются на виды и подвиды, обозначаемые идущими после нее другими буквенными обозначениями и цифрами.

Разделяют шесть видов – А, Б, В, Г, Д, Е.

Смазки групп А и Б предназначаются для нефорсированных и малофорсированных двигателей.

Используемые при эксплуатации средне и высокофорсированных силовых агрегатов смазки групп В и Г имеют одинаковый состав присадок и отличаются друг от друга количеством присадочных компонентов – в маслах класса Г их больше.

Смазки групп Д и Е применяются исключительно для силовых агрегатов судов и стационарных дизелей.

Входящие в состав маркировки масел цифры 1 и 2 указывают на тип двигателя, для эксплуатации которого предназначена смазка: 1 – карбюраторные силовые установки, 2 – рассчитанные на потребление дизельного горючего двигатели.

Большинство машин производства МТЗ-Холдинг оснащаются среднефорсированными и высокофорсированными силовыми установками, работающими с использованием дизельного топлива, при эксплуатации которых применяют моторные масла В2 и Г2.

Для двигателей тракторов и других агрегатов лучше всего использовать вид масла, указанный в инструкции по эксплуатации.

При необходимости допускается проводить смешивание различных масел одной группы, предназначенных для эксплуатации во время одного и того же сезона. Смешивать смазки разных групп и сезонности категорически запрещается.

Трансмиссионные смазки

Имеющие сходное с моторными смазками назначение трансмиссионные масла предназначены для работы при более высоких нагрузках, меньшей, чем у двигателя температуре элементов и скорости их движения.

Маркировка трансмиссионных масел включает в себя:

  1. Указывающие на область применения заглавные буквы: Т (трансмиссионное), А (автомобильное) и С (изготовленное из сернистого сырья);
  2. Строчные буквы п (присадка) или д (дистилят);
  3. Цифровое значение вязкости.

Иногда в конце маркировки смазки встречается буква В, указывающая на улучшенные качества. Такая смазка является улучшенной модификацией своей базовой версии.

Наибольшее применение при эксплуатации трансмиссионных блоков тракторов нашли маловязкие смазки ТАп-15В, ТСп-10 и ТСп-15К. Эти сорта масел используются круглогодично при эксплуатации промежуточной опоры, а также главных и конечных передач ведущих мостов с ежегодной заменой.

Наиболее адаптирована к условиям низких температур смазка ТСп-10, используемая круглогодично при эксплуатации тракторов в северных регионах.

Для гидросистем тракторов

В гидравлических системах тракторов используют разделяющиеся на 10 классов вязкости специализированные гидравлические масла, моторные смазки для дизельных и бензиновых установок, а также индустриальные смазки И-20Л и И-ЗОА.

Так, при эксплуатации МТЗ-80 и 82 в масляный бак гидросистемы трактора может заливаться моторное масло М12Г1, а также летом смазки М10Г2, М10В2, М12Г2 и М8Г2, М8В2, М8Б1, М8В1 – зимой.

Для смазки трущихся элементов тракторов используются антифрикционные смазочные вещества Литол-24, ЦИАТИМ-201. № 158 и различные виды солидолов.

Индустриальное масло – виды, характеристики, применение

Индустриальные масла – это смазочные материалы нефтяного происхождения, которые применяются:

    для уменьшения сил трения между поверхностями взаимоперемещающихся деталей машин и механизмов;

в качестве СОЖ при механической обработке металлов, основы для приготовления гидравлических жидкостей и технических смазок различного назначения.

Основные производители индустриальных масел в России и мире

Неизменные лидеры российского рынка индустриальных масел – ПАО «ЛУКОЙЛ» (производит 45% валового объема технических смазочных материалов), ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть» (их доли составляют соответственно 20% и 14%).

Из зарубежных марок технических смазок в России наиболее популярны Shell, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil, Elf, Total.

В связи с резким падением курса рубля и политикой импортозамещения, проводимой российским правительством с 2014 года, спрос на индустриальные смазочные материалы иностранного производства неуклонно снижается. И если в розничном сегменте потребители еще отдают предпочтение дорогим импортным продуктам, то в промышленности отмечается устойчивая тенденция к переходу на бюджетные технические смазки.

