Как делается обслуживание строительной техники?

Проведение технического обслуживания спецтехники, почему это важно и как делается?

Любой даже самый простой механизм нуждается в уходе. Связано это с тем, что в процессе эксплуатации неизбежно изнашиваются трущиеся части, расшатываются соединения, испаряются или загрязняются технические жидкости, масла, сбиваются регулировки.

Нуждается в техническом обслуживании и специальная техника, тем более ее устройство, обычно гораздо более сложное, чем у обычных машин, а режимы работы более тяжелые. Несвоевременное или неправильное проведение этих работ может привести к множеству неприятных последствий, перечислим их:

• Снижается ресурс машины, причем зачастую в несколько раз.

• Резко возрастает вероятность неожиданного сбоя работы, поломки или аварии.

• Если машина не прошла обслуживание, то характеристики строительной техники или других машин могут не соответствовать заявленным производителем. Увеличивается расход топлива, снижается производительность.

• Не обслуживаемая техника может быть опасной как для работающих с ней операторов (машинистов, водителей) так и для находящихся рядом людей.

• Если машина находится на гарантии то несвоевременное или неправильное выполнение обслуживания лишает владельца права на гарантийный ремонт. Также это во многих случаях (зависит от условий договора) лишает права на страховые выплаты или уменьшает их размер.

• Многие виды строительной техники, машины, работающие на производстве и особенно грузоподъемные, находятся под контролем органов государственного технического надзора.

Несоблюдение правил технического обслуживания может повлечь к запрещению их использования.

Обслуживание спецтехники — периодичность и виды работ


Конкретно для каждой модели правила обслуживания оговариваются в документации разрабатываемой производителем.

Поэтому если продавец обязательно должен их предоставить (например, компания Макс-ИнТрейд предлагая импортные машины, обязательно прилагает к ним полной пакет технической документации, переведенный на русский язык).

Общие принципы такие же, как и для обычных машин. Оно разделяется на три категории:

По событию – (например, при вводе техники в строй или при ее расконсервации).

Регламентное – (по истечению определенного срока наработки или при достижении определенного пробега), оно определяется производителем. Также к этой категории можно отнести и работы, проводимые, после того как была проведена диагностика спецтехники и операции, проводимые при подготовке к ней. Периодичность диагностики определяется изготовителем техники, правилами промышленной безопасности (например, для грузоподъемных машин). Также если спецтехника передвигается по дорогам общего пользования, то диагностика проводится при проведении гостехосмотра для получения разрешения на участие в дорожном движении.

По состоянию – если в результате осмотра или замеров выявлена необходимость замены или ремонта (например, доливка масла при снижении его уровня).

Что входит в техническое обслуживание и как правильно его провести

Состав и объем работ по техническому обслуживанию определяется в первую очередь производителем техники. Поэтому при возникновении вопроса — как обслуживать спецтехнику, нужно обращаться к инструкциям, прилагаемым к машинам. В состав работ входят:

• Замена масел и других технических жидкостей, а также фильтрующих элементов.

• Осмотр (инспекция) узлов и деталей, соединений их подтяжка и регулировка.

• Замена деталей отработавших определенный срок или износившихся до определенного состояния.

• Плановый ремонт.

Для проведения технического обслуживания необходим штат квалифицированных механиков, слесарей и инженерно технических работников прошедших соответствующее обучение. Во многих случаях организация, в которой имеет место использование строительной техники или других специальных машин не может организовать эту службу.

Поэтому наилучшим вариантом является обратиться в станции технического обслуживания, которые специализируются на данном виде работ и соответствующих марках и моделях. Например, Макс-ИнТрейд предлагает полное обслуживание спецтехники зарубежных производителей, которые предлагает своим покупателям.

Другие материалы по теме:


Преимущества покупки оригинальных запасных частей для погрузчиков

Сервис строительной техники. Основные тенденции и проблемы

Пять лет назад покупка техники в редких случаях сопровождалась заключением договоров на полное послепродажное сопровождение (сервис) строительного оборудования. $50–100 в час — стоимость услуг сервисного инженера плюс оплата авиаперелета из Москвы до угольного разреза — казались неоправданно высокими. Все изменилось за какие-нибудь три-четыре года.

Чтобы получить новый бульдозер европейской, американской или японской сборки, требуется несколько месяцев ждать его поставки. Дилеры расширяют штат сервисных служб, поскольку покупатели ждут полного комплекса услуг не только на время действия гарантии, но и в дальнейшем. Клиент еще готов ждать прихода техники, но отсутствие на складе необходимой запчасти вызывает раздражение и непонимание, как и сообщение о том, что все специалисты заняты, поэтому ремонт строительной техники будет отложен.

Все зависит от прогноза продаж

Опрос «КС» показывает — крупнейшие иностранные компании, работающие в Сибирском регионе, серьезно относятся к стоящим перед ними задачам. Они стремятся обеспечить покупателей производительным оборудованием, а также полной сервисной поддержкой. Достижению мировых стандартов — любой ремонт за 24 часа — препятствуют не только сложные погодные условия, отсутствие хорошего транспортного сообщения, высокие накладные расходы, но и другие факторы.

Надежный сервис, качество диагностики и ремонта все чаще становятся основными причинами выбора поставщика спецтехники. При этом чем выше уровень технического обслуживания, тем лучше дела у дилера. Большое число машин позволяет организовать полноценное сопровождение контрактов, завезти в регион необходимые запчасти и комплектующие, не заставляя покупателя ждать их прихода из-за рубежа. Можно набрать и обучить персонал, закупить инструмент, арендовать офисы.

«Главное — это время реагирования сервисных инженеров на возникшие проблемы заказчика», — говорят в компании «Восточная Техника» («ВТ», официальный представитель компаний Caterpillar, Terex O & K на территории Западной и Восточной Сибири, Якутии и севера Дальнего Востока). Дилер, осуществляющий послепродажную поддержку, по мнению технического директора «ВТ» Павла Лысенко, должен стремиться максимально исключить внеплановые простои (минимум 80% всех простоев машины должны быть плановыми), работать на опережение, а не реагировать на проблемы, которые у клиента уже возникли.

«Технические подразделения компании нацелены на поддержание работоспособности техники на протяжении всего ее жизненного цикла, — комментирует технический директор ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ« (официальный дистрибьютор Komatsu Ltd. на территории Уральского федерального округа и Западной Сибири) Александр Муравьев. — Для нас главный критерий того, что сервис достойный — удовлетворенность клиента, на которую в первую очередь влияют скорость сервисного отклика на запрос, наличие запасных частей на складе, качество оказанных техническими специалистами услуг».

Руководитель сервисной службы Сибирского филиала компании «Либхерр-Русланд» Максим Гандзюк добавляет: «Организация сервисной службы нацелена на повышение эффективности эксплуатации парка имеющихся машин. Помимо точного определения условий работы каждой единицы, сервис включает в себя отбор предполагаемых приемов диагностики и ремонта, анализ причины поломки, выбор наилучшего логистического пути для доставки запчастей».

Однако на сокращение времени простоя оборудования и удешевление стоимости ремонта влияет не только сервис. Если в регионе работают погрузчики и бульдозеры четырех-пяти крупных производителей, они будут обеспечены запчастями и квалифицированным персоналом гораздо лучше, чем когда поставщиков 20–30. Желание инвестировать в сервис строительной техники подкрепляется устойчивым прогнозом сбыта, если он не благоприятен, наращивать инвестиции в сопровождение никто не станет.

