Особенности и разновидности акустических стоек

Стойки для колонок: разновидности, выбор и изготовление своими руками

Акустическая система позволяет получать высококачественное звучание, но, чтобы полностью раскрыть ее потенциал и избежать дисбаланса при воспроизведении звука, необходимо дополнительно устанавливать специальные стойки. Они позволят расположить не только все элементы системы на определенной высоте, но и устранить вибрацию от корпуса, делая звучание более объемным, ярким и чистым. Данные приспособления можно как приобрести в готовом виде, так и изготовить самостоятельно из подручных материалов.

Особенности

Стойка для колонки представляет собой особую жесткую и надежную конструкцию, которая выступает в роли опоры для составляющих элементов акустической системы. Она обладает низкой частотой собственного резонанса и изготавливается из различных материалов, чаще всего это акрил, стекло, МДФ, металл и дерево.

Главной особенностью стоек под акустику является то, что их выпускают полыми. Это делают для того, чтобы в дальнейшем полость можно было заполнить дробью или песком, что позволит получить абсолютно инертную подставку.

Кроме этого, в верхних и нижних плитах устанавливают резиновые прокладки или металлические шипы, что способствует качественной виброразвязке, кабель-канал для удобства делают скрытым.

На сегодняшний день рынок представлен огромным ассортиментом аксессуаров для акустических систем, среди которых особым спросом пользуются стойки для колонок. Они могут отличаться между собой не только материалом изготовления, конструкцией, но и размерами, местом установки (напольные, подвесные).

Красиво смотрится в современном дизайне подставка из дерева, которую устанавливают на пол. Интересными считаются и модели, изготовленные из комбинации нескольких материалов. Что же касается габаритов, то стойки выпускают как для мелких, средних акустических систем (их высота составляет до 80 см), так и для крупных колонок высотой от 20 до 60 см.

По материалу изготовления

Поскольку стойки для колонок являются вертикальной опорой (основанием-опорой), то их изготовляют из самых различных материалов. Например, чаще всего в продаже можно встретить модели, у которых стойка выполнена из металла и дополнена стеклянной полочкой. Качество изделия определяется эксплуатационными характеристиками материала, из которого она изготовлена.

  • Металл. Обладает солидным внешним видом и высокой прочностью. Данный материал считается самым популярным, поэтому его часто выбирают производители для создания стоек.

  • Дерево. Представляет собой качественный материал, который надежно служит долгий срок, но стоит дорого. Альтернативой натуральному дереву выступает МДФ, который представляет собой древесно-волокнистую плиту средней плотности.

Подставки из дерева и МДФ способны сглаживать отдельные частоты, обеспечивая «слитное» и ровное звучание.

  • Металл и дерево. Такая комбинация может быть представлена в разных вариациях: в одних моделях делают стойку из металла, а основу – из дерева, а другие выпускают одновременно в двух версиях (металлической и деревянной).
  • Стекло и металл. В подобных стойках обычно основание изготавливают из стекла, а опору – из металла. При этом стекло используют только закаленное, так как оно способно выдерживать значительные нагрузки.

Такие модели относят к премиум-классу, они отличаются эстетичным видом и достойными акустическими характеристиками.

  • Пластик. Данный материал, как правило, выбирают для изготовления напольных стоек, поскольку он непригоден для настенных креплений. Пластик не является прочным материалом, поэтому его обычно дополняют для обеспечения надежности металлическими деталями.

Кроме этого, стойки для колонок могут отличаться не только материалом изготовления корпуса, но и наполнителем. Дорогие модели дополняют всевозможными гелями и порошками, бюджетные не имеют такового.

По высоте

Чтобы во время прослушивания динамическая головка находилась выше уровня ушей, колонки необходимо размещать на стойках определенной высоты. Для монтажа акустического центра в домашнем кинотеатре отлично подходят варианты с рассматриваемым параметром от 20 до 60 см, их располагают в комнате таким образом, чтобы колонки оказались на высоте, не превышающей 1/3 высоты помещения. Компактные же образцы нужно устанавливать на стойках от 60 до 80 см. Для тыльных же колонок рекомендуется приобретать модели высотой от 30 до 50 см.

По дизайну

Покупая ту или иную модель подставок под колонки, важно учитывать не только ее эксплуатационные характеристики, но и внешний вид, так как изделие должно гармонично вписываться в общий интерьер комнаты. Самыми универсальными считаются изделия черного цвета, поскольку они прекрасно смотрятся в любом стилевом направлении.

Огромной популярностью также пользуются модели, у которых декоративная отделка выполнена из натурального дерева, искусственного камня и цветного стекла, при этом часто можно встретить на таких стойках элементы резьбы и ковки.

Для гостиных, оформленных в современном стиле, хорошим выбором считаются стойки необычных форм из полированного алюминия, их устанавливают на подставке из лабрадорида. Для ценителей классики производители выпускают изделия правильных геометрических форм из разных пород дерева, их дополнительно покрывают специальным лаком.

Критерии выбора

Отправляясь за покупкой стоек для акустической системы, важно учесть много нюансов, так как от правильности выбора будет зависеть продолжительность их эксплуатации.

  • Вариант отделки. На сегодняшний день производители предлагают различные модели стоек из ПВХ, которые украшены привлекательными рисунками и узорами. Если рассматривать изделия по качеству, то лучше всего отдавать предпочтение вариантам, изготовленным из ценных пород дерева и покрытых лаком или морилкой. Не менее шикарно будут смотреться в интерьере помещений и стойки из акрила, стекла или пластика, они стоят дешевле, но не обладают высокой прочностью.

  • Тип конструкции. Для установки тыловых и фронтальных колонок подойдут обычные стойки, для центральной полочной – нужно отдельно покупать специальную подставку. Она отличается от стандартных моделей вытянутой шириной и комплектуется широкой платформой.

  • Место установки. Если планируется выполнять монтаж акустической системы на стены, то нужно выбирать стойки с настенным креплением. Их выпускают в комплекте с винтами и зажимами, иногда встречаются также и кронштейны.

Для просторных помещений можно приобретать напольные стойки, они занимают больше места, но выглядят шикарно, выступая одним из элементов декора в интерьере.

  • Назначение. Для использования акустической системы в ресторанах, кафе, небольших залах и дома хорошо подходят домашние модели. Они рассчитаны на легкие и малогабаритные колонки. Для профессиональной же акустики, которая применяется на концертах, требуются подставки, способные выдерживать колонки большого веса и размеров.

  • Наличие акустических шипов. Благодаря таким элементам площадь контакта основания с полом уменьшается, так как они выступают «ножками». Модели, оснащенные шипами, обеспечивают качественное звучание, поскольку вибрации, передаваемые на пол через стойку, снижаются.

  • Наличие регулировки. Очень важно, чтобы в стойке было предусмотрено изменение угла поворота колонки, при этом подставка должна оставаться в стандартном положении. Как правило, подобной регулировкой дополняют настенные модели. Немаловажной считается и регулировка стоек по высоте.

  • Укладка проводов. Желательно выбирать модели, у которых имеется возможность скрывать провода. В их конструкции имеется специальная выемка. Благодаря этому акустика смотрится аккуратно и снижается риск травмирования (провода можно задеть и упасть).

  • Максимальная нагрузка. Стойка должна надежно выдерживать вес колонки, поэтому данный параметр важно учитывать в том случае, когда подставка покупается отдельно от акустики и она не предназначена для конкретной модели.

Самостоятельно повышать нагрузку нельзя, так как стойка в этом случае может в любой момент сломаться.

  • Вес. Производители указывают этот параметр на коробках к изделиям. Прописывается общий вес стойки и каждого предмета отдельно. Не стоит выбирать слишком тяжелые конструкции, считая, что их большой вес поможет снизить посторонние вибрации. Сейчас многие модели выпускаются с облегченными корпусами.

Как сделать своими руками?

Стойки под колонки можно купить в готовом виде, но намного дешевле обойдется их изготовить своими руками, при этом самодельные конструкции ничем не будут уступать по качеству и оригинально впишутся в любой дизайн помещения.

Перед тем как смастерить подставку под акустику понадобится подготовить следующие материалы и инструменты:

  • лист из массива дерева или ДСП (понадобится распилить 4 детали);
  • опора из нержавейки (можно изготовить из трубы диаметром 60 мм);
  • крепления;
  • краска в баллончике;
  • отвертка (электрический шуруповерт);
  • сверло по дереву.

