Как управлять вилочным погрузчиком?

Органы управления вилочных погрузчиков и их продуктивность

Погрузчики по праву обладают титулом самого универсального вида техники. Спектр работ, которые они выполняют, настолько широк, что сегодня сложно представить большой склад или стройплощадку без их эксплуатации. Кроме того, область их применения охватывает сельское хозяйство, коммунальные предприятия, промышленные объекты. Они способны работать в закрытых помещениях, преодолевать узкие пространства, заезжать в труднодоступные места, бесперебойно эксплуатироваться при высоких и низких температурах (от -30 до +40 °C), поднимать и перевозить тяжелые грузы. Это чудо техники сегодня является одним из самых востребованных на рынке автотранспорта и для покупки, и для аренды.

Основным фактором такой популярности погрузчиков является простота управления. Несмотря на то, что для эксплуатации этого вида транспорта необходимо пройти специальное обучение, в реальной жизни освоить его можно и самостоятельно. Понять, какой рычаг (джойстик, датчик, педаль и пр.) за что отвечает, легко на интуитивном уровне. Но мы ни в коем случае не призываем отказаться от специализированного обучения. Без помощи профессионалов вы никогда не достигнете нужного уровня безопасной и продуктивной эксплуатации.

Система управления вилочным погрузчиком

Вот из чего состоят органы управления данных спецмашин:

  1. Замок зажигания. С ним знаком каждый, кто хоть раз ездил на каком-либо транспорте. Три положения – Off, On, Start – говорят все сами за себя, пояснений не требуется. Единственное замечание: никогда не оставляйте ключ на отметке On, если двигатель не работает. Иначе вас может поджидать неприятный сюрприз в виде разряженного аккумулятора.
  2. Рулевое колесо. Оно оборудовано специальной ручкой, которая упрощает управление погрузчиком и делает его более комфортным. Под ним находится рукоятка замка для регулировки наклона. Она позволяет устанавливать руль в максимально удобное положение.
  3. Звуковой сигнал. Как и в большинстве случаев, он находится в центре рулевого колеса.
  4. Рукоятки реверса и переключения передач (для спецтехники с механической КП). Селектор, который отвечает за направление движения, имеет три положения: передний ход (F), нейтраль (N), задний ход (R). Спецтехника чаще всего имеет только два скоростных режима: высокий (2) и низкий (1). Плюс нейтральное положение.

Важно: в некоторых современных моделях погрузчиков алгоритм управления может быть другим. Перед эксплуатацией внимательно осмотрите рукоятку самого рычага. Там часто изображают схему использования.

  1. Переключатель хода (для машин с автоматической коробкой передач). Регулирует движение вперед (F) и назад (R). Центральное расположение – нейтралка (N), при которой выполняется запуск мотора.
  2. Световой переключатель. Он комбинированный, отвечает за все осветительные приборы одновременно. На нем расположены три отметки: Off – ближний – дальний. Для переключения необходимо просто установить рычажок в нужное положение. Он же и включает повороты (L – левый, рукоятка вперед, R – правый, позиция назад).
  3. Стояночный тормоз (он же ручник). Для его активации следует потянуть назад до упора. Фиксируется он автоматически. Для возвращения в изначальное положение нужно нажать кнопку, которая находится на том же рычаге и опустить.

Помните: если включился предупредительный зуммер, значит вы не дотянули или вовсе забыли поставить погрузчик на стояночный тормоз.

  1. Педали:
  • акселератор (газ). Служит для регулировки скоростного режима способом нажатия;
  • тормоз. Используется для сброса скорости или полной остановки;
  • сцепление (для техники с МКП). Используется для переключения скоростей;
  • медленный ход (у машин с АКП). Служит для езды на пониженной передаче и небольшой скорости.
  1. Рукоятки:
  • управляющая подъемом вил (чтобы поднять, надо установить в положении назад, опустить – вперед);
  • регулирующая наклон мачты (наклонить вперед – рычаг вперед, назад – аналогично).

Важно отметить, что это базовая комплектация органов управления вилочного погрузчика. Многие производители вносят некие изменения в конструкцию, совершенствуют машины, дополняют разными девайсами. Например, в кабине спецмашин Toyota есть подлокотник, на котором расположен пятирычажный пульт управления. С его помощью можно выполнять несколько манипуляций одновременно без ущерба удобству оператора. Если хотите усовершенствовать свою машину, сертифицированный интернет-магазин «Снабавто» предоставляет такую возможность. Здесь можно купить запчасти для вилочных погрузчиков Toyota, Caterpillar, Jungheinrich, Komatsu, Manitou и других марок. Все, что сделает управление техникой более удобным и эффективным, сегодня есть на прилавках. Прежде чем сесть за руль, рекомендуем детально ознакомиться с инструкцией завода-изготовителя.

Рычаги VS джойстики

Все, кто уже годами работает на погрузчике, знают «прелести» каждой управляющей системы и, скорее всего, выбрали себе фаворита.