Рядом с крупными заказчиками

Большинство поставщиков начинало с открытия филиалов рядом с компанией, закупившей большую партию машин. «Наличие сервисного филиала зависит от парка оборудования, который находится на обслуживании, — отмечают в компании «Восточная Техника«. — Нет смысла открывать сервисные отделения на территории, где парк маленький. Наша задача — предложить оптимальное решение, чтобы оно было выгодно нам, клиенту и обеспечивало работоспособность оборудования». Пример, Кузбасс — регион, где у «ВТ« большой пакет заключенных сервисных контрактов на полное сервисное сопровождение строительной техники в количестве нескольких сотен единиц. Здесь функционируют два отделения компании, ориентированных именно на сервис — в Белове и Междуреченске, общее количество технического персонала — более 40 человек. На Дальнем Востоке, в Магадане и Якутии популяция техники Caterpillar меньше, машины разбросаны на большом пространстве, поэтому здесь персонал в основном проводит работы по диагностике и ремонту, обслуживание же машин заказчик выполняет сам».

Рост объема продаж экскаваторов и другой техники приводит к тому, что сервис непрерывно развивается, характерный пример: парк машин компании «Норильский никель». Сначала специалисты «ВТ» выполняли полное сервисное обслуживание оборудования, работающего под землей, затем заказчик обратился с предложением дополнить его и надземным оборудованием (всего 60 машин), что потребовало расширить штат специалистов. «Сейчас у нас работают 16 сервис-инженеров, планируем принять еще около 20 человек для того, чтобы обеспечить весь объем работ», — говорит Павел Лысенко. Точно так же заключение договора на полный сервис с компанией РУСАЛ привело к открытию двух сервисных отделений «ВТ» — в Белогорске и Ачинске (девять сервисных инженеров).

«Если заказчик покупает большое количество машин, которые эксплуатируются в определенном месте, тогда мы принимаем решение именно под его потребности, — рассказывают в компании «КОМЕК МАШИНЕРИ» («КМ»). — Есть несколько примеров, когда вахту открывали прямо на месте эксплуатации техники. Наиболее заметные проекты — открытие сервисного представительства на Тарньерском (УГМК), Талаканском месторождениях (ОАО «Сургутнефтегаз«) и других». Различие по обслуживанию клиентов в большей степени связано с количеством единиц техники Komatsu и необходимостью постоянного присутствия сервисных специалистов на объекте. При заключении контракта на покупку техники клиентам одновременно предлагается оказание услуг по полной сервисной поддержке строительного оборудования силами сервисных специалистов «КМ». Это помогает снять вопросы организации и содержания собственного сервисного подразделения, отпадает необходимость иметь склад запасных частей и расходных материалов».

Открытие сервисного филиала «Либхерр-Сервис Кузбасс» компании «Либхерр» в 2005 году в первую очередь было нацелено на сервис строительной техники ОАО «Кузбассразрезуголь» (КРУ). В настоящее время на предприятиях этой угледобывающей компании работает 44 машины «Либхерр»: Следующим шагом стало открытие нового склада запасных частей на территории Краснобродского угольного разреза, также входящего в структуру КРУ.

Кадры необходимо готовить

Другая проблема, с которой в России столкнулись все дилеры, — нехватка сервисных инженеров. Специалиста по продажам можно подготовить за полгода-год, инженера, осуществляющего сервис строительной техники — за пять лет, при том что у него уже есть хорошее базовое образование. Однако пять-семь лет назад престиж технических специальностей был крайне низок, и те кадры, которые сейчас можно было бы обучить диагностике дизелей, заняты в сферах, весьма далеких от регулировки впрыска и сгорания топлива.

Рост заказов на поставку оборудования, который отмечают все дилеры, потребовал увеличения штатов персонала, поэтому каждая из компаний самостоятельно занимается вопросами обучения и подготовки. В «КОМЕК МАШИНЕРИ» отмечают, что в течение 2008 года общая численность сервисных специалистов на Урале и Западной Сибири увеличится практически вдвое (как за счет расширения штатов в существующих филиалах, так и в связи с открытием новых). В таких условиях главный акцент решения кадрового вопроса — развитие собственных программ. Помимо ежегодного обучения, которое проходит каждый специалист технической службы в сервис-центре Komatsu в Москве, в 2007 году был также открыт специальный центр в Екатеринбурге, нацеленный на повышение квалификации специалистов, осуществляющих сервис в регионах.

«Восточная Техника», располагающая сетью представительств от Новосибирска до Петропавловска-Камчатского, проводит набор еще в вузах. «На подготовку будущих инженеров расходуем большие средства, — говорит Павел Лысенко. — Организуем минимум два-три тренинга в год по пять дней плюс привлекаем к участию в ремонтах на действующих предприятиях. Все студенты проходят двухгодичную программу обучения. Есть перечень курсов, которые необходимо освоить, чтобы вырасти от ученика до сервисного инженера. Первых студентов для прохождения специализации «ВТ» приняла еще три года назад. В 2007-м был заключен договор с Сибирским государственным университетом путей сообщения, цель — совместная подготовка будущих квалифицированных инженеров. Открыт учебный класс, в котором обучаются студенты СГУПСа и работники «ВТ». Сейчас в компании задействованы более 90 дипломированных «сервисников».

В компании «Либхерр-Русланд», Новосибирский филиал которой открылся два года назад, кадровая проблема также актуальна. «Мы увеличиваем количество сервисных инженеров в регионе. Исторически первым у нас появилось подразделение «Либхерр-Сервис Кузбасс», сегодня, помимо сотрудников этого подразделения, сервисом машин на предприятиях Сибири занимаются 17 человек. Все они прошли обучение непосредственно на заводах «Либхерр«, плюс к этому ежегодно в Россию приезжают инструкторы для обучения как персонала заказчика, так и наших сервисных инженеров», -говорит Максим Гандзюк.

Дилеры расширяют инфраструктуру

Технические специалисты понадобятся поставщикам зарубежной техники и на других объектах. «В 2008 году начнем строительство большого цеха в Новосибирске, — говорит Павел Лысенко. — Это будет значительный проект, направленный на выполнение плановых ремонтов машин и отдельных узлов. При необходимости будем привозить для ремонта компоненты и из других регионов. Мы находимся на такой стадии развития, когда нам нужно организовывать большие цеха по ремонту. Планируем открыть такие цеха по ремонту экскаваторов в Магаданском крае и Иркутской области. Сейчас идет выбор площадок. В ближайшие годы в сервис строительной техники будет инвестировано $20 млн».

Компания «Либхерр» начала строительство большого сервисного центра в Москве. «Предприятие позволит значительно улучшить логистику и поднять на более высокий уровень номенклатуру и качество предоставляемых услуг. Есть план дальнейшего развития в Кузбассе, -поясняет Максим Гандзюк. — Уже намечено, что в регионе будет не только склад, но и сервисный центр, который практически ни в чем не будет уступать московскому». Кроме того, компания «Либхерр» планирует начать строительство в Нижегородской области предприятия по производству компонентов для землеройной и строительной техники.

Читайте также:  Воздухогрейные печи: что это и описание характеристик

«За последние два года компания «КОМЕК МАШИНЕРИ« открыла филиалы в Новосибирске, Новом Уренгое и Сургуте. Расширение зоны присутствия обеспечивает сокращение времени сервисного отклика. В 2008 году запланированы открытия сервисных представительств в Нягани, Омске, Челябинске, Тюмени, Томске. Кроме того, откроется филиал в городе Лабытнанги», — сообщают в «КМ».