После этого готовится эскиз на бумаге и схема размещения акустики в помещении. Трубу нужно распилить по размерам. Если был куплен комплект с пластиковыми заглушками, то их обязательно вытаскивают. Это нужно для выполнения последующего крепления. Трубка насаживается на специальную стойку и фиксируется винтом. Затем следует распилить лист дерева на 4 части, две из которых будут покрупнее, поскольку выступят основанием, а две – поменьше (они послужат в роли полок).

Размер полок подбирается в соответствии с сечением колонок, не учитывая ту их часть, которая слегка выступает вперед. Таким образом ножки и колонки получат целостный вид.

Следующим этапом станет обработка всех деталей. Поскольку стойки делаются из натурального дерева, то лучше всего выбирать для покрытия материала матовую черную краску (при покраске баллончиком нужно выполнить нанесение краски в три слоя). Она идеально повторит текстуру массива. Можно также применить смелеющую пленку любого цвета.

Если стойки собираются из ДСП, то его рекомендуется покрыть лаком или морилкой, после чего придется подождать высыхания поверхности не менее двух часов.

Затем необходимо прикрепить к полученным полочкам и основаниям фланцы, используя саморезы. Для этого предварительно следует просверлить отверстия диаметром от 1,5 до 2 мм. Крепления фундаментальных деталей осуществляются с небольшим смещением назад (не ровно посередине). Останется вставить в ножки крепления, все зафиксировать и проверить соединения на ровность.

После этого нужно прикрепить фетровые накладки к основаниям, их обычно клеят на ножки стульев и столов, чтобы не царапать напольное покрытие. Для стоек же такие накладки нужны, чтобы предотвратить передачу звуковых частот на пол. При желании фетровые накладки можно заменить на специальные ножки-шипы.

Кроме этого, стойки для колонок можно изготовить из толстой нержавеющей стали, из которой можно собрать прямоугольную колонну. Передняя панель будет шире – это нужно для закрепления сварных швов. Размер площадки составит 30*30 см, а толщина – 10 мм. Отдельно в пластине понадобится высверлить отверстия для засыпки дроби или прокаленного песка.

В следующем видео вы узнаете, как сделать стойку под акустику своими руками.


Типы акустических систем.

Основные разновидности акустического оформления колонок.
Акустика открытого, закрытого и изобарического типов, а также вариантов
оформления: с лабиринтом, фазоинвертором, пассивным излучателем и т. д.

Акустические системы (колонки) – это последнее звено аудиосистемы, воспроизводящее звук путём преобразования электрического сигнала, поступающего с выхода УМЗЧ, в механические колебания излучателей, а следом и в звуковые колебания воздуха, воспринимаемые органами нашего слуха, а при высокой мощности – и остальными частями тела.
Как ни крути, а акустическая система – это ящик, собранный из механически прочного материала с вмонтированными в него динамиками. Ящик может быть выполнен в соответствии с одной из многочисленных конструкций, определяющих тип акустического оформления системы.

Рассмотрим основные разновидности этих конструкций:

1. Акустические системы открытого типа.

Качалось бы, что может быть проще, чем отбросить от ящика заднюю стенку, либо вообще – выкинуть к едреней фене все стенки, а динамики смонтировать на простом деревянном щите?
Именно из этой простой идеи, собственно говоря, и зародились первые акустические системы, называемые системами открытого типа.
Несмотря на кажущуюся архаичность решения, подобные колонки выпускаются как промышленно, так и делаются на коленках адептов качественного аудиофильского звука.
Объясняется такой интерес полным отсутствием какой-либо компрессии с тыловой стороны диффузоров динамиков. Результат – крайне открытое и воздушное звучание акустики и реальное удовольствие при прослушивании практически любых музыкальных жанров, исключая современные танцевальные, где на первый план выходит не натуральность звучания, а необходимость наличия мощных компрессионных басов.

Помимо отсутствия жирных басов существенным недостатком открытой акустики является и крайне высокая цена промышленных изделий, и необходимость наличия большого помещения для правильной ориентации колонок по отношению к слушателю, а также возможности размещения их на изрядном расстоянии от стен.

Частным случаем открытых систем является акустика, построенная на электростатических излучателях, в которых вместо традиционных динамиков применяется натянутая во всю высоту акустической системы тончайшая плёнка из токопроводящего материала. За счёт малого веса излучателя подобные системы обладают рядом достоинств, основными из которых являются: повышенная детальность и звукопередачи, а также филигранная способность отрабатывать даже самые резкие динамические перепады. Недостатком опять-таки является некоторая недостача низких частот.
Падение звукового давления при снижении частоты ниже значения резонансной частоты подвижной системы АС открытого типа составляет 12 дБ/окт.

2. Акустические системы закрытого типа (закрытый ящик).

Рассчитать и “сколотить” полностью закрытый и герметичный ящик – дело также не сильно мудрёное и трудозатратное.
Как не странно, промышленный выпуск систем закрытого типа начался не только позже появления на свет акустики открытого типа, но также и позже распространения акустических систем с фазоинвертором на борту.
Произошло это событие сразу после начала выпуска усилителей достаточной мощности и динамиков с низкой упругостью подвеса.
Замкнутый объём воздуха внутри корпуса обладает некоторой упругостью, которая мешает свободному передвижению диффузора динамика и приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы, что в свою очередь резко ухудшает воспроизведения частот ниже данного (резонансного) порога.

Лечится это либо увеличением внутреннего объёма изделия, либо повышением массы диффузора (для уменьшения частоты механического резонанса), что приводит к почти пропорциональному снижению чувствительности.
К неоспоримым достоинствам закрытой акустики можно отнести полное отсутствие каких-либо призвуков и фазовых огрехов, свойственных фазоинверторной акустике и акустическим лабиринтам. К недостаткам – либо довольно недетский размер колонок, либо отсутствие сверхглубоких басов при ограниченном объёме изделия.

Падение звукового давления данного типа АС при снижении частоты ниже значения резонансной частоты подвижной системы составляет 12 дБ/окт.

3. Панель акустического сопротивления.

Давно известная, но изрядно подзабытая панель акустического сопротивления (ПАС) несёт в себе достоинства как открытых, так и закрытых акустических систем, сочетая естественность звучания (без фазовых и переходных искажений) с простотой исполнения.
Панель представляет собой множество отверстий 5. 20 мм в диаметре на задней стенке корпуса громкоговорителя.
Суммарная площадь отверстий – около 60. 80% от эффективной площади диффузора НЧ динамика.

Поверх отверстий туго натягивается и приклеивается хлопчатобумажная (либо какая-либо ещё) ткань в один или два слоя.
Недостатком ПАС является спад звукового давления в области низких частот. Однако он не так велик, как у акустической системы закрытого типа и легко устраняется незначительным повышением мощностей усилителя и НЧ головки.
К сожалению, не существует чёткой теории по расчёту оптимальных параметров акустической системы с панелью ПАС, а в большинстве литературных источников говорится о необходимости экспериментального подбора всех параметров. Думаю, именно этот фактор обусловил в последнее время малое количество промышленных изделий с акустической панелью, оставив широкое поле для экспериментов пытливому радиолюбительскому сообществу.

Падение звукового давления АС при снижении частоты ниже значения резонансной частоты подвижной системы составляет 12 дБ/окт.

4. Акустические системы с фазоинвертором.

Фазоинвертор – это очередной способ обуздать избыток внутреннего давления внутри корпуса громкоговорителя и пустить его на благо увеличения отдачи на самых низких частотах.
По своей сути фазоинвертор – это труба, выведенная концом наружу и уходящая внутрь корпуса колонки.
Как и положено любой трубе, у неё есть собственная резонансная частота, зависящая от её геометрических размеров. Поэтому, когда динамик воспроизводит частоту на которую настроен фазоинвертор, объём воздуха в трубе резонирует, что приводит к весомому усилению воспроизведения этой частоты.
Естественным образом, для корректной работы подобной системы частоту резонанса трубы следует выбирать ниже резонансной частоты НЧ динамика в ящике.
Насколько ниже? В 1,5. 1,6 раза.