Серьезными конкурентами авторитетных мировых брендов становятся молодые марки, в числе которых WEGO (Чехия), ADWA и ORLEN OIL (Польша).

Классификация индустриальных масел

По способу производства различают три вида индустриальных масел:

дистиллятные – продукты вакуумной перегонки мазута. Имеют высокую термостабильность и хорошие вязкостно-температурные свойства при слабой смазывающей способности;

остаточные – получают способом деасфальтизации тяжелых остатков нефтепереработки (гудронов и полугудронов). Превосходят дистиллятные по смазывающим свойствам, уступают по вязкостно-температурным показателям, термостабильности;

компаундированные – производят путем смешивания дистиллятных и остаточных масел в пропорциях, необходимых для получения заданных технических параметров.

Современная классификация индустриальных смазочных материалов по ГОСТ 17479.4-87 основана на их разделении по областям назначения (на 4 группы) и применения (на 5 подгрупп), кинематической вязкости при t40°С (на 18 классов).

Индустриальные масла – виды и применение

К техническим характеристикам, от которых в наибольшей степени зависит применение индустриальных смазок, относятся:

вязкость и плотность – влияют на предельную несущую способность масляной пленки (учитываются значения этих параметров при нормальной, минимальной и максимальной рабочей температуре);

температуры застывания, вспышки, воспламенения – от этих показателей зависит температурный диапазон эксплуатации оборудования, пожаро- и взрывобезопасность производства;

удельная теплоемкость – чем она выше, тем лучше охлаждающее действие смазочного материала.

Индустриальные масла без присадок используются в тех сферах, где нет повышенных требований к эксплуатационным свойствам смазочных материалов, а легированные – при необходимости применения смазок с улучшенными техническими характеристиками.

Правильно выбрать индустриалку для конкретных условий эксплуатации помогает маркировка по ГОСТ 17479.4-87. Она состоит из разделенных дефисом знаков, первым из которых для всех марок является буква «И». Далее следуют:

прописная буква Л, Г, Н или Т – указывает на группу по назначению (Таблица 1);

прописная буква А, В, С, Д или Е – определяет наличие в составе масла функциональных присадок (Таблица 2);

цифры, обозначающие класс кинематической вязкости (Таблица 3).

Таблица 1

Рекомендуемая область назначения

Легко нагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения)

Тяжело нагруженные узлы (зубчатые передачи)

Таблица 2

Рекомендуемая область применения

Нефтяные масла без присадок

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел

Нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел

Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел

Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел

Нефтяные масла с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками

Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел

Таблица 3

Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)

Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)

Например, масло И-Л-А-7 подходит для техобслуживания легко нагруженных машин и механизмов, не требующих применения специальных смазок, а И-ГТ-А-100 предназначено для смазывания зубчатых шестерен и прочих тяжело нагруженных элементов оборудования, использования в качестве рабочего тела гидросистем.

Самыми востребованными индустриальными смазками являются веретенные масла.

Масло веретенное (веретенка): ГОСТы 20799-88 и 1642-75

Главное преимущество веретенки состоит в том, что она сохраняет эксплуатационные свойства в температурном диапазоне от -35°С до +100°С.

Веретенные масла марки А, которые производят по ГОСТ 20799-88, используются в качестве смазочных материалов и гидравлических жидкостей для машин и механизмов, работающих с малой и средней нагрузкой, в щадящих условиях (при рабочих температурах до +60°С, отсутствии контакта с агрессивными средами). Сферу их применения легко определить, если воспользоваться соответствующим обозначением по ГОСТ 17479.4-87:

Обозначение по ГОСТ 17479.4

Смазка для легконагруженных узлов и механизмов с частотой вращения 15-35 тыс. об/мин (подшипников, втулок шпинделей и т.д.).

Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:

подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.

Рабочая жидкость для объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -5°С.

Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:

подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.

Рабочая жидкость для легконагруженных объемных гидроприводов станочного оборудования, строительно-дорожной техники при температурах до -20°С.

Читайте также:  Как выбрать сплит систему в квартиру

Рабочая жидкость для легко- и средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станочного оборудования.

Рабочая жидкость для гидросистем легко- и средненагруженных металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.

Рабочая жидкость для средненагруженных гидросистем металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, автоматических линий, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.