Поставщики машин расширяют сеть региональных складов для хранения наиболее ходовых запчастей. Помимо них, склады узлов и комплектующих в России открывают и сами производители оборудования. Так, у «Восточной Техники« в Новосибирске есть большой склад запчастей, а в сентябре 2007 года компания Caterpillar запустила в эксплуатацию собственный склад в Москве. «Либхерр-Русланд» открыла в Кузбассе в мае этого года крупный консигнационный склад запчастей для снабжения, помимо Кемеровской области, Красноярского края и Новосибирской области. Наращивает объем запчастей и «КОМЕК МАШИНЕРИ», только за последний год запасы запчастей и комплектующих на складах в филиалах компании выросли в 2,5 раза. Все это приводит к сокращению сроков поставки запчастей.

Покупатель бывает не прав

Вести бизнес в России — занятие не из простых. От иностранного партнера требуется открывать склады запчастей, приближая их к местам дислокации машин, строить цеха по проведению сложных ремонтов, обучать операторов тонкостям работы с техникой, закупать дорогостоящий инструмент, устраивать презентации оборудования и так далее. Одним словом — вкладывать средства, рассчитывая на будущую отдачу, удивляясь при этом нежеланию российских операторов соблюдать правила эксплуатации и регламент управления дорогостоящей техникой, считаясь с увольнениями подготовленных сервисных инженеров, не готовых заниматься ремонтом машин на 30–40-градусном морозе; учитывая непогоду, способную сорвать график поставок, и недоумевая, что потенциальные покупатели, поддавшись искушению, время от времени приобретают недорогую технику неизвестных производителей, рассчитывая на чудо. Чудес однако нет. Потребителей, разрывающихся между желанием купить высокопроизводительную технику и стремлением заплатить дешево, ждет разочарование.

Ремонт и обслуживание спецтехники

Требования к содержанию и эксплуатации специальной техники

Для возможности обеспечения безаварийной эксплуатации и поддержания постоянной работоспособности и готовности к работе требуется техническое обслуживание и периодический ремонт эксплуатируемых машин и механизмов. Давайте разберем основные виды технического обслуживания и ремонта спецтехники.

Существующие виды технического обслуживания спецтехники

К техническому обслуживанию относят мероприятия, связанные с очисткой, заправкой, смазкой, мойкой и уборкой спецтехники, выполнение диагностики и регулировки узлов и агрегатов без их снятия с механизма и полной разборки, исключая случаи проведения испытаний на специальных стендах.

По времени и способу организации, обслуживание спецтехники может быть:

  • ежедневным;
  • ежесменным;
  • периодическим;
  • плановым;
  • внеплановым;
  • сезонным, перед началом эксплуатационного периода;
  • проводимым во время обкатки машины.

Виды проводимых при обслуживании работ

Ежедневное обслуживание заключается в выполнении очистки, мойки, проведения общего осмотра и определения технического состояния спецтехники. В это время проверяется его комплектность, состояние узлов и агрегатов, а также выполнение условий, которые обеспечивают безопасное выполнение работ. Ежедневное техническое обслуживание спецтехники позволяет организовать непрерывный контроль и своевременное устранение неисправностей.

Периодическое ТО выполняется после наработки механизмом заданного количества моточасов или пробега. Главная задача периодического обслуживания заключается в предупреждении быстрого износа отдельных узлов и обеспечения безопасной, экономной и безаварийной эксплуатации. При этом кроме выполнения действий по ежедневному техническому обслуживанию, производится полная проверка исправности основных технических агрегатов машины. В состав такого обслуживания входят профилактические работы в большем, чем при ежедневном обслуживании объеме. Механизмы, при этом, могут быть диагностированы и отрегулированы на специальных стендах. Также производится замена масла и фильтров.

Сезонное ТО обычно проводится для перевода техники на сезонный режим эксплуатации, требующий применения особых смазочных материалов и режимов эксплуатации гидравлических, пневматических и топливных систем. Выполняются необходимые наладочно-регулировочные мероприятия, связанные с ежедневным и периодическим техническим обслуживанием спецтехники.

Техническое обслуживание, связанное с обкаткой нового механизма или после проведения капитального ремонта, производится в строгом соответствии с инструкцией завода изготовителя по выполнению таких работ.

Привлечение сторонних организаций к выполнению ТО

Правильная организация и своевременно проведенное ТО обеспечивает долгосрочную и бесперебойную работоспособность специальных механизмов спецтехники. Оно может быть организовано силами самой эксплуатационной организации, особенно на уровне ежедневного обслуживания, или с привлечением сторонних специализированных предприятий, для обслуживания технически сложных устройств при техническом обслуживании и подготовке к эксплуатации.

Привлечение сторонних специализированных организаций для выполнения работ по технически сложному обслуживанию может быть очень эффективным благодаря наличию у них профессионального оборудования для проведения диагностики и регулировки специальной техники.

Организация и виды ремонта

Как и для любой другой техники, специальным механизмам требуется проведение ремонта, который бывает:

  • текущим;
  • планово-предупредительным;
  • капитальным;
  • внеплановым.

Каждый вид этих работ имеет свои особенности и может относиться к различным статьям расходов, связанных с эксплуатацией специальной техники.

Объемы работ при проведении ремонта

Текущие работы обеспечивают замену быстро изнашивающихся деталей, входящих в конструкцию навесных агрегатов, электрооборудования, рабочих узлов и т.п. Это может быть замена изношенных крепежных деталей, перегоревших ламп, засоренных фильтров, порванных шлангов, прокладок, ремней и т.п. Расходы, связанные с текущим ремонтом, относятся к эксплуатационным.

Планово-предупредительный ремонт спецтехники выполняется при наработке заранее определенного количества моточасов или пробега. В ходе его выполнения производятся все необходимые работы, связанные с заменой отработавших свой ресурс деталей. Время его проведения планируется заранее и обычно происходит при межсезонной подготовке машины к работе. Главной задачей, выполняемой при проведении планово-предупредительных мероприятий, является замена отдельных деталей и узлов, выход которых из строя может привести к более серьезным поломкам механизма в целом. Проведение планово-предупредительных работ должно быть зафиксировано в специальном журнале с указанием даты проведения и выполненных объемов.

Проведение капитального ремонта происходит при выработке заданного заводом изготовителем технического ресурса и значительном износе основных узлов и агрегатов. При его проведении производится полная разборка важных базовых деталей с возможным снятием их с механизма. Это может быть:

  • переборка двигателя с заменой его основных деталей;
  • ремонт кузова или его отдельных элементов;
  • замена рабочего механизма или его основных частей;
  • замена узлов и деталей ходовой части;
  • другие работы связанные с заменой и ремонтом важных узлов и агрегатов (ремонт гидравлических и пневматических систем и прочее).

Кроме этого, во время капитального ремонта производятся и все действия, связанные с текущими и планово-предупредительными мероприятиями.

Внеплановый ремонт спецтехники выполняют в случаях поломок из-за аварии или преждевременного выхода из строя отдельных деталей машины. Проведение таких работ должно оформляться актом с указанием причин и необходимого объема для выполнения.