Труба фазоинвертора может выходить: на лицевую панель, на заднюю или боковую панели. Однако, в наиболее дорогих и качественных акустических системах она, как правило, расположена именно с тыльной стороны конструкции.

Несмотря на популярность данного типа изделий, фазоинверторная акустика всегда проигрывает как закрытому, так и открытому ящику с точки зрения динамических параметров (скорости отработки быстрых сигналов), а также фазовых характеристик, обуславливающих детальность и чистоту звукопередачи.
Собственно говоря, плюс у фазоинверторных акустических систем всего один – повышенная отдача на низких частотах и возможность воспроизведения самых глубоких басов при относительной простоте и дешевизне конструкции.

Падение звукового давления данного типа АС при снижении частоты ниже значения резонансной частоты настройки фазоинвертора составляет 24 дБ/окт.

5. Акустические системы бандпасс или полосовой громкоговоритель.

Бандпасс или полосовой сабвуфер – это акустически нагруженное оформление, представляющее собой фазоинверторный ящик, разделённый внутри дополнительной стенкой (перегородкой) на две разные по объёму камеры.
Динамик размещается на перегородке между камерами, т.е. закопан внутри корпуса, что с одной стороны хорошо, так как исключает риск его повреждения, с другой – не являясь системой прямого излучения, АС имеет сложную зависимость параметров от взаимного влияния всех конструктивных элементов, что обуславливает повышенные требования к расчёту и тщательности изготовления акустики.
Акустические системы бандпасс не являются системами прямого излучения. В зависимости от конструкции и количества фазоинверторов существует 3 вида бандпассов: 4-го порядка (см. рисунок слева), 6-го порядка тип-а (рисунок посередине), 6-го порядка тип-б (рисунок справа).
КПД и способность эффективно воспроизводить самые низкие частоты у бандпасса значительно выше, чем у классического фазоинвертора. Однако, такие досадные мелочи, как узкополосность и весьма посредственное качество воспроизведения ограничивают область применения данного типа акустического оформления главным образом сабвуферными устройствами, используемыми в автотранспортном хозяйстве.
А разрекламированная фишка о том, что байпас сам по себе является резонансным устройством высокого порядка и не нуждается в традиционных ФНЧ – носит весьма сомнительный характер и не заслуживает какого-либо серьёзного доверия.
С точки зрения КПД на низких частотах, бандпасс 4-го порядка является самым эффективным, однако при этом и самым узкополосным среди остальных видов подобных устройств.
Устройства 6-го порядка за счёт наличия двух фазоинверторов, настроенных на разные частоты, имеют более широкую полосу воспроизводимых частот, но, соответственно, и более низкий КПД.

6. Акустические системы с пассивным излучателем.

Системы с пассивным излучателем являются одной из разновидностей акустики фазоинверторного типа и призваны обеспечить глубокое воспроизведение низких частот без чрезмерного увеличения размеров изделия.
Смысл конструкции заключается в установке в закрытом ящике дополнительного низкочастотного динамика, у которого полностью отсутствует магнитная система. Т.е. он состоит только из диффузора, подвеса и рамы и, при этом – никуда не подключается.
Пассивный излучатель приводится в движение колебаниями воздуха внутри акустической системы, которые порождаются обратной стороной активных НЧ динамиков и, по сути, является аналогом резонансной системы, образованной трубой фазоинвертора.

Обычно пассивный излучатель выбирается из соображений величины собственной резонансной частоты – несколько меньшей, чем у активного динамика. Поэтому он должен иметь либо больший диаметр, либо большую массу своей подвижной системы.
Достоинствами пассивного излучателя являются глубокий бас вплоть до самых низких частот и отсутствие посторонних призвуков свойственных некоторым не слишком удачно выполненным фазоинверторным решениям.

7. Акустические системы с лабиринтом.

Воспроизводящие системы с акустическим лабиринтом можно встретить не так уж часто и только в изделиях довольно серьёзного ценового уровня. Причина проста и лежит на поверхности – сложность конструкции, а также её расчёта и настройки.
Хотя, на первый взгляд, всё кажется значительно проще, чем есть на самом деле. Звуковая волна, исходящая из тыльной части НЧ динамика, проходит через акустический лабиринт (волновод), протяжённостью в половину длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы, и выходит из него уже в одной фазе с волной, излучаемой лицевой поверхностью динамика.
Конструкция настраивается исходя из нижней границы частотного диапазона АС.
Для минимизации массогабаритов и стоимости изделия часто протяжённость лабиринта рассчитывается, не исходя из половины длины волны, а исходя из четверти.

Это несколько ухудшает свойства акустики, но всё же оставляет их предпочтительными по сравнению с фазоинверторными изделиями.
От фазоинвертора лабиринт отличается менее «резонансным» звучанием, кроме того, в данном случае динамик свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, т.к. его тыловое излучение встречает минимальное количество препятствий.
Всё это звучит весьма красиво, однако при малейших просчётах в разработке или изготовлении – в длинном и сложном по форме волноводе с большой вероятностью могут возникнуть стоячие волны со сложной структурой резонансов, что сведёт на нет все преимущества акустического лабиринта.

8. Рупорные акустические системы.

Наиболее востребованными рупорные системы стали в среде аудиофилов, находящихся в непрерывных поисках «божественного» звука.
Рупорное акустическое оформление чаще используется в комбинации с другими типами (чаще для оформления высокочастотных излучателей), однако, существуют и широкополосные, полностью рупорные конструкции.
В качестве аналога рупорной акустической системы рассмотрим боцмана, нарушающего тишину посредством жестяного рупорного матюгальника. Что тут можно заметить? При участии матюгальника была достигнута значительная громкость, повысившая КПД орущего, а также сформирована чёткая направленность его излучения.
К тому же, благодаря свойству рупора повышать сопротивление воздушной среды – достигается лучшее согласование этой среды с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика.

Итак, из плюсов рупорных акустических систем: высокая чувствительность и, соответственно, КПД, приличное музыкальное разрешение, направленные свойства.
Из минусов: конструктивная и технологическая сложность, своеобразное звучание, считающееся некоторыми аудиофилами достоинством, значительные размеры низкочастотных рупоров, ограничивающие целесообразность их использования концертными площадками и стадионами.

9. Акустические системы изобарического типа.

Акустическая система изобарического типа – ещё одна разновидность низкочастотного оформления, призванная обеспечить достойное воспроизведение басов в корпусе ограниченного объёма.
Конструктивно ящик изобарической акустики разделён герметичной перегородкой на две (не всегда равные) части, в каждую из которых установлено по одному НЧ динамику так, что между ними находится постоянный неизменный объём воздуха.
На оба динамика одновременно подаётся один и тот же сигнал. Другими словами – их можно включить параллельно, либо последовательно, либо подключить каждый из них к отдельному усилителю.

При подобном включении излучателей нагрузка на тыльную сторону диффузора внешнего динамика будет компенсироваться аналогичными колебаниями внешней стороны диффузора динамика внутреннего. Результат – удвоение (вернее – почти удвоение) мощности акустического излучения при неизменном объёме корпуса АС.
А если задуматься о том, что каждая одиночная головка в пределах допускаемых отклонений имеет свою, обусловленную технологией производства, неравномерность АЧХ, и частоты пиков и провалов на каждой из них не совпадают, то очевидно, что, благодаря взаимному демпфированию излучателей, суммарная АЧХ окажется значительно более гладкой.

10. Акустические системы со сдвоенными головками.

На самом деле, вся эта изобарика, описанная выше – не более чем красивое рекламное название давным-давно известного типа акустических систем со сдвоенными головками.
Причём изначально сдвоенные головки располагались на одной панели, диффузорами навстречу друг к другу и, помимо всех преимуществ акустики изобарического типа, имели ещё одно существенное достоинство – меньшие по сравнению с одиночным излучателем нелинейные искажения.
Нелинейные искажения уменьшаются из-за того, что при данном (встречном) соединении динамиков сдвоенная головка представляет собой сугубо симметричную электромеханическую систему.
По этой причине – сопротивление воздушной среды с её обеих сторон практически одинаково, различия гибкости подвеса при движении диффузора вперёд и назад отсутствует. Наконец, асимметрия распределения магнитной индукции в зазоре магнитной системы, отрицательно влияющая на уровень второй гармоники, в сдвоенной головке при встречном расположении не проявляется.