И рычажные, и джойстиковые органы управления требуют определенных навыков и опыта. Чем они разнятся? Их особенности в таблице:

РычагиДжойстики
Классический вариант, используемый десятилетиями на спецтехнике разного предназначенияИнновационные и современные девайсы, которые только набирают популярность, но уже успели себя отлично зарекомендовать
Имеют весьма лаконичную конструкцию

Устройства в десятки раз упрощают и облегчают управление, что положительно влияет на производительность
Редко ломаются, а если такое происходит, то восстановление недорогое и оперативноеВ случае поломки самостоятельный ремонт не допускается. Необходимо искать узкопрофильного специалиста
Предоставляют оператору ощущение полного контроля, поскольку рычажная система передает напрямую прикладываемые усилияВ такой системе не предусмотрен гидронасос, поэтому шума машина производит меньше
Органы управления двигаются только вперед-назад. Незначительный, на первый взгляд, фактор, в реальности в разы снижает утомляемость машинистаДелают кабину очень удобной, просторной, увеличивают обзорность, поскольку отсутствует тумба с рычагами
Довольно быстро изнашиваются механизмы (особенно мелкие соединительные детали, шарниры, тяги)

Оказывают минимальную нагрузку, ведь основное напряжение приходится на зону кисти, а не на руки и плечи
Нуждаются в регулярной смазке, а после длительного простоя обязательно нужна точная регулировкаНе всегда удается интуитивно разобраться с тонкостями процесса управления, требуется специальное обучение
НедорогиеСтоят дорого

Органы управления вилочного погрузчика – это то, что больше всего влияет на продуктивность и качество работы оператора. Если переключения и регулировка узлов не вызывают напряжения, не требуют лишних трудозатрат, не заставляют долго думать и отвлекаться на поиски нужного датчика, значит, машинист может полностью сосредоточиться на выполнении прямых задач. В любой системе должна присутствовать логика. От нее и зависят скорость и качество работы.

Главные правила безопасного вождения погрузчика

Управление погрузчиком требует соответствующего разрешения. Но не менее важное значение имеют практические навыки оператора, и, прежде всего, умение использовать знания, полученные в ходе теоретической подготовки. Только сочетание всех этих факторов, подкрепленное здравым смыслом и соблюдением основных правил безопасности, гарантирует правильную и безаварийную работу погрузчика на протяжении всего рабочего дня.

Перед запуском двигателя погрузчика

Безопасное управление погрузчиком начинается задолго до того, как оператор запускает его двигатель. Необходимо предпринять целый ряд предварительных действий, которые оказывают непосредственное влияние на безопасную и эффективную эксплуатацию транспортного средства, гарантируя надежную перевозку грузов и безаварийную работу оператора.

Существует ряд специальных рекомендаций. Их следует выполнять перед началом работы на погрузчике. Большинство из них касаются проверки состояния спецтехники и её визуального осмотра, что позволит оценить техническую готовность к работе. Перед началом запуска двигателя оператор должен проверить:

  1. Возникновение всевозможных утечек или механических повреждений транспортного средства, включая повреждения мачты, вил и каретки. О всех подобных неисправностях следует немедленно сообщать в службу технического обслуживания.
  2. Уровень охлаждающей жидкости, моторного масла, тормозной жидкости. Если их уровень ниже минимально допустимого, следует не откладывая исправить ситуацию, чтобы предотвратить повреждение двигателя во время работы.
  3. Уровень топлива в дизельных погрузчиках, зарядку аккумулятора в электропогрузчиках. Энергии должно хватить на весь рабочий день.
  4. Работу педалей тормоза и сцепления, а также ручной тормоз.
  5. Рычаг переключения передач. Стоит проверить, нет ли зазоров и работает ли рычаг плавно.
  6. Указатели поворота, световые и звуковые сигналы.
  7. Положение рабочего кресла, чтобы подготовить его для максимально комфортных условий работы оператора.

Может показаться, что все перечисленные действия требуют больших затрат времени. Тем не менее, каждый квалифицированный оператор быстро и эффективно способен проверить состояние своего погрузчика. После подготовки техники к вождению, можно занять своё рабочее место, пристегнуть ремни безопасности и лишь потом запустить двигатель.

Основы безопасного управления погрузчиком

Для безопасного управления любым транспортным средством недостаточно знание основных правил. Всегда возникают непредвиденные ситуации, во время которых требуется сохранить спокойствие и уверенность. Управляя ежедневно автопогрузчиком в привычных условиях, не следует терять бдительности и расслабляться.

  1. При перемещении вилочного погрузчика, прежде всего, помните о том, чтобы расположить вилы в правильном транспортном положении (примерно на 10-20 см над землей) и наклонить заднюю мачту. Категорически запрещается перемещать технику с поднятыми вилами.
  2. Чтобы вилочный погрузчик смог безопасно преодолеть подъём необходимо выполнять ряд действий: нажать педаль рабочего тормоза, разблокировать стояночный тормоз, а затем, плавно нажимая педаль акселератора, медленно отпустите рабочий тормоз.
  3. Если погрузчик движется по наклонному рельефу, рекомендуется избегать остановки и погрузки. Это опасно из-за смены центра тяжести загруженной техники.
  4. Вилочные погрузчики не должны перевозить грузы с весом, превышающим их максимальную грузоподъемность. Также строго запрещено использовать эти транспортные средства для перевозки людей.
  5. Необходимо убедиться в том, что центр тяжести перевозимого груза размещён правильно. Это предотвратит возможное перемещение груза на поддоне или опасное опрокидывание.
  6. Не менее важно, чтобы оператор надежно удерживал руль при движении на вилочном погрузчике и не покидал своё рабочее место до полного выключения двигателя.