Целесообразность привлечения сторонних организаций для проведения ремонта

Обычно текущий и планово-предупредительный ремонт организуется и проводится силами эксплуатирующей организации. А вот проведение капитального и внепланового ремонта спецтехники, особенно сложной, лучше доверять специализированным предприятиям. В их распоряжении находится все необходимое оборудование, инструмент, запасные части и материалы. Специалисты такой организации имеют необходимые навыки выполнения работы и могут значительно сократить ее сроки, а значит и время простоя вашей специальной техники.

Стоимость ремонтных работ окупится более быстрым вводом специальной техники в эксплуатацию и отсутствием необходимости расходов на содержание собственного ремонтного персонала. Кроме этого у вас не будет необходимости тратить время на поиск и приобретение запасных частей, деталей и узлов.

Выводы по теме обслуживания и ремонта спецтехники

Организация проведения технического обслуживания и ремонта спецтехники является необходимым мероприятием при ее эксплуатации. При этом наиболее правильным будет плановое выполнение всех предусмотренных заводской документацией ТО и ремонтов. Своевременно и правильно проведенное ТО позволяет исключить серьезные поломки, приводящие к выходу из строя всего механизма. Система продуманной организации проведения планово-предупредительных ремонтов обеспечивает длительную бесперебойную работу специальной машины.

Проведение межсезонного технического обслуживания и капитального ремонта лучше доверять специализированным ремонтным предприятиям и организациям. Имеющиеся в их распоряжении технические средства, детали, материалы и квалифицированные специалисты обеспечат качественное и быстрое выполнение всех работ, с обеспечением последующей гарантийной эксплуатации.

Поделиться “Ремонт и обслуживание спецтехники”

Техническое обслуживание

Ввиду сложной конструкции и тяжелых условий эксплуатации дорожно-строительные машины требуют особо пристального внимания к каждой системе, узлу и агрегату. Своевременное техническое обслуживание спецтехники снижает вероятность поломок, позволяет избежать дорогостоящего капитального ремонта, простоя машин и связанных с ним убытков. Профессиональный сервис предусматривает целый комплекс мероприятий — от регулярных осмотров и диагностических процедур до замены технических жидкостей и изношенных деталей.

Техническое обслуживание и ремонт спецтехники в «Русбизнесавто»

Компания «Русбизнесавто» выполняет профессиональное сервисное обслуживание строительной техники — экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков, автогрейдеров, коммунальных и других машин. Мы работаем в Москве и в регионах страны, обслуживаем специальный транспорт отечественных и зарубежных брендов. Техническое обслуживание техники выполняется на авторизованных СТО или силами мобильных бригад. Второй вариант — оптимальный способ избежать финансовых и временных затрат на доставку тяжелых машин в сервисный центр. Выездные бригады гарантируют высокое качество услуг — за счет профессионального кадрового состава, наличия современного диагностического и ремонтного оборудования, а также вспомогательной техники для манипуляций с тяжеловесными агрегатами.

Сервисное обслуживание спецтехники в нашей компании имеет целый ряд преимуществ:

  • высокая квалификация персонала;
  • современная инструментальная база;
  • сертифицированные расходники и запчасти;
  • собственные склады комплектующих;
  • строгое соблюдение регламентов производителей;
  • оперативное проведение работ;
  • гибкая ценовая политика.

Техническое обслуживание дорожно-строительной техники: виды работ

ТО спецтехники состоит из широкого спектра операций, направленных на подержание работоспособности и увеличение ресурса всех систем, узлов и агрегатов машины. Работы проводятся в плановом порядке, то есть выполняются по регламенту и имеют четкие временные рамки (интервалы могут измеряться моточасами или пройденным километражем).

Техническое обслуживание строительной техники классифицируется следующим образом:

  • Техобслуживание до, во время и после обкатки. Процедура рекомендована для новой или отремонтированной техники. В перечень работ входит осмотр машины, очистка от пыли, грязи и консервационной смазки, подготовка аккумуляторов, проверка уровней технических жидкостей, смазка составных частей узлов и агрегатов, визуальная проверка показаний контрольных приборов на соответствие нормам, прописанным в документации предприятия-изготовителя.
  • Ежедневное/ежемесячное техобслуживание (EO). Проверка систем и агрегатов транспортной и рабочей частей машины, уборочные работы, общая оценка состояния и комплектации основных систем, узлов, агрегатов. Повседневное техническое обслуживание дорожной техники позволяет осуществлять непрерывный контроль над машиной, обеспечивать ее исправное состояние в течение рабочей смены, вовремя выявлять и устранять неисправности.
  • Первое техобслуживание (TO-1). Процедура включает в себя все виды работ, предусмотренных EO. Дополнительно мастера выполняют проверку крепежей, смазку элементов, замену технических жидкостей, регулировочные работы без демонтажа и разборки агрегатов.
  • Периодическое техобслуживание (TO-2, TO-3 и т. д.). Процедуры выполняются после определенных производителем периодов наработки в целях предупреждения преждевременного износа и поломки деталей. Если при визуальном осмотре мастер не может оценить состояние каких-то узлов, в комплекс работ включается демонтаж агрегатов для проверки на специализированных диагностических стендах и приборах.
  • Сезонное техобслуживание (CO). Каждые полгода (в весенне-летний и осенне-зимний периоды) машины проходят подготовку к работе в соответствующих погодных условиях. В ходе обслуживания выполняется проверка и промывка гидравлики, пневматики, топливных и масляных систем, замена моторного масла и технических жидкостей в картерах других узлов. Также на машины устанавливаются (либо демонтируются) средства утепления и обогрева. Для расширения функционала на технику может устанавливаться специализированное навесное оборудование.

Сервисное обслуживание и ремонт спецтехники в «Русбизнесавто» — оптимальный способ поддерживать машины в исправном состоянии. В комплекс наших услуг входит:

  • диагностика состояния всех систем, узлов и агрегатов;
  • очистка, смазка, подтяжка, регулировка разъемных соединений;
  • замена технических жидкостей и фильтров;
  • замена изношенных деталей;
  • устранение мелких повреждений.

Факт прохождения ТО и все виды работ, выполненные во время обслуживания, заносятся в сервисную книжку машины. Это облегчает и удешевляет ремонт спецтехники в случае возникновения неисправностей и является реальным подтверждением хорошего состояния машины в случае продажи. Необходимо профессиональное техническое обслуживание/ремонт техники — обращайтесь в компанию «Русбизнесавто». Чтобы зарезервировать время на СТО или заказать выездные работы, позвоните в ближайшее представительство компании в своем регионе или заполните онлайн-заявку на сайте.

Статьи

Без спецтехники не обходится ни одно коммунальное и сельское хозяйство, использующее мусоровозы, поливальные машины – у них в ангарах стоят комбайны и сеялки. Строительная компания, которая оснащена экскаваторами, грейдерами, башенными кранами, автодорожная фирма, взаимодействующая с асфальтоукладчиками, катками – все эти организации нуждаются в специальных видах техники. Однако даже такое оборудование может ломаться в силу ряда причин.