Рабочая жидкость для гидросистем тяжелонагруженных станков, строительных и дорожных машин при температурах до -5°С.

Смазка для тихоходных, тяжелонагруженных машин и механизмов.

Для применения в гидросистемах дорожной и строительной техники, других специальных целей используется легированная веретенка марки АУ, состав и технические характеристики которой регламентирует ОСТ 38.01412—86 (действует вместо отмененного ГОСТ 1642-75). Благодаря глубокой депарафинизации она не застывает при температурах до -45С.

Отличие индустриальных масел от компрессорных и моторных

Моторные и компрессорные масла подвергаются воздействию высоких температур, резких перепадов давлений, агрессивных сред. Поэтому в их состав вводят антикоррозионные, термостабилизирующие, декомпрессионные, моющие, противопенные и прочие дорогостоящие присадки.

Индустриальные смазочные материалы работают в щадящих температурных условиях при стабильных нагрузках. Это позволяет применять для смазки узлов трения дешевые масла без присадок (веретенные) либо с минимальным их количеством.

Ключевые технические характеристики при выборе индустриалки – вязкость, температура застывания и вспышки. Выбирая моторное или компрессорное масло, следует учитывать еще и его термостабильность, температуру воспламенения, склонность к коксованию и нагарообразованию, испаряемость.

Опасность индустриальных масел для человека и окружающей среды

При соблюдении правил транспортировки и хранения по ГОСТ 1510 гарантийный срок годности индустриальных масел составляет 5 лет с даты изготовления. Далее их применение допускается после проверки качества по ГОСТ 20799-88.

Согласно ГОСТ 12.1.007 опасность индустриальных масел для организма человека зависит от ПДКр.з. (предельно допустимой концентрации углеводородных паров в воздухе рабочей зоны): при ПДКр.з. = 300 мг/м3 они относятся к 4-му классу опасности, при ПДК р.з. = 5 мг/м3 – к 3-му.

Отработанные смазочные материалы относятся к промышленным отходам 3-го класса опасности, поэтому требуют специализированной утилизации или переработки.

Веретенное масло – применение

Веретенка своим названием обязана советскому ГОСТ, которым было определено использование этой разновидности индустриального масла для смазывания быстроходных и мало нагруженных подшипников веретён прядильных машин. Сегодня же сфера его применения значительно расширилась (иногда даже допускается заправка гидросистем техники). Но следует понимать, что масло веретенка — это далеко не каждая индустриальная смазочная жидкость.

Состав и технические характеристики

Все индустриальные масла получаются в результате переработки парафинистой сернистой и мало сернистой нефти, путём фенольной очистки смеси и последующей депарафинизации. Следовательно, в состав жидкой смазки входят очищенное масло или его смесь с остаточным. Также в конечном продукте может содержаться не более 1% серы.

В большинстве своём, индустриальные масла производятся без присадок. Но с целью улучшения эксплуатационных характеристик и предотвращения окисления в процессе хранения, производители могут вводить в состав продукта антиоксидантные присадки, о наличии которого можно узнать из маркировки смазки.

Группа индустриальных масел, которые можно отнести к веретенкам, обладают:

  • малой вязкостью — до 35 мм2/с при 40 °С;
  • кислотным числом не более 0,05 мг КОН на 1 г;
  • зольностью до 0,005%;
  • температурой застывания не выше минус 15 °C и вспышки не менее 165 °C;
  • плотностью не более 890 кг/м3 при 20 °C.

Под это описание подпадают только масла марки И-20 и АУ. Смазки И-40 вместе с И-50 хоть нередко и позиционируются производителем в качестве веретенок, таковыми не являются, поскольку они хуже справляются с защитой малонагруженных быстроходных узлов от износа.

Маркировка и виды веретенного масла

Привыкшие к старым ГОСТ люди часто теряются при виде новых маркировок. И наоборот, те, кто пользовался продукцией, сертифицированной по современным стандартам, часто упускают из виду аналоги с обозначением, которое соответствует действующим ГОСТ старого образца. Поэтому, во избежание путаницы, ниже приведён полный перечень веретенок с расшифровкой буквенно-числовых обозначений.

Масло АУ

А — нефтяное минеральное масло без присадок.