Ограничения скорости в процессе вождения погрузчиком

Оператор вилочного погрузчика должен строго следовать соблюдению скоростного режима. Требования ограничения скорости соблюдаются на предприятии и в служебных помещениях для обеспечения порядка и безопасности всех сотрудников. Скорость вилочного погрузчика должна быть отрегулирована в соответствии со следующими правилами:

  • 18 км/ч на прямых участках дороги;
  • 12 км/ч в помещениях компании, вблизи зданий и производственных цехов;
  • 6 км/ч в производственных цехах;
  • 3 км/ч в местах, где находятся люди или где видимость ограничена.

Тем не менее, не стоит пренебрегать элементарной интуицией и адаптировать скоростной режим к конкретной ситуации, в сторону его снижения.

Разрешено ли движение погрузчика на дорогах общего пользования?

Существуют ситуации, в которых вилочный погрузчик вынужден преодолевать участок дороги общего пользования: для того, чтобы проехать на соседнюю производственную площадку или разгрузить грузовик. Пока транспортное средство соответствует всем техническим требованиям, ему предоставляется право стать полноценным участником дорожного движения. Главным условием являются: работающие указатели поворота, световые и звуковые сигналы, а также отсутствие вил в рабочем положении. Дополнительное оборудование должно быть демонтировано или убрано в безопасное положение.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Органы управления

Замок зажигания

  1. Положение [O]: В положении OFF (ВЫКЛ) можно вставлять и вынимать ключ зажигания.
  2. Положение [I]: В положении ON (ВКЛ) все электрические цепи функционируют. На погрузчиках с дизельными двигателями предпусковой подогрев включается автоматически в данном положении ключа.
  3. Положение [I]: Стартер вращает вал двигателя в положении STARТ. После пуска двигателя отпустите ключ зажигания. Ключ автоматически вернется в исходное положение (2).

ПРИМЕЧАНИЕ
При повторном запуске двигателя поворотом ключа зажигания в положение [1] (START/ПУСК) верните его в положение [О](ОFF/ВЫКЛ.), а затем поверните его в положение [1] (START/ПУСК).
Не оставляйте ключ в положении [1] (ВКЛ) при неработающем двигателе. Это приведет к разряду аккумулятора и затрудненному пуску двигателя.

Выключатель звукового сигнала

Чтобы включить звуковой сигнал, нажмите выключатель, находящийся по центру рулевого колеса.

Переключатель переднего/заднего хода (только для погрузчиков с АКП)

Служит для выбора направления движения (вперед/назад)
погрузчика.

F – Передний ход

Запуск двигателя возможен только если рычаг находится в
положении N (Нейтраль).

Рычаги реверса и переключения 1/2 передачи (погрузчики с МКП)

Селектор направления хода (вперед/назад) (1) служит для выбора направления движения погрузчика, а селектор высокой/низкой скорости служит для переключения передач. Запуск двигателя возможен только если рычаг селектора переднего/заднего хода находится в положении N (Нейтраль).

Рычаг селектора переднего/заднего хода (1)

  • ⇑ F (Передний ход)
  • ● N (Нейтраль)
  • ⇓ R (Задний ход)

Рычаг селектора высокой/низкой скорости (2)

  • ⇑ 2 Высокая скорость
  • ● N (Нейтраль)
  • ⇓ 1 Низкая скорость

ПРИМЕЧАНИЕ
Если используется опционный рычаг с иным алгоритмом управления, перед началом работы ознакомьтесь со схемой переключения, расположенной на рукоятке рычага.

Комбинированный переключатель (выключатель освещения/сигналов поворота)

В этом переключателе объединены выключатель освещения и переключатель сигналов поворота.

Выключатель освещения

При повороте выключателя в то или иное положение относительно стрелок осветительные приборы включаются и выключаются следующим образом:

№ рисунка
ФараПодсветка, габаритные фонари
1ВыклВыкл
2ВыклВкл
3ВклВкл

Выключатель сигналов поворота

  • Левый поворот (L) : Подайте рычаг вперед
  • Правый поворот (R) : Потяните рычаг назад

При повороте рулевого колеса назад эта рукоятка автоматически возвращается в нейтральное положение.

Рукоятка стояночного тормоза

Эта рукоятка служит для управления стояночным тормозом. Стояночный тормоз срабатывает при оттягивании рукоятки до упора назад (затянутое положение). Чтобы отпустить стояночный тормоз, нажмите и удерживайте нажатой кнопку в верхней части рукоятки и верните рукоятку в исходное положение (Освободить).
КОММЕНТАРИИ
Если стояночный тормоз не затянут, включается предупреждающий зуммер.