Естественным образом, подключать головки к усилителю следует противофазно.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод – данный тип акустики, с точки зрения качества звука, является более предпочтительным по отношению к системе изобарического типа.

11. Акустические системы смешанного типа.

Здесь всё просто как ситцевые трусы! Акустические системы смешанного типа – это АС, в которых для различных частотных поддиапазонов используются и разные типы акустического оформления.
Казалось бы, на этом можно поставить точку, однако есть ещё в природе изделия, которые вызывают изумление не только за счёт космических цен, но и в связи с неземным совершенством оных.
К числу таких относится обновлённая версия ВТОРЫХ (. ) сверху в иерархии акустических систем американской фирмы Nola – Concert Grand Reference Gold 2 (см. фото).
Приведу краткое описание колонок:
Традиционно для акустики фирмы ВЧ-СЧ секция выполнена в открытом оформлении.
Высокие частоты озвучивает ленточный излучатель длиной 12 дюймов, работающий от 1000 Гц, а на участке свыше 10000 Гц ему помогает небольшой ленточный супертвитер.

Аппаратные и акустические стойки Cold Ray: теория и практика лучших постановок, статья. Журнал “Stereo & V >Сохранить и прочитать потом —

О стойках Cold Ray я уже писал, но тогда мое знакомство получилось поверхностным и слишком общим. Сейчас же мне удалось поэкспериментировать с ними, проверить некоторые теории и услышать их вклад в звучание системы. О полученном опыте я и хотел рассказать. Но сначала краткая теория.

Краткая теория: зачем нужна аппаратная стойка

В своей практике я не раз сталкивался с аппаратными стойками — от простых «мебелеподобных», рассчитанных на бюджетные, скорее кинотеатральные системы (или вовсе не подходящих для подобного применения), до серьезных «аудиофильских» моделей, подчас с не очень логичными сложными конструкциями и ценой, сопоставимой с ценой приличных компонентов. Так или иначе, необходимо признать: стойка под аудиокомпоненты — это в меньшей степени мебель и в большей — сложная, многозадачная конструкция, которая должна отвечать определенными требованиям. Попробуем разложить эти требования по пунктам.

Стойка Cold Ray Single рассчитана на установку одного единственного компонента. В первую очередь такие конструкции используются для усилителей мощности

1. Необходимость выдерживать солидный вес. Производители специальной аудиомебели довольно часто дают данные с запасом для подстраховки —заявляют меньший лимит нагрузки, чем оказывается на практике. В свою очередь, в характеристиках обычной мебели об этом может быть не сказано ни слова, либо указаны недостоверные цифры. Помните, что простительно журнальному столику, недопустимо для аппаратной стойки — не хватало еще, чтобы конструкция сложилась вместе со всей установленной на ней техникой.

2. Обладать устойчивостью к внешним вибрациям и жесткой конструкцией. И здесь требования совсем не мебельные, особенно, если на верхней полке стоит проигрыватель виниловых пластинок. Встречаются аудиостойки необычной конструкции — с системой подвеса полок или магнитной развязкой верхней полки. Технически они интересные, однако на практике часто получаются дорогие и капризные системы с побочными эффектами.

Конструкция нижней ножки-опоры: массивное металлическое основание, задемпфированное селиконовыми вставками и массивный регулируемый конус из твердого сплава

3. Возможность регулировки по уровню — всей стойки и/или отдельных полок. Прежде всего это нужно для виниловых вертушек, особенно, если у модели не предусмотрено собственной регулировки ножек-опор.

4. Иметь несколько уровней развязки, когда не только стойка целиком развязана с полом, но развязаны отдельные полки. Если уж работает отдельная развязка под компоненты — будь то демпферы, шипы и т.п. — то почему бы схожим образом не работать и самой стойке? Здесь уже несколько сложнее оценивать эффекты, чем в случае с наглядной развязкой того же проигрывателя винила, однако влияние на звук может быть заметным даже в системе из недорогих компонентов. Какая-то техника чувствительна сама по себе, например, ламповые усилители, и в таких взаимодействиях много индивидуального, исключений из общей практики, что несколько запутывает картинку, однако взаимных влияний никак не отменяет.

Вариации на тему цвета. Черная отделка или орех — в обоих случаях использована шпонировка. Опорные конструкции могут быть черными или серебристыми

5. Удобная коммутация. И это не только предусмотренные пути для кабелей, но и возможность распределить провода таким образом, чтобы избежать взаимных наводок. Особо тщательно за этим следят аудиофилы, предпочитающие кабели без экрана.

6. Охлаждение техники. Как минимум не воспрепятствовать воздушным потокам. Понятно, что не все компоненты сильно греются, но если вовсе не обращать на это внимание — можно не заметить поломку из-за перегрева. Вдобавок комплектующие стареют быстрее, если работают на повышенных температурах.

Все шесть пунктов вместе могут оказать существенное влияние и на звук системы, и на безопасность ее эксплуатации. И конечно, снимается вопрос, почему стойки под аудиоаппаратуру отличаются от обычной мебели. Например, простенькому ресиверу не нужно те же условия, что и ламповому мощнику, но нет и необходимости создавать избыточную для этого уровня компонента обстановку. Все хорошо в меру.

Краткая теория: зачем нужна акустическая стойка

Необходимость развязки акустических систем и поверхности пола тоже никто не отменял. Однако еще одна важная задача стоек под полочники — расположить колонки на нужной высоте, зависимой от комнатных условий, точки прослушивания и габаритов самих колонок. Большинство полочников не очень-то рассчитаны на установку куда попало. Например, на рабочем столе без всяких вспомогательных конструкций допускается ставить некоторые модели профессиональных мониторов, но большинство Hi-Fi-моделей такой позиции не приемлет. И на табуретки их тоже не поставишь.

Варианты акустических стоек Cold Ray. Кроме отделок доступны и разные размеры, которые выбираются исходя из конкретики акустики, помещения и организации точки прослушивания

Полезной опцией станет регулировка по уровню, причем не только для устойчивости в случае неровного пола, но и для правильного позиционирования в пространстве.

Отмечу одно проблему, которую ни один производитель стоек не решает — устойчивость. Дети и домашние животные — вот первейшие враги полочной акустики. Иногда производители акустики выпускают специальные стойки, на которых колонка прочно закрепляется, в остальных случаях продумайте заранее, как обезопасить свою систему.

Стойки Cold Ray: просто и рационально

Приступим к практике и посмотрим на различные аппаратные и акустические стойки Cold Ray. Это очень практичная профессиональная мебель, никакой эзотерики и спорных элементов. Жесткие полки из инертного материала, не особенно склонного к резонансам. Используется МДФ (черная и белая отделки) или многослойная фанера (все остальные отделки). Полки определенно многократно мощнее, чем это формально необходимо. Силовые опоры выполнены из алюминия, они имеют большую площадь контакта, что означает жесткость и способность выдерживать существенные нагрузки. Массивные опорные шипы задемпфированы, есть возможность регулировки.

Все элементы говорят о рациональном техничном инженерном подходе. Габариты компонентных стоек достаточны для установки полноразмерных аппаратов, а на верхней полке легко встанет крупная вертушка, например, из тех, что комплектуются парой тонаром.

Модели в черном или белом цвете имеют специфическое матовое, бархатистое на ощупь покрытие

Выглядят стойки аккуратно. Дизайн скорее консервативный, но мне кажется, это и к лучшему — больше вариантов интерьеров, где стойки будут смотреться уместно. Как плюс — различные варианты отделки: опорные части могут быть черными или серебристыми, отделка полок — черный или белый ясень (обе с покрытием Soft Touch), шпон березы или ореха. Всего восемь комбинаций отделки.

Тестовая система: Cold Ray Single, Cold Ray Base и Cold Ray S

У меня была возможность поэкспериментировать с несколькими стойками Cold Ray. Базовая подставка Cold Ray Single, первое и основное предназначение которой — установка стерео или моноусилителя мощности. По сути, это одна полка-платформа на невысоких опорах, и эту конструкцию нельзя наращивать по высоте.