  • малонагруженные гидросистемы с шестерёнными или поршневыми насосами (максимальная рабочая температура +80 °C, давление — до 15 МПа).

Обозначение по ГОСТ — МГ-22-А,

  • М — минеральное;
  • Г — гидравлическое;
  • 22 — максимальная вязкость при температуре в 40 °С;
  • А — без присадок.

Масло И-20А

20 — индекс вязкости, отражающий степень её зависимости от температуры окружающей среды (по SAE J 300),

А — без присадок.

Аналог по привычному ГОСТ — ИГА-38,

  • И — индустриальное;
  • Г — гидроочищенное;
  • А — без присадок;
  • 32 — максимальная вязкость (в мм2/с) при температуре в 40 °C.

Сфера применения

Одной из ключевых особенностей веретенки является способность долгое время сохранять свои технико-эксплуатационные свойства при рабочих температурах в диапазоне от 50 до 60 °C. Также она выдерживает кратковременный скачок до 100–120 °C без потери своих качеств. Но продолжительные или слишком частые высокотемпературные режимы приводят к окислению масла и ухудшению его свойств, поэтому для таких условий.

К прочим отличительным чертам этой разновидности индустриальных масел относятся:

  • дешевизна и простота производства;
  • стабильность индекса вязкости (умеренное её изменение по мере роста рабочих температур);
  • достойный уровень защиты узлов от трения и коррозии;
  • повышенный уровень чистоты;
  • совместимость с легированными смазочными материалами идентичной вязкости.

Веретенка используется в качестве рабочей жидкости в гидросистемах промышленных машин и механизмов, рассчитанных на высокоскоростную работу при малых нагрузках и плюсовой температуре. Помимо этого, она применяется для смазывания шпиндельных узлов, подшипников, втулок, зубчатых передач.

Наиболее широкое распространение веретённое масло получило в текстильной промышленности, где от чистоты и вязкости смазочного материала зависит износостойкость мало нагруженных быстро движущихся узлов ткацких станков, вязальных и швейных машин.

Немногим реже веретенка используется в измерительных приборах, но в этой сфере главным её конкурентом являются легированные индустриальные масла аналогичной вязкости.

Ещё один вариант использования веретенки в промышленности — в качестве сырьевой базы при изготовлении более вязких или легированных минеральных масел с присадками. Смазывающе-охлаждающие эмульсии на основе веретенки активно применяются при резке материалов.

Отработанная же веретенка используется для приготовления смесей, используемых при закалке и воронении стали, обработки металлов абразивами в масляной среде, для консервации готовой продукции металлопроката. А в быту чистая веретенка незаменима при обработке движущихся узлов швейных машин, смазывания дверных петель, замков и прочих мелких подвижных конструкций, требующих защиты от коррозии и износа, но не испытывающих больших нагрузок.

Как выбрать веретенку

Ключевыми параметрами при выборе индустриального масла являются:

  • цена;
  • вязкость;
  • диапазон рабочих температур и максимальной нагрузки;
  • фасовка.

Первый параметр актуальнее всего при массовой закупке смазки, и по этому критерию выигрывает марка АУ. Но максимальная вязкость этого масла составляет всего 22 мм2/с при 40 °C, что делает его непригодным для использования в узлах, испытывающих средние нагрузки. Также веретенка АУ уступает аналогу и по таким критериям как:

  • верхняя граница рабочих температур (70 °C против 80 °C у И-20А);
  • минимальная температура вспышки (165 °C против 200 °C).

Но когда речь идёт об использовании при низкотемпературных режимах, то более дешёвая веретенка радует границей застывания при минус 35 °C, в то время, как И-20А «радует» скромными минус 15 °C, что в бытовых условиях делает её выбор более приоритетным.

Что же касается специфических свойств индустриальных масел, которые последние приобретают в результате легирования, то допустимым максимумом для веретенки считается примесь антиоксидантов. Если же нужен смазочный материал с антикоррозийными, противоизносными, противозадирными присадками или модификаторами трения, то лучше исключить веретенки из списка покупок, заменив их на сходные по вязкости легированные формулы.

Не менее важный момент — отсутствие детергентов диспергентов в составе И-20А или АУ, что помимо невозможности использования веретенок в подверженных загрязнённости и повышенному износу узлах, накладывает ещё и отпечаток на условия их хранения.