Педаль акселлератора

Служит для управления скоростью погрузчика. Скорость погрузчика увеличивается сообразно степени нажатия на педаль.

Педаль тормоза

Эта педаль служит для остановки или снижения скорости погрузчика.

Педаль сцепления (МКП)

Применяется при использовании селекторов переднего/заднего хода или рычага переключения передач (высокая/низкая скорость).
Педаль следует полностью выжимать перед тем как изменить положение селекторов направления или скорости хода, после переключения рычага педаль следует плавно отпустить.

Педаль медленного хода (АКП)

Служит для управления скоростью погрузчика при движении на пониженной передаче, например, при работе с грузом. Легкое нажимание на педаль приводит к частичному размыканию сцепления, благодаря чему погрузчик может двигаться на очень низкой скорости. Дальнейшее нажатие на педаль приводит к включению тормоза. Нажимание на педаль до упора приводит к полному размыканию сцепления.

Рукоятка управления подъемом

Эта рукоятка служит для подъема или опускания вил.
Поднять : Потяните рукоятку назад.
Опустить :Сдвиньте рукоятку вперед.

Рукоятка управления наклоном мачты

Эта рукоятка служит для наклона мачты вперед или назад.

Наклонить вперед: Сдвиньте рукоятку вперед.
Наклонить назад : Потяните рукоятку назад.

Рулевое колесо и ручка рулевого колеса

  • Рулевое колесо служит для поворота погрузчика вправо или влево.
  • Для удобства управления возьмитесь за ручку рулевого колеса левой рукой.

Рукоятка замка рулевого колеса с регулируемым наклоном

• При помощи этой рукоятки оператор может регулировать наклон рулевого колеса (вверх/вниз).
• Оттянув эту рукоятку вверх, оператор может регулировать наклон рулевого колеса. При сдвиге рукоятки вниз рулевое колесо запирается с требуемым наклоном.

Из чего состоит механизм управления вилочным погрузчиком? Педали, рычаги на примере

Управление вилочным погрузчиком производится с помощью рычагов и педалей, а также подрулевых переключателей. Рассмотрим на примере вилочного погрузчика с механической коробкой передач (МКПП) и автоматической коробкой передач (АКПП).

Рычаги управления погрузчиком

Эту главу мы разделим на три основных раздела, в которых будет рассказано о механизмах, отвечающих за перемещение и остановку вилочного погрузчика, рычаги управления основными рабочими органами и педали автопогрузчика.

1. Рычаги, отвечающие за передвижение и управление погрузчиком

РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ И РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ (для погрузчиков с МКПП)

Погрузчик имеет два рычага переключения, вмонтированные в пол (направление вперед/назад и скорости: 2 передачи при движении вперед и назад, соответственно). Если рычаг переключения направления движения ставится в положение заднего хода «R», загораются фары заднего хода и звучит звуковой сигнал.

Перед тем, как переключить скорости или направление движения, полностью нажмите педаль сцепления. Кроме того, полностью остановите погрузчик, прежде чем переключить направление движения вперед-назад и наоборот.

РЫЧАГ ПЕРЕКЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ (для погрузчиков с АКПП)

Полностью нажмите педаль тормоза, прежде чем начать работу рычагом переключения передач.

Погрузчик начнет медленно двигаться или ползти, когда освобождается педаль тормоза и рычаг переключения передач находится в любом положении, кроме нейтрального.

Не отпускайте педаль тормоза до тех пор, пока вы не будите готовы передвигаться.

Погрузчик имеет один рычаг переключения на рулевой колонке (1 передняя и 1 задняя передача).

Если рычаг переключения передач ставится в положение заднего хода «R», загораются фары заднего хода и звучит звуковой сигнал.

Полностью остановите погрузчик, прежде чем переключить направление движения вперед-назад и наоборот.

Рычаг переключения направления движения (МКПП) и рычаг переключения передачи он же подрулевой переключатель хода (АКПП) имеют нейтральное положение. Перед запуском двигателя, поставьте рычаги в нейтральное положение. Автопогрузчики на АКПП и на МКПП не запустятся, если рычаги переключения направления не будут находиться в нейтральном положении.

РЫЧАГ НАКЛОНА РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ

Перед началом рабочего дня или смены соответствующим образом отрегулируйте рычаг наклона рулевой колонки.

После регулировки переведите рычаг в положение «А», чтобы зафиксировать рулевую колонку. Не пытайтесь выполнить регулировки во время работы.

Отрегулируйте угол наклона рулевой колонки так, как удобно водителю.

Поверните рычаг в положение «В» и правильно отрегулируйте угол колонки, затем переведите рычаг в положение «А» и зафиксируйте рулевую колонку.

РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА

Во время парковки на склоне заблокируйте колеса.

Потяните за рычаг назад, чтобы заблокировать два передних колеса. Рычаг блокируется в этом положении. Чтобы снять погрузчик со стояночного тормоза, нажмите расположенную в верхней части рычага кнопку фиксации и, удерживая её нажатой, переведите рычаг вперед.

2. Рычаги управления стрелой и рабочими органами.