Основные причины поломки спецтехники

Прежде чем переходить к самим поломкам, поговорим о причинах, их вызывающих:

  1. Превышение грузоподъемности – это особенно характерно для машин, которые перевозят грузы (цистерны, строительные грузовики, самосвалы). С одной стороны, хозяева хотят уменьшить количество рейсов и перевезти за один раз как можно больше груза, сэкономив деньги на бензине. Но такой подход может вылиться «в копеечку», ведь, экономя на бензине, владелец экономит еще и на состоянии машины, ремонт которой (плюс закупка отдельных запчастей) стоит дорого. Особой нагрузке при повышении грузоподъемности подвергаются силовая установка и узлы подвески. В скором времени они могут полностью выйти из строя. Также перегруженное транспортное средство на дороге может стать причиной ДТП, поскольку его маневренность снижается, и управлять им становится труднее.
  2. Некачественные горюче-смазочные материалы – экономить на топливе нельзя, ведь это может привести к поломке двигателя. Плохое масло не будет обеспечивать должное снижение силы трения, и, как следствие, это приведет к быстрому износу деталей, в частности силовой установки и трансмиссии.
  3. Несвоевременное техническое обслуживание, проведение его неквалифицированными сотрудниками – на этом тоже не стоит экономить. Такой ремонт придется переделывать, что повлечет за собой двойные расходы. Лучше сразу обращаться к специалистам. Любой ремонт следует делать вовремя, так как откладывание процесса приведет к поломке уже не одной, а нескольких деталей.
  4. К поломкам в разных узлах спецтехники часто имеет отношение человеческий фактор. Управлять спецтехникой должен только грамотный и квалифицированный специалист, который может предвидеть возможные проблемы. Также к человеческому фактору можно отнести несоблюдение скоростного режима при управлении техникой, выполнение неосторожных маневров, неправильное переключение передач, так называемое «агрессивное вождение».
  5. Плохие условия дорог – ямы и выбоины ведут к износу колес, ходовой части, подвесок. Выход тут только один – аккуратно и внимательно ездить.
Читайте также:  Как пользоваться электронными торговыми весами?

Так как видов спецтехники много, то и характер поломок разный, и ломаются разные механизмы.

Если мы говорим о строительной технике, то здесь особое внимание нужно уделить бульдозерам и автогрейдерам. Опорные катки, траки гусениц, редукторы и ведущие колеса – все то, что отвечает за передвижение автомобиля – наиболее уязвимое место техники по ряду причин. Во-первых, на эти механизмы приходится высокая нагрузка, во-вторых, они постоянно в движении по ямам, выбоинам, насыпям, что приводит к быстрому изнашиванию «ходовых» механизмов.

Автогрейдеры, которые неразрывно связаны с приставкой «гидро-», т.е. имеющие гидроцилиндры, гидромоторы, также подвержены поломкам. Фильтры и тормозная система машины тоже могут прийти в негодность.

Отдельно хочется сказать о гусеничной строительной технике. У нее есть целый ряд потенциально слабых мест:

  • гусеничные траки;
  • колеса и ступицы;
  • бортовые редукторы;
  • детали, отвечающие за натяжение гусениц;
  • опорные катки.

Как мы уже отмечали, это «ходовые» механизмы, отвечающие за движение машины. Предотвратить возникновение дефектов поможет своевременная диагностика, постоянный контроль и быстрое устранение поломки.

Опорно-поворотное устройство – еще один блок механизмов, который наиболее подвержен выходу из строя. Это устройство представляет собой большой подшипник, соединяющий верхнюю вращающуюся платформу машины с нижней. Оно частично компенсирует нагрузки в динамике, и особенно актуально для подъемных кранов, экскаваторов и автокранов.

Если мы говорим о гусеничных кранах, то здесь топ поломок возглавляют механизмы поворота крана, лебедка и ее компоненты, элекродвигатели, растяжки канатоблочной системы. У бульдозеров чаще всего ломаются рычаги сцепления – вилки и валики. Слабыми местами бульдозеров являются и их масляные фильтры, радиатор, муфты сцепления, топливный насос.

Основные виды поломок

Выше мы говорили о поломках в конкретных типах техники (краны, бульдозеры, автогрейдеры). Теперь же отметим общие причины и виды поломок, которыми чаще всего страдают разные машины:

  1. В ходовой части – как уже отмечалось, спецтехника используется в тяжелых условиях бездорожья, ям и выбоин. Все это сказывается на работе колес, подвески, мостов. Обязательно проводите постоянный контроль этого узла спецтехники, что позволит своевременно выявить и устранить поломку.
  2. Отдельных механизмов – к ним относятся рулевые оси, вилы погрузчиков, узлы сопряжения, ковши, тросы. Они подвергаются большой нагрузке и поэтому ломаются чаще всего.
  3. В электротехнике – многие виды спецтехники оснащены электротехникой (например, погрузчики), поломку которой можно предупредить посредством своевременных осмотров. Эти поломки вызывают немало проблем, ведь выход из строя даже одного электротехнического элемента может привести к приостановке работы всего устройства.
  4. Гидравлической системы – она установлена в погрузчиках, экскаваторах. Главная проблема заключается в маслопроводном шланге, который может перетираться или даже разрываться, также ломаться могут гидроцилиндры, гидромоторы и гидронасосы.

Особенности ремонта и обслуживания спецтехники

Только своевременное техническое обслуживание позволит избежать поломок машины и вовремя предотвратить возможные аварии. Техническим обслуживанием ни в коем случае нельзя пренебрегать и выполнять его следует в срок.

Что включает в себя техническое обслуживание? Это очистка механизмов, их смазка, заправка, мойка и уборка техники, а также диагностика и регулировка отдельных узлов.

Техническое обслуживание подразделяется на:

  • ежедневное – каждый день перед началом или после работы;
  • ежесменное – во время сдачи смены одним работником другому;
  • периодическое – в определенные заранее сроки;
  • плановое – как и периодическое, выполняется в определенные сроки, но они обычно отличаются;
  • внеплановое – если заподозрена какая-либо неисправность;
  • сезонное – перед началом сезона работы, т.е. перед периодом использования спецтехники;
  • во время обкатки новой машины или машины после капитального ремонта.

Теперь более подробно поговорим о видах технического обслуживания.

  1. Ежедневное обслуживание может включать в себя чистку и мойку техники, а также общий осмотр отдельных деталей и машины в целом. В ходе такого обслуживания осматривается качество узлов, техника их работы. Это обслуживание позволяет постоянно контролировать состояние машины и вовремя узнавать о неисправностях.
  2. Периодическое обслуживание обычно проводится после того, как машина отработала определенное количество часов или прошла какое-либо количество километров пробега. Задача такого обслуживания – предупредить износ деталей, в особенности ходовой части, которая больше остальных подвержена нагрузкам. Периодическое обслуживание включает в себя осмотр всех деталей и механизмов техники. Для этого механизмы могут снимать с машины и их диагностику проводят на специальных стендах. Такое обслуживание обязательно включает в себя замену масла и фильтров машины.
  3. Сезонное обслуживание – перед новым сезоном, когда необходимо использовать особые смазочные материалы, а также особые режимы использования гидравлических узлов.
  4. Обкатка новой машины или машины после серьезного ремонта крайне необходима и выполняется согласно инструкции завода-изготовителя.

Техническое обслуживание проводится как самой компанией-владельцем спецтехники, так и силами специализированных организаций. Хорошо объединять и тот, и другой способ. Например, ежедневное и ежесменное обслуживание лучше проводить работникам спецтехники самостоятельно, а вот плановое и периодическое стоит доверить профессионалам, которые полностью проверят все механизмы и узлы спецтехники, установят потенциальные проблемы и обозначат пути их решения.