Именно по этой причине рекомендуется закупка масел в таре, надёжно защищающей состав от контакта с окружающей средой.

Для тех, кому такая смазка нужна в больших количествах, производители предусмотрели пластиковые канистры объёмом от 1 до 20 л и бочонки вместимостью до 200 л.

Веретенка для бытовых нужд обычно поставляется в пластмассовых маслёнках вместимостью от 50 до 250 мл (наиболее распространённые форматы — от 80 до 100 г).

Такая предусмотрительность продиктована желанием ограничить контакт масла с воздухом, снизив вероятность его окисления и загрязнения. Это отражается в общей рекомендации: перед тем как закрыть флакон, желательно придавить его таким образом, чтобы уровень смазки максимально приблизился к горлышку посуды.

Масло индустриальное – где используется, характеристики

С автомобильными смазочными материалами мы сталкиваемся постоянно. Даже если автомобиля нет, на прилавках соответствующих отделов супермаркетов постоянно попадаются на глаза разноцветные канистры.

Ничуть не меньше по объему, нефтеперерабатывающие предприятия производят технические жидкости промышленного назначения. К ним относятся: масло индустриальное и трансформаторное.

Все эти продукты производятся из естественного углеводородного сырья, то есть из нефти. Хотя правильно будет сказать – не производятся.

Эти технологии относятся к нефтепереработке, и делятся на три основных направления:

  • компаундированное производство (встречается достаточно редко);
  • дистиллятный способ: перегонка мазута в вакууме и при высокой температуре;
  • остаточная технология (так называемая деасфальтизация гудрона).

Поскольку одним из способов производства индустриального масла, является деасфальтизация, разберемся с терминологией.

Читайте также:  Что лучше утюг или парогенератор?

Мы привыкли считать, что асфальт – это твердая субстанция, которую кладут на грунт в качестве дорожного покрытия. На самом деле, это асфальтобетон, и производится он искусственно.

А настоящий асфальт, это природная составляющая сырой нефти. После возгонки легких фракций, остается смолоподобная масса, которая становится пластичной при достижении определенной температуры.

И из очищенной от асфальта субстанции (гудрона) можно получить индустриальные и иные масла.

Сферы применения

Даже в сравнение с сотнями миллионов автомобилей (с моторным маслом в картере), объемы использования индустриального масла составляют не менее 30% от общего количества смазывающих жидкостей.

Практически любой промышленный механизм, начиная от швейной машинки, и заканчивая прокатным станом размером с 5-этажный дом – требует смазки, охлаждения, защиты от коррозии.

Кроме того, применение индустриального масла типовой вязкости 5-50 мм²/с в качестве сырья для технологических смазок, составляет не менее 20% от общего производимого объема.

Отдельная область использования – гидравлика.

Любая жидкость практически несжимаема. Однако использовать обычную воду в поршнях гидравлических механизмов нельзя. Кроме передачи давления и силы, необходимо обеспечить смазку и защиту от коррозии. Идеальная субстанция – масло.

Еще одна интересная сфера применения – гидравлические опоры. Тяжелые механизмы, при вибрации оказывают разрушающее воздействие на фундаменты или конструкционные элементы сооружений, в которых они размещены.

Индустриальное масло работает как своеобразный демпфер, или даже амортизатор, способный выдерживать нагрузки любого уровня.

Общий перечень механизмом и машин, в которых используется этот продукт:

  • металлорежущие станки;
  • слесарное механизированное оборудование;
  • текстильные машины;
  • промышленные прессы;
  • механическое кузнечное оборудование;
  • редукторы и коробки передач индустриального назначения;
  • насосы, компрессоры, включая вакуумные;
  • строительное оборудование, включая передвижные механизмы;
  • шлифовальные, полировальные станки.

Что такое индустриальное масло?

Определение этих жидкостей не укладывается в одну фразу. Оно должно содержать принципы производства, основные характеристики индустриального масла, и область применения.

Главная особенность, определяющая характеристики продукта – дешевизна производства. На первое место выходит степень очистки масла, а не насыщение его дополнительными присадками.

Форум про индустриальные масла — видео

Что такое индустриальное масло в сравнении с автомобильным? Это жидкость с минимальным количеством дорогостоящих добавок, с малым и средним коэффициентом вязкости.