РЫЧАГ ПОДЪЕМА КАРЕТКИ

Сядьте на сидение водителя и, прежде чем начать работу рычагом подъема, убедитесь в том, что рядом с погрузчиком нет людей.

Потяните рычаг назад, чтобы поднять вилы, и надавите на рычаг вперед, чтобы их опустить. Скорость подъёма вил можно контролировать при помощи угла наклона рычага и нажатия педали акселератора или числа оборотов двигателя. Заметьте, что скорость опускания вил можно контролировать только при помощи угла наклона рычага. Число оборотов ДВС не влияет на скорость опускания вил.

Сядьте в кресло водителя и проверьте, чтобы вокруг погрузчика не находились люди, прежде чем начать работу рычагом подъема

Потяните рычаг наклона назад, чтобы наклонить мачту назад, и нажмите его вперед, чтобы наклонить мачту вперед.

Скорость наклона мачты можно так же регулировать с помощью угла наклона этого рычага и нажатием педали газа.

Когда двигатель не работает, мачту нельзя наклонить вперед, даже если надавить на рычаг наклона, так как срабатывает механизм блокировки наклона, установленный в контрольном клапане.

Заметьте, что вилы опускаются, если надавить на рычаг подъема, даже если двигатель не работает.

3. Педали погрузчика вилочного

Основные различия в назначении педалей на автопогрузчике в применении педали сцепления, для погрузчиков с МКПП эта педаль используется по прямому назначению, а в погрузчиках с коробкой автомат – для передвижения очень медленным ходом.

Погрузчик имеет три элемента ножного управления: сцепление (или педаль медленного передвижения)

ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ ДЛЯ МКПП

Включает и отключает коробку передач от двигателя. Сцепление расцепляется нажатием этой педали и снова включается, когда педаль отпускается

Не передвигайтесь на погрузчике с не полностью выключенным сцеплением

ПЕДАЛЬ МЕДЛЕННОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ДЛЯ АКПП

Не нажимайте педаль медленного передвижения для снижения скорости движения во время движения вверх или вниз по склону; в этом случае сцепление расцепляется, что делает торможение двигателем невозможным.

Используйте данную педаль для медленного передвижения погрузчика во время работы погрузочного механизма на большой скорости.

Если слегка нажимается педаль, давление гидравлического сцепления падает (сцепление неполное).

Если педаль нажимается полностью, сцепление полностью расцепляется и срабатывает тормоз.

Для получения более подробной информации обратитесь к руководству по эксплуатации погрузчика.

Нажмите педаль тормоза, чтобы замедлить движение погрузчика. Если нажимается эта педаль, загораются тормозные сигналы.

Нажмите педаль газа, чтобы ускорить движение погрузчика. Если педаль ускорения отпускается, двигатель работает на холостых оборотах.

Для запуска двигателя в холодную погоду используйте воздушную заслонку с автоматическим или ручным управлением.

Вилочный погрузчик – машина полезная… если выполнять правила!

Вилочные погрузчики – непременная часть индустриального пейзажа многих современных предприятий и складских комплексов. Их широко применяют для обработки и транспортировки разнообразных грузов, а высокая производительность делает практически незаменимыми в работе с тяжелыми и габаритными изделиями, но здесь есть оборотная сторона. При обращении с этими машинами, как и с любой другой колесной автотехникой, требуется строго соблюдать целый ряд правил. Зачастую персонал, имеющий дело с погрузчиками, настолько привыкает к ним, что забывает об опасности, которой чреваты неправильная эксплуатация и техническое обслуживание или даже недостаточно внимательный осмотр машины перед началом работы. Если несчастные случаи происходят при участии вилочных погрузчиков, они, как правило, носят тяжелый характер из-за большой массы и мощности этих машин.

Работников предприятий следует знакомить с правилами безопасной работы с вилочными погрузчиками не только один раз, когда они приступают к работе, но регулярно. Занятия, на которых опытному оператору в очередной раз напомнят основные приемы безопасной работы, не менее важны, чем первый инструктаж новичка. Очень полезно обучить всех работников несложным приемам оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

Технический осмотр вилочного погрузчика

Хотя вилочные погрузчики и предназначены для тяжелых работ, при неправильном использовании их можно серьезно повредить. Вот почему важно внимательно и всесторонне проверить машину перед работой. Перед каждой сменой следует осмотреть погрузчик визуально, убедиться, что он очищен от грязи и вымыт, проверить общее состояние, работоспособность систем и механизмов. Если обнаружится что-либо, что может помешать нормальной работе машины, немедленно надо сообщить об этом руководителю или инспектору по охране труда.

Карта визуального технического осмотра. Прежде всего необходимо удостовериться в отсутствии:

  • препятствий и массивных предметов на полу в пределах рабочей зоны, которые могут стать возможной причиной аварии при наезде на них вилочного погрузчика;
  • опасных препятствий над машиной или предметов, свисающих с потолка или стен помещения;
  • препятствий или массивных предметов вблизи погрузчика, которые могут помешать выехать ему с места стоянки.