Профилактика поломок спецтехники

Чтобы избежать многократных и частых поломок, следует знать:

  1. Наиболее слабые места, узлы машины, которые могут быть подвержены деформации.
  2. Насколько трудно устранить проблему (придется менять одну маленькую деталь или целую систему, в которой она работает).
  3. Где можно найти сертифицированные и качественные запчасти на конкретную модель спецтехники.

Выбирать запчасти следует только в сертифицированных магазинах, которые предоставят вам проверенный и качественный товар. Большой выбор запчастей для разной спецтехники вы найдете в нашем каталоге. Сотрудники компании «Максиватор» подберут для вас оптимальные варианты.

Какие варианты обслуживания спецтехники бывают

Спецтехника необходима для выполнения определенных строительных и ремонтных работ. Как и любая техника, она может ломаться. Чтобы избежать появления неисправностей, необходимо соблюдать правила эксплуатации машины, доверять управление исключительно квалифицированным специалистам и проводить грамотное и своевременное обслуживание спецтехники. О вариантах технического обслуживания мы и поговорим в этой статье.

Что такое спецтехника

Сегодня без спецтехники не обходится ни одна коммунальная или строительная фирма. Это машины, которые помогают и снег убирать, и асфальт укладывать. Выделяют несколько видов спецтехники:

  1. Строительная – ее используют при строительстве домов, жилых кварталов. К ней относятся бульдозеры, грейдеры, башенные и гусеничные краны, автокраны, бетономешалки, самосвалы, автовышки. Вся эта техника востребована как в городских условиях, так и за городом, в зависимости от того, где проходит стройка. Наиболее подвержены поломкам такие узлы как ходовая часть, подвеска, колеса. Поскольку машинам приходится ездить по самым разным дорогам, включая ямы и выбоины, грамотное плановое обслуживание позволит избежать непредвиденных сбоев в работе техники.
  2. Транспортная – служит для транспортировки грузов, а также их погрузки и разгрузки. К ней относят бензовозы, грузовики, погрузчики, самосвалы. Здесь самое важное не превышать грузоподъемность машины, иначе появляется риск нарушить работу ходовой части, испортить подвеску. Кроме того, машина, которая перегружена, становится плохо управляемой, теряет свою маневренность, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
  3. Коммунальная – следит за чистотой дворов, улиц, тротуаров. К ней относятся мусоровозы, поливалки, ассенизаторы, илососущие и снегоуборочные машины. Именно благодаря этой технике летом в городе чистые и политые улицы, а в зимнюю пору – свободные от снега и льда. В ней могут ломаться различные узлы, начиная от ходовой части и заканчивая отдельными механизмами и деталями, которые отвечают за определенные функции машины (погрузка мусора, уборка снега).
  4. Сельскохозяйственная – используется в сельхоз работах. Сюда относятся комбайны, тракторы, зерновозы, поливальные и доильные машины. Техника позволяет ускорить процесс сбора зерна, вспахивания полей, доения коров. Самым уязвимым местом этого типа оборудования является подвеска, а также детали, отвечающие за доение животных, полив растений.

Какое техническое обслуживание бывает

Каждый подвид спецтехники отличается своими неисправностями. Всего выделяется 7 типов обслуживания:

  1. Ежедневное – проводится каждый день перед запуском спецтехники в работу или после окончания рабочего процесса. Он крайне важен, так как позволяет своевременно выявить потенциальные поломки. Это обслуживание включает полный осмотр техники, деталей и узлов, чистку, мойку, смазку отдельных механизмов и спецтехники в целом.
  2. Ежесменное – проводится при сдаче работником своей смены. Оно, так же как и ежедневное, позволяет вовремя выявить неисправности в спецтехнике, держать под контролем ее рабочее состояние. Ежесменная проверка дает возможность установить точную дату и время, когда машина поломалась.
  3. Периодическое – этот вид обслуживания проводится в заранее установленные сроки, не реже одного раза в год. Главные его задачи – контролирующая и предупреждающая. Обычно такое обслуживание проводят, когда машина проработала определенное количество часов или проехала какое-то количество километров. Оно включает в себя полный осмотр всех деталей и механизмов машины (это может быть осуществлено на специальном станке). Из обязательных процедур в периодическое техническое обслуживание входит замена масла и фильтров.
  4. Плановое – выполняется в установленный планом срок. Как и периодическое, оно может осуществляться специализированными фирмами для полного и профессионального контроля техники.
  5. Внеплановое – необходимость в нем возникает, когда есть потенциальная угроза поломки техники (непонятные звуки при работе машины). Главная задача такого обслуживания – проверка на наличие дефектов.
  6. Сезонное – если требуется проверить машину перед началом нового сезона. Обычно в эти периоды нужно переходить на другие смазочные материалы, а также использовать особые режимы работы гидравлических систем.
  7. Во время обкатки новой машины или после капитального ремонта – позволяет «запустить» машину, ввести ее в рабочий режим. Проводится согласно инструкции завода-изготовителя.

Кем проводится техническое обслуживание

Многие владельцы спецтехники сталкивались с вопросом, а нужно ли привлекать для технического обслуживания техники сторонние организации, ведь это дополнительные траты времени и денег. Сторонние организация проводят полный технический осмотр всей машины и каждой детали отдельно, некоторые механизмы могут быть проверены на станках. Не стоит исключать такое специализированное обслуживание, т.к. оно позволяет исследовать каждую проблему в деталях. Лучше всего доверить профессионалам периодическое или плановое техническое обслуживание, а вот ежедневное и ежесменное можно выполнить и своими силами – квалифицированные водители техники вполне справятся с ним самостоятельно.

Виды ремонта спецтехники

Не только обслуживание, но и ремонт техники подразделяется на несколько видов:

  1. Текущий – осуществляется по мере выявления поломки. Включает замену деталей, которые быстро изнашиваются (к ним относятся навесные механизмы, электрооборудование, порванные шланги, перегоревшие лапы, засоренные фильтры, поломанные крепежные детали).
  2. Планово-предупредительный – его проводят тогда, когда при техническом обслуживании были обнаружены потенциальные проблемы у спецтехники, а также, когда техника уже отработала определенное количество часов или проехала конкретное количество километров. Здесь акцент делают на замену деталей, срок работы которых уже истек. Такой ремонт обычно планируют заранее, чаще всего его проводят в межсезонный период.
  3. Капитальный – полная замена деталей и механизмов при аварии, большой поломке спецтехники, при значительном износе деталей. Он включает ремонт базовых деталей со снятием их с машины: ремонт двигателя и его составляющих, кузова и его элементов, ходовой части, рабочих узлов, гидравлических и пневматических узлов.
  4. Внеплановый – срочный ремонт для устранения неожиданно возникшей поломки.

Где покупать запчасти для спецтехники

Крайне важно уметь выбирать запчасти для спецтехники. Покупать их нужно только в специализированных магазинах, где вам предоставят гарантию и возможность возврата товара в случае, если он не подошел. Кроме того, такие магазины обычно напрямую сотрудничают с производителями, поэтому цены там доступные. Большой выбор запчастей для разной спецтехники вы найдете в нашей компании «Максиватор».

Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники

Выполнять правила эксплуатации следует с той самой минуты, когда машина приобретена, и до того, как машина будет списана. Этот общий принцип относится к любой технике, но сегодня мы поговорим в основном о дорожно-строительном оборудовании.