Этот расходник эксплуатируется в условиях, куда более щадящих, чем в двигателе автомобиля. Поэтому цена (а стало быть затраты при производстве) должна быть минимальной.

Существует как минимум 8-10 градаций индустриальных масел по областям применения. Продукт отличается по физико-химическим показателям. Единственное, что объединяет свойства продукта – это класс безопасности по ГОСТ 12.1.007.
• 4 класс опасности при содержании паров в рабочей зоне до 300 мг/м³;
• 3 класс опасности при содержании паров в рабочей зоне до 5 мг/м³.

Плотность и вязкость

Это базовые характеристики индустриальных масел. По причине отсутствия стабилизирующих присадок (в них просто нет необходимости), вязкость жидкости не имеет ярко выраженной линейной зависимости от плотности.

С одной стороны – не так удобно рассчитывать каждый следующий класс по применению. С другой стороны – при небольшом разбросе показателей плотности (870 кг/м³ – 910 кг/м³), можно получить граничные значения вязкости от 6 мм²/с до 110 мм²/с.

В чем преимущество такого соотношения?

Рассмотрим требуемые характеристики на примере гидравлического оборудования. Для нормальной работы компрессора требуется средняя вязкость, при температуре от +20℃ до +40℃. При работе в таких условиях обеспечивается плотность 880 кг/м³ – 890 кг/м³.

Если механизм будет работать в условиях крайнего Севера, необходимо подбирать состав с куда меньшей вязкостью, которая не позволит маслу загустеть при экстремально низких температурах.

При этом, требуемые для гидравлики показатели плотности не выйдут за граничные пределы, и механизм будет работать при -40℃.

Эти параметры определяются не в каждом образце, а единожды во всей партии, полученной при непрерывном производстве масла. В соответствии с таблицей вязкости, плотности, и остальных показателей индустриального масла, присваивается соответствующая категория.

Наименование показателяНорма для маркиМетод испытания
И5АИ8АИ12АИ12АtИ20АИЗ0АИ40АИ50А
Кинематическая вязкость при 40 :С. мм2/с6-8S-1113-1713-1725-3541-5161-7550- 110По ГОСТ 33 или приложению А (1)
Кислотное число мг КОН на 1 г масла, не более0 020.020.020.020.030.050.050.05По ГОСТ 5585
или ГОСТ 11362
Зольность. %. не более0.0050.0050.0050.0050.0050.0050.0050.005По ГОСТ 1461
Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей. %. не более1.01.01.01.01.01.01.1По ГОСТ 1437
или приложению А (2)
Содержание механических примесейОтсутствиеПо ГОСТ 6370
Содержание водыСледыПо ГОСТ 2477
Плотность при 20 0 С. кг/м3. не более870880880880850850900910По ГОСТ 3900
Температура застывания °С. не выше-18-15-15-30-15-15-15-15По ГОСТ 20287
Цвет на колориметре ЦНТ. единицы ЦНТ. не более1.01.51.52.52.02.53.04.5По ГОСТ 20284
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле СС. не ниже140150170165200210220225По ГОСТ 4333
Стабильность против окисления: приращение кислотного числа окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более приращение смол, %. не более0.200.200.200.200.300,400.400.40По ГОСТ 18136.
ГОСТ 15886. лп.3.2 и 3.4
настоящего стандарта
1.51.51.51.52.03.03.03.0
Содержание растворителей в маслах селективной очисткиОтсутствиеПо ГОСТ 1057
или ГОСТ 1520
Содержание водорастворимых кислот и щелочей в маслах щелочной очисткиОтсутствиеПо ГОСТ 6307

Температура застывания и вспышки

Это не менее важная характеристика, с учетом огромного разброса сфер применения индустриального масла. С технической точки зрения, прямое воздействие (именно в точке смазки или иного применения масла) по определению не может быть высокотемпературным.

Поэтому техника определения температуры вспышки несколько иная. Просто механизмы и агрегаты, в которых применяется «индустриалка», могут быть расположены в зонах экстремально высоких температур. Например, кузнечные молоты или прокатные станы.