Далее следует убедиться, что:

  • на погрузчике есть полностью заряженный и работоспособный огнетушитель;
  • количество топлива в баке (для бензиновых, дизельных погрузчиков и машин на сжиженном газе), уровни масла в двигателе и жидкости в системе охлаждения находятся в пределах нормы;
  • аккумуляторные батареи полностью заряжены и надежно закреплены на погрузчике, уровень электролита в банках аккумулятора соответствует норме, а вентиляционные отверстия пробок аккумуляторных банок не засорены;
  • проложенные снаружи электрические провода полностью защищены специальной оболочкой;
  • клеммы проводов, присоединенных к аккумуляторной батарее, прочно закреплены, исправны и не загрязнены;
  • в наличии все болты, гайки, защитные решетки, цепи и крепления шлангов гидросистемы и что они исправны и надежно закреплены;
  • колесные диски и шины не изношены и не повреждены;
  • давление в пневматических шинах соответствует норме;
  • вилы не погнуты и не имеют трещин;
  • стопорные приспособления находятся в хорошем рабочем состоянии;
  • зубья звездочек подъемных цепей не поломаны и не изношены;
  • опорные штифты цепи не изношены, не погнуты и крепление их не ослабло;
  • под машиной нет влажных или масляных пятен, нигде не заметно капель, свидетельствующих об утечке масел и жидкостей;
  • гидравлические шланги надежно закреплены, не прослаблены, не замяты, не изношены и не трутся о соседние детали.

Карта проверки работоспособности узлов и систем перед началом смены. Следует убедиться, что:

  • звуковой сигнал работает, звук громкий и хорошо слышен, несмотря на окружающий шум или шум работающего двигателя, а прочие предупреждающие приборы погрузчика исправны;
  • педаль рабочего тормоза не “проваливается”, погрузчик останавливается плавно;
  • стояночный тормоз удерживает погрузчик на месте при легком нажатии на педаль акселератора;
  • тормозная система, срабатывающая при отсутствии оператора на рабочем месте, останавливает машину, как только оператор приподнимается с сиденья;
  • сцепление и механизм переключения передач работают удовлетворительно, переключение происходит плавно, без рывков;
  • все контрольные лампы, индикаторы и указатели панели приборов исправны;
  • рулевое управление работает легко и ровно;
  • грузоподъемный механизм работает плавно (его следует проверить, подняв вилы на максимальную высоту и затем полностью опустив их), вилы перемещаются без рывков и надежно удерживаются в заданном положении;
  • механизм наклона грузоподъемника работает удовлетворительно (его работу проверяют, полностью наклонив мачту вперед и назад);
  • после завершения указанных выше проверочных операций на гидроцилиндрах и шлангах отсутствуют следы утечки жидкости;
  • при работе машины не слышно никаких необычных звуков;
  • техническое обслуживание и ремонт погрузчика выполняли только квалифицированные специалисты.

Общие правила работы

Управлять вилочным погрузчиком и работать на нем разрешается только специально обученным операторам с достаточной квалификацией, которые способны в любой ситуации справиться с управлением машиной, умеют плавно останавливаться и начинать движение, поднимать грузы и наклонять мачту. Ниже приведены наиболее важные правила безопасной эксплуатации вилочных погрузчиков.

Движение. Во время движения запрещается высовывать из кабины погрузчика руки, ноги или голову. Вилы должны быть опущены как можно ниже, а мачта до отказа наклонена назад. Водитель обязан строго выполнять требования дорожных знаков и указателей, снижать скорость перед поворотом, предупреждать о своем движении звуковым сигналом, внимательно следить за тем, чтобы не зацепить при маневрировании кого-либо/ что-либо задней частью погрузчика или грузом. Надо стараться не тормозить резко. Если груз закрывает обзор, следует медленно двигаться задним ходом. Во время движения нужно внимательно следить за дорожной обстановкой, не отвлекаясь и не оглядываясь по сторонам. По возможности следует избегать движения по участкам трассы, где разлито масло или другие жидкости, рассыпан гравий, песок и иные сыпучие материалы, объезжать ямы и выбоины, люки.

Нельзя забывать о зонах, закрытых для обзора, особенно при движении с грузом: там могут оказаться люди. Если люди или самоходная техника пересекают траекторию движения вашего погрузчика, следует остановиться и пропустить их, при этом надо опустить вилы с грузом на пол и подождать, пока проезд не освободится.

Перемещение на подъемах и спусках. При движении на уклоне (не важно – вверх или вниз) погрузчик надо развернуть так, чтобы вилы были направлены вниз по уклону, если на них нет груза, или вверх по уклону, если на них лежит груз. Запрещается выполнять развороты на уклоне, можно разворачивать погрузчик только на горизонтальной площадке!

Работа рулевого управления. Масса груза должна приходиться на передние колеса погрузчика, направление его движения меняется поворотом задних колес. Нельзя резко поворачивать рулевое колесо, особенно при движении с высокой скоростью. Чем больше нагружен погрузчик, тем большее усилие приходится прикладывать к рулевому колесу, и в результате управление машиной затрудняется. Не следует нагружать погрузчик свыше допустимого. Надо помнить, что увеличение массы противовеса не поможет улучшить качество работы рулевого управления.