Следующий подопытный — классическая двухполочная аппаратная стойка Cold Ray Base (есть вариации с высотой ножки 225 и 235 мм), рассчитанная на пару компонентов. Конструкция может быть дополнена до нужного количества полок разными по высоте модулями. И последняя составляющая — пара стоек под полочную акустику Cold Ray S (существуют варианты S6 и S7 с длиной трубок 600 и 700 мм соответственно).

В качестве подопытных компонентов я выбрал неких среднестатистический набор из лампового интегрированного усилителя (напомню, что ламповая техника более чувствительная к внешним воздействия, а иногда проявляется и микрофонный эффект), обычного CD-проигрывателя, среднего класса проигрывателя виниловых пластинок с ММ-головкой и бюджетным ламповым фонокорректором. Также у меня было два комплекта полочной акустики ( две пары, возможно, избыточно, но мне хотелось сравнить эффект). Система была скоммутирована обычными проводами с хорошим экранированием, т.е. не склонными к наводкам. Такой набор техники волне может оказаться у многих дома.

Основание акустической стойки. Снизу — регулируемые опорные шипы

Из исходных данных — обычная комната, разве что с некоторой акустической обработкой. Пол — бетон с покрытием и ковролином. В качестве «контрольных точек» — просто снимаем технику на пол (вся техника, кроме вертушки, этого очень не любит), а колонки ставим на мебелеподобные предметы. В процессе я фиксировал услышанное, потом повторял эксперимент и пробовал найти разницу.

Обратите внимание, я делал все в обратном направлении: сначала собрал всю систему на стойках Cold Ray, настроил, проверил, внимательно послушал, выбрал наиболее подходящую акустику — звук получился цельным и красивым — а потом уже начал эту систему разбирать и тасовать.

Для чистоты эксперимента на всех этапах следил, чтобы в кабельном хозяйстве не возникло бардака, аппараты же и вовсе не выключал из сети — тот же ламповый усилитель повторным стартом мог бы изменить звучание по причинам никак не зависящим от стоек.

Пробы: на стойке, на полу, на тумбе, на табурете

Начинал с усилителя, пересадил его со стойки Cold Ray Single на обычную тумбу. Звук стал мягче, как будто спокойнее. Изменения заметны в верхних частотах: они стали проще, формальнее. Но основной и наглядный эффект — ухудшение локализации, некоторая размытость образов. На стойке усилитель строил сцену немного четче, ощущалась она масштабней и глубже.

После этого я переставил колонки со стоек Cold Ray S на примитивные подставки кустарного изготовления. Расстановка практически та же, сместились на пару сантиметров по высоте. Опять же, пропали высокие, сцена стала проще, середина стала выпирать и немного бубнить. Бас тоже огрубел, стал формальным. На динамичности звука, впрочем, перестановки не сказались, однако тембрально звук поменялся.

Вернул акустику на стойки — все как и было. Повторил процедуру несколько раз, чтобы убедиться в явном наличии эффекта.

Одна из вариаций экспериментальной системы

Следующий кандидат на переселение — CD-проигрыватель. Он стоял на нижней полке стойки Cold Ray Base, а я передвинул его на пол. Особых результатов не ждал, но кое-что все же отметил. ВЧ стали резче, а баса как бы немного меньше. По своему опыту скажу, что некоторые аппараты куда чувствительнее, как транспорты C.E.C, а попавшийся мне однажды один из топовых Esoteric вообще ни на что не реагировал.

Дальше занялся перемещением фонокорретора (как и проигрыватель, убрал его со стойки Cold Ray Base и положил на пол). Я не рассчитывал на какой-нибудь эффект, но сидящая внутри лампа все же проявила себя, нижняя середина начала бубнить, а высокие — повизгивать. Надо понимать, что в общем эффект выражен очень слабо, но если прислушаться — все же заметен.

Проигрыватели виниловых пластинок могут иметь очень разную конструкцию стола и опор, поэтому дорогой или бюджетный аппарат могут совершенно по разному воспринимать внешние воздействия, и цена совершенно не гарантия отсутствия капризов к установке

Последний кандидат в испытании — проигрыватель виниловых пластинок. По идее, бюджетная модель с бюджетной же головкой не должна быть сильно чувствительна к перемещениям из-за невысокой разрешающей способности. Со стойки Cold Ray Base я переместил вертушку на небольшой журнальный столик. Звук стал гулким, с густой нижней серединой. Видимо сказалась простота конструкции — оттого восприимчивость к внешним механическим воздействиям.

Лично для себя я отметил, что «эффект стойки» — вещь довольно ощутимая. Правильная установка на хорошие специализированные стойки помогает сохранить звук в его исходном состоянии, оберегая от искажений.

К сожалению, никакого точного рецепта по подбору стоек нет, и возить их на прослушивание к себе домой — это какая-то высшая степень аудиофильской дотошности или попросту перебор. Однако адекватно оценить значимость и подумать о возможной технической реализации имеет смысл. Этот эксперимент как минимум показал, что стойки — немаловажная часть системы. И здесь важен не только их дизайн, но и функционал, в результате которого мы получаем качественный звук.

Аппаратные и акустические стойки Cold Ray: теория и практика лучших постановок

О стойках Cold Ray я уже писал, но тогда мое знакомство получилось поверхностным и слишком общим. Сейчас же мне удалось поэкспериментировать с ними, проверить некоторые теории и услышать их вклад в звучание системы. О полученном опыте я и хотел рассказать. Но сначала краткая теория.

Краткая теория: зачем нужна аппаратная стойка

В своей практике я не раз сталкивался с аппаратными стойками — от простых «мебелеподобных», рассчитанных на бюджетные, скорее кинотеатральные системы (или вовсе не подходящих для подобного применения), до серьезных «аудиофильских» моделей, подчас с не очень логичными сложными конструкциями и ценой, сопоставимой с ценой приличных компонентов. Так или иначе, необходимо признать: стойка под аудиокомпоненты — это в меньшей степени мебель и в большей — сложная, многозадачная конструкция, которая должна отвечать определенным требованиям. Попробуем разложить эти требования по пунктам.

Стойка Cold Ray Single рассчитана на установку одного единственного компонента. В первую очередь такие конструкции используются для усилителей мощности

1. Необходимость выдерживать солидный вес. Производители специальной аудиомебели довольно часто дают данные с запасом для подстраховки —заявляют меньший лимит нагрузки, чем оказывается на практике. В свою очередь, в характеристиках обычной мебели об этом может быть не сказано ни слова, либо указаны недостоверные цифры. Помните, что простительно журнальному столику, недопустимо для аппаратной стойки — не хватало еще, чтобы конструкция сложилась вместе со всей установленной на ней техникой.

2. Обладать устойчивостью к внешним вибрациям и жесткой конструкцией. И здесь требования совсем не мебельные, особенно, если на верхней полке стоит проигрыватель виниловых пластинок. Встречаются аудиостойки необычной конструкции — с системой подвеса полок или магнитной развязкой верхней полки. Технически они интересные, однако на практике часто получаются дорогие и капризные системы с побочными эффектами.

Конструкция нижней ножки-опоры: массивное металлическое основание, задемпфированное силиконовыми вставками и массивный регулируемый конус из твердого сплава

3. Возможность регулировки по уровню — всей стойки и/или отдельных полок. Прежде всего это нужно для виниловых вертушек, особенно, если у модели не предусмотрено собственной регулировки ножек-опор.

4. Иметь несколько уровней развязки, когда не только стойка целиком развязана с полом, но развязаны отдельные полки. Если уж работает отдельная развязка под компоненты — будь то демпферы, шипы и т.п. — то почему бы схожим образом не работать и самой стойке? Здесь уже несколько сложнее оценивать эффекты, чем в случае с наглядной развязкой того же проигрывателя винила, однако влияние на звук может быть заметным даже в системе из недорогих компонентов. Какая-то техника чувствительна сама по себе, например, ламповые усилители, и в таких взаимодействиях много индивидуального, исключений из общей практики, что несколько запутывает картинку, однако взаимных влияний никак не отменяет.

Вариации на тему цвета. Черная отделка или орех — в обоих случаях использована шпонировка. Опорные конструкции могут быть черными или серебристыми

5. Удобная коммутация. И это не только предусмотренные пути для кабелей, но и возможность распределить провода таким образом, чтобы избежать взаимных наводок. Особо тщательно за этим следят аудиофилы, предпочитающие кабели без экрана.