Индустриальное масло, обеспечивающее смазку, охлаждение, и гидравлические системы подобных агрегатов, может банально воспламениться без прямого контакта с рабочей зоной: даже в маслопроводах.

Поэтому в продукции, рассчитанной на такие условия, устанавливается температура вспышки не ниже 225℃. Для более щадящих режимов эксплуатации (например, на ткацкой фабрике), достаточно будет показателя 145℃.

А температура застывания напрямую связана с вязкостью и плотностью жидкости. Поэтому при выборе масла для эксплуатации в холодных условиях, выбирают более жидкую консистенцию. В данном случае, никакой универсальности быть не может.

Классификация индустриальных масел по отечественным ГОСТам

В связи с тем, что подобные технические жидкости используются в больших объемах, ввозить импортную продукцию нерентабельно. Любой отечественный нефтеперерабатывающий завод производит достаточное количество веретенки по доступным ценам.

Вопрос не в пропаганде импортозамещения. Индустриальное масло поставляется минимум в 200 литровых бочках, а чаще всего – в железнодорожных цистернах.

Для промышленного объема это оптимальная расфасовка. А поскольку наша страна является нефтедобывающей, внутренний рынок обеспечивается без проблем.

Веретенка или индустриалка? Что такое веретенное масло и чем оно отличается от индустриального по ГОСТу? На самом деле, ничем. Изначально, эта техническая жидкость применялась в швейных машинках и прядильных станках. Затем, веретенное масло распространилось на промышленность и даже вооружение.

Это не более, чем разговорное название одного и того-же продукта. Просто первые образцы «индустриалки» (которые и называли «веретенкой») имели узкий диапазон применения.

Вязкость веретенного масла составляла от 10 мм²/с до 50 мм²/с, этих показателей хватало еще 70-100 лет назад. Современные индустриальные масла имеют куда более широкий диапазон вязкости.

Поэтому, сегодня можно выделить веретенку в отдельную группу, который входит в общую классификацию индустриальных масел. Но с точки зрения ГОСТов, нормативов, и правил применения, это единая категория продукта.

Марки индустриальных масел

Классификация любой продукции, в том числе и технических жидкостей, производится по принципу деления на группы по следующим признакам:

  • область применения промышленной жидкости;
  • эксплуатационные свойства индустриального масла.

Существует два направления стандартов:

  1. Международный классификатор ISO, который определяет две номенклатуры: как раз по применению, и свойствам. ISO 6743/0-81 «Классификация смазок и индустриальных масел», а также ISO 3448-75 «Смазочные материалы индустриальные. Классификация вязкости».
  2. Отечественный государственный стандарт, разработанный с учетом реалий собственных технологий нефтепереработки, и также дифференцируя характеристики со классами ISO. Это известные в промышленной среде первичный ГОСТ 17479.0-85 «Масла нефтяные. Классификация и обозначения. Общие требования», и более свежий ГОСТ 17479.4-87 «Масла индустриальные технические требования».

Мы не будем детализировать импортные маркировки, по причине ограниченного применения. Рассмотрим национальную классификацию по символам:

На упаковку (в данном случае «И-40А») наносится маркетинговое обозначение. Оно означает в основном способ производства и базовый список применяемости.

  1. И-5А, И-8А: масло получено методом селективной очистки (дистиллят) с использованием малосернистой нефтяной основы. Применяется в легконагруженных механизмах, работающих на высоких скоростях.
  2. И-12А(А1): селективная очистка (дистиллят) из нефти с высоким содержанием серы. Выдерживает высокую нагрузку, предназначено для работы в механизмах с малыми оборотами, а также для компрессоров.
  3. И-20А (30А, 40А, 50А): может производится методом селективной очистки (дистиллят) или по остаточной технологии. Основное применение в качестве гидравлических жидкостей.

Может быть использовано для смазки шестерен с малыми оборотами, или в механизме скольжения. А вот номенклатура по ГОСТ 17479.4-87 содержит исчерпывающую информацию о технических характеристиках продукта.

  • первая литера «И» означает принадлежность к индустриальным маслам.
  • вторая литера характеризует назначение группы масел;
  • третья литера означает эксплуатационные свойства индустриального масла;
  • четвертый знак (цифра) определяет значение вязкости и плотности продукта.

Ссылка на основную публикацию