Установка грузов. Важно знать предельную грузоподъемность вилочного погрузчика (она указана на заводской табличке) и величину допустимой нагрузки на вилы. Категорически запрещается превышать эти величины. Груз должен быть размещен таким образом, чтобы его центр тяжести находился вблизи места, рекомендованного в паспорте машины. Не допускается утяжелять противовес машины для того, чтобы компенсировать превышение грузоподъемности. Следует располагать груз как можно ближе к передним колесам в целях сохранения устойчивости машины. Работая на погрузчике или вблизи него, соблюдайте осторожность, будьте внимательны и не отвлекайтесь. О любых столкновениях, повреждениях и опасной ситуации докладывайте руководителю или инспектору по охране труда.

Подъем и перемещение паллет. Запрещается поднимать и опускать вилы с грузом до тех пор, пока погрузчик не будет остановлен и поставлен на тормоз. Не следует поднимать груз выше мачты, если существует вероятность того, что он целиком или частично может соскользнуть и упасть вниз. Прежде чем поднимать груз, надо убедиться, что над погрузчиком достаточно места для нормальной работы. Груз всегда должен находиться на безопасном расстоянии от натянутых сверху электрических проводов, если они есть. Его следует поднимать вертикально вверх, а затем немного наклонить мачту назад. Надо внимательно следить, чтобы груз не задел находящиеся рядом грузы или иные предметы и препятствия. Поставив груз на место, нельзя давать задний ход до тех пор, пока не убедитесь, что вилы полностью свободны.

Когда груз поднят, устойчивость погрузчика снижается, и в этом случае оператору запрещено покидать рабочее место. Не допускается, чтобы люди стояли или проходили под поднятыми вилами, даже если на них ничего нет. Перед тем как завести вилы в паллету, надо убедиться, что они расположены ровно и опущены достаточно низко; мачта при этом должна располагаться вертикально, а вилы войти под груз на всю длину. Расстояние между вилами должно быть достаточным для того, чтобы обеспечивалось равномерное распределение массы груза.

Не рекомендуется, находясь на погрузчике, перемещать, поправлять или выравнивать груз или какую-либо его часть, регулировать узлы машины или расположенное поблизости оборудование. Запрещается использовать поднятую на вилах погрузчика паллету в качестве импровизированной рабочей платформы для подъема людей.

Стоянка. Оставлять погрузчик можно только в предназначенном для стоянки месте. Если машину оставляют без присмотра, надо включить стояночный тормоз, опустить вилы или груз на пол, установить в нейтральное положение органы управления и выключить зажигание, а кроме этого отсоединить аккумуляторную батарею или перекрыть подачу газа, если погрузчик работает на газовом топливе.

Погрузка-разгрузка кузовных грузовиков, полуприцепов и железнодорожных вагонов

Подготовка транспортного средства к погрузке-разгрузке. Включите стояночный тормоз транспортного средства, подложите под колеса тормозные башмаки. Если полуприцеп не присоединен к тягачу, установите под него стационарные опоры, чтобы полуприцеп не перевернулся. Установите предупредительные таблички, запрещающие заводить транспортное средство и начинать движение. Убедитесь, что высота входного проема грузового отсека не менее чем на 5 см превышает габаритную высоту погрузчика, а пол грузового отсека способен выдержать вес вилочного погрузчика с грузом. Убедитесь, что в грузовом отсеке нет мусора, посторонних предметов или иных препятствий для погрузчика, нет отверстий в полу и освещение достаточно для работы. Скользкие места пола покройте нескользящим материалом. Убедитесь, что на погрузочной эстакаде и на пандусе нет предметов, которые помешают движению погрузчика, нет скользких масляных или влажных пятен.

Погрузка-разгрузка транспортных средств. Во время работы надо следить, чтобы погрузчик находился на безопасном расстоянии от края эстакады, железнодорожного полувагона и пандуса.

Кромки эстакады и пандусов должны быть ярко окрашены и отчетливо видны. Не допускается буксировать или толкать железнодорожные вагоны или грузовые тележки вилочным погрузчиком. Запрещено работать на погрузчике продолжительное время внутри грузовых отсеков транспортных средств, если в помещении не организована достаточная вентиляция. Следует убедиться, что пандус надежно закреплен и способен выдержать вес погрузчика с грузом (грузоподъемность пандуса должна быть четко обозначена). Въезжать и съезжать с пандуса на платформу надо с особой осторожностью. Следите, чтобы колеса погрузчика не буксовали. Железнодорожные рельсы следует пересекать по диагонали. Перед тем как въехать на погрузчике в вагон, положено убедиться, что включен ручной тормоз вагона и колесные тормоза, а под его колеса подложены тормозные башмаки. Запрещается оставлять на стоянке погрузчик на расстоянии менее 3 м от железнодорожных рельсов. Запрещается открывать двери железнодорожного вагона, упирая в них вилы погрузчика.