6. Охлаждение техники. Как минимум не воспрепятствовать воздушным потокам. Понятно, что не все компоненты сильно греются, но если вовсе не обращать на это внимание — можно не заметить поломку из-за перегрева. Вдобавок комплектующие стареют быстрее, если работают на повышенных температурах.

Все шесть пунктов вместе могут оказать существенное влияние и на звук системы, и на безопасность ее эксплуатации. И конечно, снимается вопрос, почему стойки под аудиоаппаратуру отличаются от обычной мебели. Например, простенькому ресиверу не нужны те же условия, что и ламповому мощнику, но нет и необходимости создавать избыточную для этого уровня компонента обстановку. Все хорошо в меру.

Краткая теория: зачем нужна акустическая стойка

Необходимость развязки акустических систем и поверхности пола тоже никто не отменял. Однако еще одна важная задача стоек под полочники — расположить колонки на нужной высоте, зависимой от комнатных условий, точки прослушивания и габаритов самих колонок. Большинство полочников не очень-то рассчитаны на установку куда попало. Например, на рабочем столе без всяких вспомогательных конструкций допускается ставить некоторые модели профессиональных мониторов, но большинство Hi-Fi-моделей такой позиции не приемлет. И на табуретки их тоже не поставишь.

Варианты акустических стоек Cold Ray. Кроме отделок доступны и разные размеры, которые выбираются исходя из конкретики акустики, помещения и организации точки прослушивания

Полезной опцией станет регулировка по уровню, причем не только для устойчивости в случае неровного пола, но и для правильного позиционирования в пространстве.

Отмечу одну проблему, которую ни один производитель стоек не решает — устойчивость. Дети и домашние животные — вот первейшие враги полочной акустики. Иногда производители акустики выпускают специальные стойки, на которых колонка прочно закрепляется, в остальных случаях продумайте заранее, как обезопасить свою систему.

Стойки Cold Ray: просто и рационально

Приступим к практике и посмотрим на различные аппаратные и акустические стойки Cold Ray. Это очень практичная профессиональная мебель, никакой эзотерики и спорных элементов. Жесткие полки из инертного материала, не особенно склонного к резонансам. Используется МДФ (черная и белая отделки) или многослойная фанера (все остальные отделки). Полки определенно многократно мощнее, чем это формально необходимо. Силовые опоры выполнены из алюминия, они имеют большую площадь контакта, что означает жесткость и способность выдерживать существенные нагрузки. Массивные опорные шипы задемпфированы, есть возможность регулировки.

Все элементы говорят о рациональном техничном инженерном подходе. Габариты компонентных стоек достаточны для установки полноразмерных аппаратов, а на верхней полке легко встанет крупная вертушка, например, из тех, что комплектуются парой тонармов.

Модели в черном или белом цвете имеют специфическое матовое, бархатистое на ощупь покрытие

Выглядят стойки аккуратно. Дизайн скорее консервативный, но мне кажется, это и к лучшему — больше вариантов интерьеров, где стойки будут смотреться уместно. Как плюс — различные варианты отделки: опорные части могут быть черными или серебристыми, отделка полок — черный или белый ясень (обе с покрытием Soft Touch), шпон березы или ореха. Всего восемь комбинаций отделки.

Тестовая система: Cold Ray Single, Cold Ray Base и Cold Ray S

У меня была возможность поэкспериментировать с несколькими стойками Cold Ray. Базовая подставка Cold Ray Single, первое и основное предназначение которой — установка стерео или моноусилителя мощности. По сути, это одна полка-платформа на невысоких опорах, и эту конструкцию нельзя наращивать по высоте.

Следующий подопытный — классическая двухполочная аппаратная стойка Cold Ray Base (есть вариации с высотой ножки 225 и 235 мм), рассчитанная на пару компонентов. Конструкция может быть дополнена до нужного количества полок разными по высоте модулями. И последняя составляющая — пара стоек под полочную акустику Cold Ray S (существуют варианты S6 и S7 с длиной трубок 600 и 700 мм соответственно).

В качестве подопытных компонентов я выбрал некий среднестатистический набор из лампового интегрированного усилителя (напомню, что ламповая техника более чувствительная к внешним воздействиям, а иногда проявляется и микрофонный эффект), обычного CD-проигрывателя, среднего класса проигрывателя виниловых пластинок с ММ-головкой и бюджетным ламповым фонокорректором. Также у меня было два комплекта полочной акустики (две пары, возможно, избыточно, но мне хотелось сравнить эффект). Система была скоммутирована обычными проводами с хорошим экранированием, т.е. не склонными к наводкам. Такой набор техники волне может оказаться у многих дома.

Основание акустической стойки. Снизу — регулируемые опорные шипы

Из исходных данных — обычная комната, разве что с некоторой акустической обработкой. Пол — бетон с покрытием и ковролином. В качестве «контрольных точек» — просто снимаем технику на пол (вся техника, кроме вертушки, этого очень не любит), а колонки ставим на мебелеподобные предметы. В процессе я фиксировал услышанное, потом повторял эксперимент и пробовал найти разницу.

Обратите внимание, я делал все в обратном направлении: сначала собрал всю систему на стойках Cold Ray, настроил, проверил, внимательно послушал, выбрал наиболее подходящую акустику — звук получился цельным и красивым — а потом уже начал эту систему разбирать и тасовать.

Для чистоты эксперимента на всех этапах следил, чтобы в кабельном хозяйстве не возникло бардака, аппараты же и вовсе не выключал из сети — тот же ламповый усилитель повторным стартом мог бы изменить звучание по причинам никак не зависящим от стоек.

Пробы: на стойке, на полу, на тумбе, на табурете

Начинал с усилителя, пересадил его со стойки Cold Ray Single на обычную тумбу. Звук стал мягче, как будто спокойнее. Изменения заметны в верхних частотах: они стали проще, формальнее. Но основной и наглядный эффект — ухудшение локализации, некоторая размытость образов. На стойке усилитель строил сцену немного четче, ощущалась она масштабней и глубже.

После этого я переставил колонки со стоек Cold Ray S на примитивные подставки кустарного изготовления. Расстановка практически та же, сместились на пару сантиметров по высоте. Опять же, пропали высокие, сцена стала проще, середина стала выпирать и немного бубнить. Бас тоже огрубел, стал формальным. На динамичности звука, впрочем, перестановки не сказались, однако тембрально звук поменялся.

Вернул акустику на стойки — все как и было. Повторил процедуру несколько раз, чтобы убедиться в явном наличии эффекта.

Одна из вариаций экспериментальной системы

Следующий кандидат на переселение — CD-проигрыватель. Он стоял на нижней полке стойки Cold Ray Base, а я передвинул его на пол. Особых результатов не ждал, но кое-что все же отметил. ВЧ стали резче, а баса как бы немного меньше. По своему опыту скажу, что некоторые аппараты куда чувствительнее, как транспорты C.E.C, а попавшийся мне однажды один из топовых Esoteric вообще ни на что не реагировал.

Дальше занялся перемещением фонокорретора (как и проигрыватель, убрал его со стойки Cold Ray Base и положил на пол). Я не рассчитывал на какой-нибудь эффект, но сидящая внутри лампа все же проявила себя, нижняя середина начала бубнить, а высокие — повизгивать. Надо понимать, что в общем эффект выражен очень слабо, но если прислушаться — все же заметен.

Проигрыватели виниловых пластинок могут иметь очень разную конструкцию стола и опор, поэтому дорогой или бюджетный аппарат могут совершенно по разному воспринимать внешние воздействия, и цена совершенно не гарантия отсутствия капризов к установке

Последний кандидат в испытании — проигрыватель виниловых пластинок. По идее, бюджетная модель с бюджетной же головкой не должна быть сильно чувствительна к перемещениям из-за невысокой разрешающей способности. Со стойки Cold Ray Base я переместил вертушку на небольшой журнальный столик. Звук стал гулким, с густой нижней серединой. Видимо сказалась простота конструкции — оттого восприимчивость к внешним механическим воздействиям.

Эффект стойки

Лично для себя я отметил, что «эффект стойки» — вещь довольно ощутимая. Правильная установка на хорошие специализированные стойки помогает сохранить звук в его исходном состоянии, оберегая от искажений.