В процессе эксплуатации любой машины от момента ее приобретения и до списания можно выделить восемь важнейших элементов:

  • приобретение;
  • обучение оператора;
  • обучение механиков и слесарей, обслуживающих машину;
  • регулярное техническое обслуживание машины;
  • своевременное проведение ремонта;
  • контроль затрат на расходные материалы;
  • подбор состава техники в парке;
  • удаление из парка ненужных машин.

Если уделить должное внимание всем этим моментам, можно продлить срок службы машин и добиться их максимальной экономической эффективности. Конечно, все перечисленные мероприятия стоят немалых денег, но вложения эти очень выгодны, если сравнить их со стоимостью внеплановых ремонтов неожиданных поломок и потерь от незапланированных простоев техники.

Приобретение машины

Рекомендуется сравнить предложения нескольких поставщиков, составив список параметров, которые больше интересуют в данной машине. Например, вместимость ковша, мощность двигателя, расход топлива, гарантийные условия с возможными «расширениями» и цена. Условия, предоставляемые каждым поставщиком, заносят в этот список вместе с любой другой полезной и относящейся к делу информацией, затем можно сравнить предложения.

Читайте также:  Монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Конечно, следует обращать внимание на надежность бренда и качество предлагаемого послепродажного обслуживания. Несомненно, немалое значение имеет и местонахождение дилера – 150 км это многовато для поездок за каждой мелочью. Даже если стоимость машины у дилера самая малая, лучше поинтересоваться – может быть, стоимость послепродажного обслуживания выше, чем у других? При постоянно растущих ценах на топливо следует очень внимательно сравнивать расходы топлива у машин. Сэкономив один раз на покупке, можно много потерять на обслуживании и топливе за годы эксплуатации машины. Если есть возможность, хорошо бы сравнить длительность интервалов техобслуживания, ожидаемые затраты на послепродажное обслуживание, стоимость эксплуатации, стоимость 1 моточаса или 1 км пробега, доступность запчастей, производительность машин и стоимость обучения механиков и слесарей.

В инструкции по эксплуатации новых машин для операторов могут не попасть какие-то недавно появившиеся новые функции. Поэтому некоторые производители или дилеры обеспечивают клиентам доступ на сайт, на котором круглосуточно можно узнать о самых последних новинках техники и получить новейшие обновления электронных программ управления. Как отмечают специалисты, наличие таких возможностей оказывает влияние на принятие клиентом решения о приобретении машины. Порой клиенты даже сами интересуются, как часто можно обновлять программы управления на веб-сайте, и в зависимости от ответа производителя принимают решение о покупке.

Многих интересует также наличие 3-летней расширенной гарантии. Владелец старается сократить эксплуатационные затраты, поэтому ориентируется на те машины, с которыми у него будет меньше забот по техобслуживанию и производительность которых самая высокая. Иногда клиенты предпочитают машины с самой высокой производительностью даже если пакет предоставляемых сервисных услуг невелик.

Обучение операторов

Обучение могут организовывать производители техники или дилеры. Оператор должен хорошо знать правила техники безопасности и приемы безопасной работы на машине. Также он должен уметь выполнять проверку машины перед началом смены и в конце, ежедневное техническое обслуживание и такие простые операции, как регулировка натяжения приводных ремней, а также знать, что означает включение той или иной аварийной лампы.

Оператор обязан хорошо знать, как обслуживается машина, ведь его можно назвать «первой линией обороны» машины от поломок. Если с машиной что-то случится, ему необходимо уметь быстро разобраться и доложить руководству, если производительность машины уменьшится, что может быть вызвано, например, неисправностями в гидросистеме. Неисправность может быть простой, как, например, обрыв ремня вентилятора, но если ее не устранить вовремя, может произойти перегрев агрегатов, и тогда жди большой аварии машины, а вместо стоимости нового ремня придется оплачивать крупный ремонт и простой. Такой может быть цена пренебрежения обучением оператора. Подготовленный оператор может самостоятельно проверять уровень рабочих жидкостей, промывать воздушные фильтры, и это положительно сказывается на расходе топлива, должен знать, что означает код неисправности, чтобы не обращаться по каждому пустяку к механику.

Одна из наиболее часто встречающихся проблем – настройка режимов электронного управления машины. Многие производители делают электронные системы управления такими сложными и с таким количеством возможных вариантов, что операторы не могут разобраться в этом. Они просто садятся в кабину и включают машину, не заботясь о том, чтобы настроить режим «ползучего хода», высокой мощности и т. п. Трудно заставить их выполнять сложные настройки системы управления каждый раз при изменении режима работы. Эти режимы, системы и функции управления значительно повышают производительность и экономичность машин, но операторы не будут самостоятельно разбираться, как ими пользоваться, пока не пройдут специального обучения. И даже после этого руководитель должен постоянно контролировать, производят ли операторы нужные настройки, побуждать их читать инструкцию по эксплуатации и полнее использовать возможности сложной и дорогой современной техники.

Обучение механиков и слесарей

Даже подробнейшая инструкция не позволит полностью избежать трудностей при эксплуатации и обслуживании машины: механики и слесари должны пройти специальное обучение. Это могут быть курсы, длящиеся несколько дней, и последующее ознакомление с новинками в технике – несколько часов в месяц или квартал. Обучение обычно проводят специалисты производителя техники или дилера.

Механики, обслуживающие современные дорожно-строительные машины, должны уметь пользоваться компьютером: просматривать данные о работе машины, выполнять компьютерную диагностику, загружать и обновлять электронные программы. Всему этому механиков должны обучить на специальных курсах.

Иногда делают так: в случае сложного ремонта машину отправляют в специализированный центр и договариваются, чтобы один из механиков компании также участвовал в ремонте с целью обучения. За это приходится платить, но затраты затем оправдываются.

Регулярное техобслуживание

Чем аккуратнее соблюдаются сроки регулярного технического обслуживания, тем дольше и надежнее работает машина. Регулярное техобслуживание – единственный способ продлить ресурс машины. Некоторые производители ставят на машины наклейки с указанием срока следующего ТО. Чтобы уменьшить стоимость и объем техобслуживания, следует содержать машину в чистоте. Большое значение имеют смазочные работы, регулярная замена смазочных масел и фильтров.

Своевременное выполнение ремонтов

Решение о начале ремонта машины принимается в зависимости от многих факторов: результатов статистического анализа поломок по всему парку машин; результатов анализа рабочих жидкостей – а это один из основных инструментов диагностики; результатов тщательной дефектовки деталей после разборки агрегата или машины; выявления причин неисправностей.

Регулярная мойка и очистка машины позволяет не только защитить ее от коррозии, но и проверять исправность деталей и работу механизмов, что в итоге сокращает затраты на ремонт.

Анализ рабочих жидкостей машины позволяет выявлять неисправности на начальной стадии, когда это еще не привело к серьезным последствиям. Анализ рабочих жидкостей должен быть важнейшей частью программы техобслуживания машины. Его результаты подскажут, когда пора менять агрегат или же списывать всю машину. Анализы следует выполнять регулярно, при каждой замене жидкости и для каждого компонента. Особенно эффективен анализ для машин больших типоразмеров, у которых детали крупные и дорогие. На основании результатов анализа также проводят очистку масла на внешней очистной установке («искусственная почка»).