Как поднимать вилочный погрузчик на грузовом лифте

Запрещается въезжать на погрузчике в грузовой лифт, если он не предназначен для подъема транспортных средств. В иных случаях сначала необходимо убедиться, что суммарный вес погрузчика и груза не превышает грузоподъемности лифта. Въезжать в кабину лифта следует осторожно: сначала погрузчик останавливают на безопасном расстоянии от дверей лифта, затем медленно въезжают под прямым углом. В кабине лифта необходимо установить органы управления погрузчиком в нейтральное положение, выключить двигатель и включить тормоз.

Как управлять погрузчиком

Сегодня на складах и в производстве широко используется такая спецтехника как погрузчик. В связи с этим, очень часто у владельцев подобных машин возникают вопросы как управлять погрузчиком и как научиться водить погрузчик.

Если вас также интересуют подобного рода вопросы, предлагаем сегодня на них ответить и рассмотреть особенности управления данной техникой.

Как научиться водить погрузчик

На первый взгляд, езда на погрузчике не представляет особой сложности – нет переключений скоростей, две-три педали, несколько рычагов управления и руль. Однако, вопросов на тему как управлять погрузчиком изо дня в день становится все больше, значит все не так просто.

Чем же вызван такой интерес к этой спецтехнике? Во-первых, это расширение квалификации, которое позволяет водителям выполнять широкий спектр задач, что немаловажно при поиске работы и дальнейшего начисления заработной платы. Работодатель заинтересован в найме квалифицированного персонала, поэтому наличие удостоверения государственного образца, которое подтверждает определенные умения работника будут существенным плюсом.

Во-вторых, как было выше отмечено, сегодня техника такого рода используется повсеместно, следовательно и специалистов, умеющих ею управлять также должно быть много.

Конечно, как и в случае с любым другим транспортным средством, прежде чем сесть за руль, необходимо пройти обучение и получить свидетельство.

Как правило, в ходе обучения будущие водители погрузочной техники узнают о правилах погрузки и выгрузки материалов, управления и маневрирования. Немаловажным моментом является рассмотрение строения двигателя машины и ее составных частей . В обязательном порядке разбираются основы функционирования техники, устройство ходовой части, электрической и гидравлической систем. Помимо этого, обучающиеся узнают о том, какие бывают виды и типы погрузчиков, какое существует навесное оборудование.

Как управлять погрузчиком

После того, как соответствующие знания получены в автошколе, для первоклассного вождения нужны постоянные тренировки, дающие в результате необходимый опыт, который и позволит вам маневрировать среди складских стеллажей не роняя грузы ровно выстраивая их на полках. Прежде чем приступить к работе, попрактикуйтесь на свободной от грузов площадке – поднимите и переместите пустые поддоны (или другой груз). Испытайте комбинации рычагов и кнопок, при помощи которых происходит перемещение грузов.

Потренируйтесь в плавности движений – остановки и ход рывками могут привести к тому, что груз упадет. Также нельзя делать резкие развороты. Конечно, с первого раза привыкнуть к управлению не так легко, как хотелось бы, однако со временем это станет возможным.

После того как освоитесь и привыкните к габаритам машины, можно приступать к выполнению своих обязанностей.

Для управления данной спецтехникой придерживайтесь таких правил:

перед началом работы, каждый день возьмите себе за правило проверять транспортное средство на наличие разного рода неисправностей или повреждений, которые могут сказаться на качестве его работы. Регулярно проверяйте состояние шин и гидравлических механизмов;

при обнаружении в технике каких-либо неисправностей, сразу сообщайте об этом руководству. Использовать неисправную машину запрещено правилами безопасности;

использовать погрузочную технику для перевозки пассажиров – запрещено;

соблюдайте нормы и рекомендации пользования техникой. Мало того, что это продлит срок ее эксплуатации, так еще и управление будет максимально комфортным;

на автомобиле обязан присутствовать звуковой сигнал, которой необходимо использовать в случае, когда пешеход или водитель другого транспортного средства не смог вовремя вас заметить;

при работе на вилочной погрузчике, необходимо располагать вилы таким образом, чтобы они находились как можно дальше под грузом.

перевозка груза должна происходить таким образом, чтобы он был максимально прижат к задним упорам, с вертикальной рамой, наклоненной назад;

необходимо использовать правильное расстояние между клыками, для того, чтобы груз который на них находится, был надежно зафиксирован;

не стоит осуществлять перевозку или складирование грузов, которые некачественно сложены;

при перевозке груза, по возможности удерживайте его как можно ниже к земле;

если из-за габаритов груза нарушается видимость, используйте задний ход;

перемещаться, выставив за пределы транспортного средства руки, ноги, голову – запрещено по технике безопасности;

необходимо снизить скорость, если впереди вас ждут узкие проходы или препятствия;

помните о том, что под вилами погрузчика нельзя находиться, даже если автомобиль не работает;

парковать спецавтомобиль необходимо с рычагами управления в нейтральном положении, на тормозе. При это вилы должны быть опущены и двигатель выключен.

Конечно, такой вопрос как научиться управлять погрузчиком невозможно полностью разобрать в одной статье. Однако, некоторое представление о том, как научиться водить погрузчик, будем надеяться, вы смогли получить.

Читайте также:  Для чего нужен и как работает электропневмоклапан?
Ссылка на основную публикацию