К сожалению, никакого точного рецепта по подбору стоек нет, и возить их на прослушивание к себе домой — это какая-то высшая степень аудиофильской дотошности или попросту перебор. Однако адекватно оценить значимость и подумать о возможной технической реализации имеет смысл. Этот эксперимент как минимум показал, что стойки — немаловажная часть системы. И здесь важен не только их дизайн, но и функционал, в результате которого мы получаем качественный звук.

Все особенности и виды акустических систем

Согласно Википедии, акустическая система – это «устройство для воспроизведения звука, оконечное звено усилительного тракта». Более подробно, что это такое, можно описать следующим образом – это комплект специального оборудования, которое воспроизводит музыку или иные звуки, преобразуя электрические сигналы от усилителя в механические колебания динамиков. Более подробно обо всех особенностях и видах данных аудиосистем – далее в нашем материале.

Предназначение АС

Под акустическими системами (АС) иногда подразумевают динамики, громкоговорители, колонки. Однако на самом деле это разные понятия, обладающие определенными отличиями и особенностями. Громкоговорители – это один или несколько динамиков, которые преобразуют поступающие электрические сигналы в акустические посредством колебания воздуха. АС объединяет несколько громкоговорителей класса Hi-Fi и Hi-End с другим оборудованием для получения более качественного звука.

Область применения АС довольна обширна. Во-первых, они входят в комплекты большинства электрофонов, магнитофонов и музыкальных центров. Во-вторых, аудиосистемы широко применяются в сочетании с электрическими музыкальными инструментами. В-третьих, данные устройства являются неотъемлемым инвентарем звуковоспроизводящей аппаратуры в кинотеатрах и концертных залах. Даже просто для усиления звука микрофона на больших площадях применяется АС.

Устройство и принцип действия АС

Акустические колебательные системы в зависимости от цели использования, типа подключения и других параметров имеют конструктивные различия. Однако все они состоят из следующих элементов:

  • корпус;
  • головки громкоговорителей;
  • фильтрующие и корректирующие цепи (например, защита от перегрузки и др.);
  • усилители (в некоторых видах);
  • звуковые кабели.

Корпус и электроника

Корпус не только служит эстетической составляющей основного устройства, но и значительно влияет на качество и интенсивность звука. Например, при низкочастотных излучениях он устраняет процесс подавления басов. Конструкция короба также позволяет уменьшить резонансы и снизить неравномерность амплитудных характеристик в диапазоне даже средних и высоких частот.

Головки громкоговорителя являются большей частью электродинамическими. Они преобразуют полученные сигналы в механические колебания благодаря движению проводника (или катушки) с переменным током, который находится в постоянном магнитном поле. В результате этого происходят синхронные колебания катушки и скрепленной с ней диафрагмы, что приводит к возникновению звукового давления, воспринимаемому человеческими органами слуха как звучание в определенном диапазоне.

Фильтрующие и корректирующие цепи позволяют сделать систему более стабильной и эффективной. Чтобы обеспечить качественный звук, используется несколько громкоговорителей, работающих на разных частотах. Благодаря электрическим разделительным фильтрам (кроссоверам) на каждую головку отдельно поддаются сигналы необходимого поддиапазона. Еще используются пассивные фильтры, которые контролируют полосы пропускания сигнала, а также цифровые фильтры, пороговые схемы и другое оборудование.

Усилитель

Это дополнительный элемент АС, назначение которого — усиливать мощность поступающего сигнала. Усилитель может быть встроен в корпус акустической системы, а может быть приобретен отдельно. В первом случае это позволяет:

  • не участвовать в процессе согласования усилителя и излучателя по необходимым параметрам (происходит автоматически);
  • снизить стоимость акустической системы;
  • не использовать кабель большого сечения.

Для второго варианта характерны следующие особенности:

  • возможность обслуживания усилителя отдельно, если вся система находится в труднодоступном месте;
  • для мощных АС можно использовать один блок питания, а не несколько, как в случае встроенного варианта;
  • не нужно использовать балансное подключение в случае, когда источник звука сильно удален от акустической системы.

Принципиальная схема работы

Разобравшись, из чего состоит АС, можно легко понять и ее принцип работы. Электрический сигнал от звуковоспроизводящего устройства проходит через специальное оборудование, если нужно — усиливается и фильтруется, а затем подается на громкоговоритель. Там электроимпульс преобразуется в механические колебания диффузора, которые вызывают соответствующие движения воздуха, воспринимаемые нами как звуковой сигнал определенной частоты. При этом воспроизводимый звук получается качественным, чистым, мощным, интенсивным, точным и глубоким.

Преимущества и недостатки

Акустические системы широко используются не только для проведения различных мероприятий, но и для домашних прослушиваний аудио-треков. Это основное средство, с помощью которого можно усилить и улучшить звук. Несмотря на большое многообразие акустических систем, все они объединены основными особенностями, которые выражаются в преимуществах и недостатках.

Среди достоинств можно выделить:

  • улучшение качества и громкости звучания;
  • возможность выбора подходящей модели АС в зависимости от целей использования: по уровню звучания, мощности, функциям и дополнительным возможностям;
  • способность подключения к дополнительным устройствам для передачи звука;
  • наличие доступного интерфейса и дистанционного управления, что упрощает настройку и эксплуатацию АС;
  • возможность чтения разных форматов, что позволяет воспроизводить аудио-треки с разных источников и накопителей.

Недостатки аудиосистем в большинстве случаев сводятся к их дороговизне, габаритности (в некоторых моделях колонки имеют весьма значительные размеры) и большому количеству кабелей. Однако в домашних условиях проблему дефицита свободного места можно решить посредством покупки портативной акустики, например, в виде звуковой панели. Такую аппаратуру можно приобрести, в том числе в магазинах с оргтехникой и другой электроникой.

Тогда как профессиональные АС большой мощности RMS, DIN, PMPO стандартов, будут состоять из весьма солидных акустических колонок и отдельно подключаемого усилителя. Но для больших сцен и площадей эти размеры не играют сколь-нибудь существенной роли. Такая акустика называется компонентной, так как состоит из нескольких элементов.

Совет! Для дома и автомобиля имеет смысл приобрести коаксиальную АС, все составляющие которой вмонтированы в один корпус.

Классификация и особенности разных видов

Сегодня на рынке акустических систем представлено большое множество разных моделей. Условно АС можно делить на разные группы, классифицируя по типам акустики и способам установки, количеству и виду компонентов, назначению, полосности, мощности, чувствительности, частоте, материалу корпуса, интерфейсам и массе других характеристик. Далее — более подробно об основных классификационных критериях.

Пассивные и активные

Как указывалось выше, вся акустика подразделяется на пассивную и активную. В активном варианте усилитель вмонтирован в корпус. Такие модели обладают мобильностью, компактностью, простотой в регулировании настроек. А за счет подключения динамиков непосредственно к усилителям происходит улучшение качества звучания и расширение диапазона воспроизводимых частот. Тогда как для пассивных систем нужен отдельный внешний усилитель.

Широкополосные и многополосные

От количества полос зависит качество и богатство звука. Может быть использовано от одной до семи полос. В первом случае применяется широкополосная система, где один динамик производит весь спектр слышимых частот (высокие, средние и низкие) – тип 1. Сюда относятся мониторные и фронтальные громкоговорители.

Вообще для отдельных частот лучше применять динамики разной конструкции, чтобы не было наложения или искажения звука. Поэтому более востребованы двухполосные и трехполосные системы. В первом случае один излучатель воспроизводит низкие и средние, а другой высокие частоты. Во втором случае — каждый из 3 громкоговорителей производит один из трех поддиапазонов. В этом варианте качество звучания будет значительно лучше широкополосного.

Центральные, тыловые и фронтальные

Каждый компонент акустической системы имеет свое название и назначение. Элементы можно приобрести отдельно или вместе, что позволит создать эффект полного присутствия. Из всех составляющих АС наиболее востребованы следующие компоненты.

  1. Система центрального канала – это устройство, которое передает голоса, большинство звуковых и музыкальных рядов, а также обеспечивает привязку звука к изображению. Поэтому такие колонки помещают в непосредственной близости от источника изображения (над или под экраном) и используют для объемного звука.
  2. Фронтальная система – это колонки, которые воспроизводят основной звук. Они располагаются спереди от звуковоспроизводящего устройства и могут работать как самостоятельно, так и в составе многоканальной АС.
  3. Тыловая система служит для эффекта «окружения звукам», то есть — создает фон. Поэтому такие колонки располагают над головой, сзади или сбоку от слушателей. Можно даже развернуть к стене, чтобы звук от нее отражался.