К сожалению, пока не все владельцы техники и механики понимают важность анализа рабочих жидкостей, потому что не знают, как интерпретировать его результаты. Например, высокое содержание хрома в пробе может означать повышенный износ шарикового подшипника. Бессмысленно делать анализ масла, если персонал не обучен и не знает, как расшифровать его результаты.

Расходные материалы

Постоянный контроль потребления, поступления и затрат на расходные материалы позволит сэкономить на этой статье. И не забывайте: если вы регулярно закупаете, например, фильтры на 300 тыс. руб., есть повод поговорить с поставщиком о скидке.

Расходные материалы могут храниться на складе запчастей в ремонтной мастерской, некоторые могут доставляться непосредственно от фирм-поставщиков, а если проект достаточно большой (много машин работает на одном месте), то наиболее востребованные могут храниться непосредственно на строительном объекте: например, шины и фильтры. Некоторые руководители предпочитают ничего не хранить на рабочих площадках, чтобы сократить объем и номенклатуру складских запасов. Необходимо тщательно просчитать экономическую целесообразность того или иного способа организации снабжения запчастями и расходными материалами.

Подбор машин в парке по производительности

Состав машинного парка должен быть таким, чтобы выполнялся весь необходимый объем работ, но в то же время машины не простаивали и коэффициент их использования был высоким. Общая производительность предприятия зависит от того, насколько правильно подобраны машины в парке, а также от размеров строительных объектов, числа в штате механиков, слесарей и специалистов, занимающихся снабжением запчастями. Некоторые руководители советуют: если две машины недогружены работой – избавьтесь от них и замените одной несколько большего типоразмера.

Удаление из парка ненужных машин

Не спешите избавляться от машин, ставших ненужными. Вы сможете их продать лишь дешево, а на следующий год получите подряд на большой объем работ и будете покупать такие же машины в несколько раз дороже. Может, лучше затратить сравнительно небольшие деньги на ремонт и консервацию своих временно ненужных машин?

Перед тем как решить, от каких машин избавляться, надо проанализировать среднюю стоимость эксплуатации за 1 моточас, трудозатрат на обслуживание каждой машины, расход топлива и т. д. От машин, затраты на которые явно превышают средний уровень, лучше избавиться.

Сложнее всего для руководителя парка техники подсчитать остаточную стоимость машин. Этот показатель зависит от качества техобслуживания, которое получала машина. Примерную остаточную стоимость машины можно определить по ценам на вторичном рынке, аукционах. Зная, сколько запрашивают за машину в объявлениях, вы не продешевите. Нельзя забывать и о том, что от величины остаточной стоимости машины зависит размер страховых платежей. Если вы не будете своевременно пересчитывать уменьшающуюся со временем остаточную стоимость машин, значит, вы будете переплачивать страховой компании.

Сабина Гадаева, руководитель департамента маркетинга и рекламы ООО «Джи Трэйдинг Рус» (дилер компании Takeuchi):

«Наша компания занимается не только продажей, но имеет многочисленный парк арендных машин. Именно оператор и его профессиональные навыки являются залогом успешной эксплуатации машин. Именно он и есть гарант хорошего технического состояния машины и виновник в случае поломки. Не секрет, что японская техника очень надежна, и 99% неисправностей возникает из-за неправильной эксплуатации, а 1% или меньше приходится на заводской брак.

Как правило, производители не занимаются обучением операторов. Они считают достаточным предоставление руководства по эксплуатации. У большинства производителей такие руководства для оператора написаны подробно, как учебник. Обучение операторов дилерами или производителями должно сводиться к подробному наглядному ознакомлению с особенностями конкретной модели машины. Так подробно, как описывается в статье, операторов должны обучать профессиональные учебные заведения! Работодатель принимает на работу уже подготовленных квалифицированных операторов, которых не надо обучать азам профессии: устранять простейшие неисправности, содержать технику в чистоте, грамотно доложить о неисправностях машины – все это их профессиональная обязанность. Остальные более сложные работы – это дело механиков.

В нашей компании кандидат на должность оператора «под роспись» знакомится с руководством по данной модели, а механик рассказывает ему об особенностях машин TAKEUCHI. К счастью, эта техника одна из наиболее простых в эксплуатации. После оператор выполняет тест, который проводит главный механик. Он же решает, допускать ли оператора к работе».

ООО «Либхерр-Русланд»:

«Все строительные машины Liebherr, официально продаваемые на территории РФ, снабжены актуальным руководством по эксплуатации на русском языке. При последующих изменениях в конструкции машины клиент обеспечивается дополнительной информацией.

Проведение обновления программного обеспечения машины персоналом клиента не предусматривается. Данные работы выполняются только авторизованным сервисным персоналом. Такова всеобщая мировая тенденция. Это связано как со сложностью самой машины, так и с тем, что для ее настройки, как правило, необходимы специальное оборудование, программы и специнструмент.

Термин «обучение операторов, механиков» на территории РФ мы не употребляем, так как для обучения персонала сторонних организаций согласно законодательству РФ необходима лицензия. При вводе машин в эксплуатацию наши специалисты проводят инструктаж и практические занятия с операторами машин (подразумевается, что все они имеют соответствующие права) и механиками. Техническому персоналу заказчика по запросу предоставляется возможность пройти курс обучения в учебных центрах при заводах – изготовителях машин или организовать практические занятия на месте.

Каждая машина комплектуется сервисной книжкой, где делают отметки о проведенном ТО. На кабину наклеивают стикер из сервисной книжки о сроке проведения следующего ТО. Объем и периодичность ТО, распределение объема работ между оператором и авторизованным сервисным персоналом регламентируются.

По запросу клиента предоставляются услуги по регулярному проведению анализа технических жидкостей с расшифровкой результата и рекомендациями.

Все расходные материалы для проведения ТО скомпонованы в сервисные пакеты, имеющие один номер для заказа, что удобно для клиента».

ООО «Моторверк» (Москва):

«Наша компания специализируется на сервисном обслуживании двигателей Deutz (Германия).

Одну из ключевых ролей в эксплуатации техники играет сервис двигателя машины. Поэтому главное правило грамотной эксплуатации спецтехники – наличие квалифицированных технических специалистов по обслуживанию двигателей.

По нашему опыту мы знаем, что для качественного обслуживания и ремонта двигателей техническим специалистам всегда требуется не только базовая подготовка, но и обучение по работе с двигателями конкретной марки, а также наличие официального сертификата на их обслуживание. К тому же по условиям гарантии на большинство двигателей их должны обслуживать только сертифицированные специалисты.

Для широко распространенных на рынке РФ марок двигателей, таких как Deutz, необходимо создание в регионах РФ ресурса квалифицированных технических работников, так как силами только сервисных центров наладить правильную эксплуатацию и обслуживание такого большого количества двигателей на местах сложно. Поэтому в 2008 г. ООО «Моторверк» и Deutz AG на базе сервисного центра в Твери создали единственный в России обучающий центр Deutz. Основной функцией центра является обучение специалистов сервис-центров и эксплуатирующих организаций правильной эксплуатации, диагностике, сервисному обслуживанию и ремонту двигателей Deutz. Материальная база центра включает компьютерное диагностическое оборудование, фонд двигателей для практических занятий и стенды с работающими двигателями. Обучение проводят специалисты производителя.

Наличие в России такого центра позволяет уже в среднесрочной перспективе рассчитывать на значительный рост квалификации технического персонала на всей территории РФ, что приведет к снижению расходов компаний, техника которых оснащена двигателями Deutz».

Ссылка на основную публикацию