Напольные и полочные

В зависимости от предусмотренных способов установки различают напольную, настенную, полочную и потолочную систему. Напольные колонки, как правило, самые массивные и тяжелые, например, сабвуфер. Полочные устройства характеризуются небольшими размерами, их удобно размещать сверху на мебели (саундбар). Настенные колонки также имеют компактные габариты, но в отличие от полочных вариантов они идут сразу с креплениями. Небольшие тыловые колонки как раз можно повесить сбоку на стену или спереди под потолком, чтобы создать фоновый шум вокруг слушателя.

Сабвуфер и твитеры

Сабвуфер – однополосная мощная установка, которая передает звуки низких частот. Если в наличии уже есть фронтальные колонки или твитеры, то сабвуфер может реально улучшить звук. Причем при указании вида АС сабвуфер идет отдельно. Например, если заявлено, что система 5.1, то это значит, что к ней относится 5 колонок разных частот и сабвуфер.

Высокие частоты также могут отдельно проигрываться — на твитерах. Такие динамики устанавливаются сверху над фронтальными.

Саундбары

В условиях экономии места и пространства особую популярность приобрели так называемые саундбары. Это своего рода звуковая панель, в горизонтальном корпусе которой находятся динамики разных диапазонов звучания. Многие задаются вопросом, для чего они нужны. Такая полочная система не занимает много места, не загромождает помещение большим количеством колонок и очень стильно смотрится на полочке под или над телевизором, обеспечивая при этом достойное качество.

Закрытые и открытые

АС имеют отличия также в конструкции корпуса.

Электростатические

В электростатических АС используют натянутую по периметру тонкую плёнку из токопроводящего материала, на которую поступает электрический сигнал с частотой звука. Под действием постоянного магнитного поля плёнка приходит в движение и начинает колебаться, производя слышимый звук.

Другие разновидности

Также довольно часто встречаются и другие разновидности закрытых акустических систем. В них применяются дополнительные элементы, позволяющие улучшить мощность и звучание басов.

  1. В рупорных колонках для концентрации и трансляции звуковых сигналов служит рупор (труба).
  2. В колонке с фазоинвертором обеспечивается резонанс от тыльной к фронтальной стороне диффузора, что приводит к усилению мощности получаемого звука.
  3. Вместо фазоинвертора может использоваться и пассивный излучатель.
  4. Также для выделения басов применяется акустический лабиринт, представляющий собой подобие фазоинвертора, но своей длиной и изогнутостью напоминающий больше лабиринт.

Как следует из вышеописанного, акустическая система – это очень обширный вид аудиотехники, из множества моделей и вариантов которой каждый пользователь сможет подобрать колонки, соответствующие индивидуальным запросам и потребностям.

Что такое стойки под акустику?

Доброго времени суток уважаемые меломаны и просто ценители хорошей музыки. Сегодня рассмотрим три основных вопроса которые мучают или просто непонятны любителям и владельцам Hi-Fi и High-End акустических систем.

Итак, что же такое стойка под акустику?

Стойки под акустические системы это сложные специально рассчитанные конструкции с чрезвычайно низкой частотой собственного резонанса. Изготавливают достаточно массивными применяя различные материалы (разные породы дерева, MDF, металл, стекло, акрил и т.д.). В основном сами опоры на стойках под акустику делают полыми, чтобы впоследствии можно было заполнить песком или дробью добиваясь при этом снижения вибрации и делая стойку почти абсолютно инертной. Для качественной вибро развязки применяют специальные металлические шипы либо же резиновые подкладки на нижней и верхней плитах. Также для удобства и лучшего визуального восприятия производители делают кабель-канал скрытым (чаще встроенным в опору). Вот в общем и вся информация по данному вопросу. Как говорится кратко, но информативно.

Зачем нужны стойки для акустики?

Я думаю все рано или поздно сталкивались (столкнутся) с одной проблемой: почему при прослушивании любимой музыкальной композиции (жанра) либо кинофильма создается ощущение дисбаланса стереокартины, вроде и акустическая система была приобретена достойная и помещение оборудовано, но звук все равно не приносит гармонии и комфорта. Все это происходит вследствие вибраций и т.п. «паразитного» резонанса.

Так откуда берётся сие «чудо» – вибрации?

Часть вибраций передаётся корпусу от низкочастотного динамика совершающего возвратно-поступательные движений. Другая часть вибраций передаётся корпусу от колебаний внутреннего воздушного объёма акустических систем, при этом корпус акустической системы начинает вибрировать и тоже излучать звук подобно динамикам. Если Вы поставите вибрирующие колонки на полку, стол или любой другой предмет мебели для этого не предназначенный, то он в свою очередь получит вибрации от колонок и тоже начнёт излучать звук, тем самым усугубив и без того плачевное положение вещей. Корпус вибрирует и излучает звук в узкой полосе частот вблизи основной собственной частоты резонанса. Такое дополнительное узкополосное излучение звука приводит к нарушению общего тонального баланса акустических систем, некоторые частоты начинают звучать громче остальных и звук становится неточным и не натуральным, а тембры музыкальных инструментов изменяются до неузнаваемости, теряя свою индивидуальность. Корпус излучает звук во все стороны, поэтому появляются дополнительные переотражения от стен и потолков вследствие чего немного нарушаются фазовые характеристики звуковоспроизведения и «размывается» стереокартина. Но это лишь полбеды. Дело в том, что корпус «звучит» не одновременно с динамиками, а с небольшой задержкой. Часть музыкальной энергии как бы на время задерживается в нём, а затем высвобождается в виде звука тогда, когда динамик этот звук уже не воспроизводит. Таким образом нарушаются временные характеристики звуковоспроизведения и у музыки появляется «шлейф» послезвучия которого нет в записи.

Как видите, вибрации акустической системы искажают звук, изменяют тональный баланс, искажают временные и фазовые характеристики звуковоспроизведения, «размывают» стереокартину. Все эти искажения приводят к тому, что воспроизводимая музыка становится очень далека от оригинала, теряет эмоциональность и не доставляет истинного наслаждения которое должна, а акустические системы не смогут раскрыть свой потенциал.

Подведем небольшой итог по заданному вопросу: из написанного выше следует: стойки под акустику нужны для того что бы слушатель наслаждался оригинальным, насыщенным, не побоюсь данного слова «вкусным» звучанием своей акустической системы, а не бубняще-звенящими отголосками и призвуками предметов не предназначенных для установки акустических колонок и систем.

Какие же выбрать стойки и подставок под акустику и на что обращать внимание

Все современные стойки под акустику представлены вариантами в самом различном исполнении (варианты отделки, материал, дизайн и функциональность изделия), что позволит каждому приобрести качественную и эстетически привлекательную модель, которая с легкостью впишется в любой интерьер. Теперь по порядку:
1. Варианты отделки:

  • покрытия из ПВХ имитирующие различные породы древесины либо с привлекательными узорами и рисунками;
  • шпон ценных пород дерева покрытый разными морилками и лаками;
  • краска – чаще применяется для стоек изготовленных из металла и MDF;
  • пластик, акрил, стекло.
  • лиственные породы древесины (наиболее плотные – дуб, бук, лиственница, груша, махагони, клен и т.д.);
  • MDF (мелкодисперсная древесно-волокнистая плита) – обладает высокой плотностью и массой;
  • металл (сталь, алюминий и т.д.);
  • стекло, акрил – чаще применяют как элемент декора или составную часть самой стойки.

3. Дизайн и функциональность – чего душа желает и кошелек не будет сильно разочарован (не поймите меня превратно. )

Еще на что желательно обратить внимание – высота стойки (высокочастотные динамики должны находится не выше, чем 1 -1,5 метра от пола, а лучше чуть выше уха слушателя (фронтальная, полочная акустика). И конечно же качественная виброразвязка с предметами, мебелью, полом.

Теперь я думаю картина немного прояснилась. Всем новых ощущений и чтоб они Вам приносили только позитивные эмоции!

Читайте также:  Что такое сальник?
Ссылка на основную публикацию