Техническое обслуживание и сервис котлов, замена шаровых кранов

Регламентированное ТО и нерегламентированное ТО котлов, замена шаровых кранов

Регламентированное ТО и нерегламентированное ТО котлов, замена шаровых кранов

Классификация

  • ТО-1 — ежедневное или, как его еще называют, ежесменное техническое обслуживание (ЕТО).

В него входит, текущий ремонт, без остановки и прерывания технологического процесса. Техническое обслуживание по событию, позволяющее поддерживать в технически исправном и работоспособном состоянии всю систему.

  • ТО-2 — ежемесячное. Проводится инспекция в определенном объёме, с определенной периодичностью. Такие осмотры позволяет вовремя проводить организацию комплексного ремонта с привлечением, если требуется, ремонтных цехов. Это обеспечивает правильный уход за всей системой. Также дает возможность предупреждать появление неисправных состояний и отказов, путём замены наиболее слабых частей на новые детали.
  • ТО-3 — сезонное.

Название говорит само за себя. Перед началом нового отопительного периода ведется подготовка, комплексное техническое обследование и ремонт всего объекта. Идет полная замена некоторых важных быстроизнашиваемых деталей. Заменяется смазка во всех агрегатах. Проводятся испытания сосудов и грузоподъемных механизмов.

Контроль технического состояния главных механизмов оборудования, с помощью специальных средств технической диагностики и визуально http://teplosity.ru/sharovyie-kranyi/valtec/ – шаровые краны валтек.

Пожалуй, самое серьезное. Производится только единым специализированным подразделением спецобслуживания. Это исследование включает все возможные мероприятия профилактических и ремонтных работ, с указанием их периодичности и состава. Производится замена малоэффективного оборудования на высокопроизводительные технологии, внедряется модернизация всей техники. Кроме этого ведется монтаж, наладка и регулировка всех узлов системы. Такие действия позволяют своевременно расследовать аварии, помогают в изучение причин простоев, причин повышенного износа деталей, в разработке и внедрении операций по их ликвидации и предупреждению. Ведут к сокращению внеплановых ремонтов, простоев оборудования и снижению затрат на ремонт.

Это обязательная организация комплекса технического обслуживания котла и теплообменников, диагностика их систем. Такая диагностика способствует ликвидации отказов оборудования. Производится плановая замена смазочно-охлаждающих жидкостей, смазка по состоянию, наработке. Происходит оценка состояния оборудования и восстановление его технической эксплуатации.

Осуществляется ремонтное и межремонтное обслуживание, технический надзор за состоянием и содержанием агрегатов. Ведутся мероприятия по предупреждению внеплановых остановок и профилактический ремонт оборудования. Развёртывание, регулировка, заправка, экипировка, смазка выполняются без снятия и разборки отдельных узлов и агрегатов.

  • 8.ТО-8 — техническое обслуживание, периодичность которого зависит от многих факторов.

ТО учитывает характер и условия эксплуатации объекта. После определенного пробега или временного интервала, даже если не пришло время делать серьезное техобслуживание, приходится проводить комплекс технического обслуживания. Внеплановые операции для поддержания работоспособности изделия, помогают содержать в работоспособном состоянии, на требуемом уровне точности, все узлы машины.

Своевременное регламентное обслуживание очень важное, для регулярного применения соответствующих мер по поддержанию работоспособности всей системы отопления согласно ГОСТ http://nvph.ru/gost

Любой эргатический производственный процесс, особенно если он сопряжен с опасностью для здоровья человека, требует четкого контроля. Чем больше будет внедрена механизация и автоматизация контрольных, крепежных, регулировочных и смазочных работ, тем меньше будет опасности для человека.

Поэтому содержание на основе применения новых прогрессивных методов ремонта и восстановления деталей, узлов и механизмов, становится все актуальнее. А периодическое обслуживание, через равные интервалы времени и техническое обследование с помощью измерителей, просто обязательно.

Техническое обслуживание шарового крана

Во избежание отказа крана во время работы, необходимо регулярно, но не реже одного раза в шесть месяцев проводить технический осмотр. Частоту проведения периодического технического осмотра обслуживания необходимо определять в зависимости от типа используемых рабочих сред и условий эксплуатации. В случае обнаружения нарушений в работе крана, его необходимо заменить. Если шаровой кран на момент демонтажа находится в работающем трубопроводе, то необходимо предварительно перекрыть подачу рабочей среды, затем, открыв шар в кране стравить давление. Во избежание повреждения шара, перед демонтажом с трубопровода шар всегда необходимо полностью открывать.

Шаровой кран – разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения, водоснабжения, отопления и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры.

После установки кранового запорного устройства необходимо дополнительно набить уплотнительную смазку и проверить их на плавность работы затвора. Смазка подается масленкой, которая ввинчивается в резьбовое отверстие шпинделя вместо нажимного болта. Кран в момент набивки смазки должен быть или полностью открыт или полностью закрыт. Допускается производить набивку смазки при помощи нажимного болта. Однако, это менее удобно и требует большего времени.

Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.

Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической

формы – шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°.

По типу шаровые краны делятся на полнопроходные и редуцированные (стандартнопроходные). Полнопроходной шаровой кран – диаметр отверстия в шаре которого, соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало краны данного типа основным запорным устройством на линейной части магистральных трубопроводов. Редуцированные или стандартнопроходные шаровые краны – диаметр отверстия в шаре которого на один типоразмер меньше диаметра трубопровода. Данный тип шаровых кранов применяется на трубопроводах в которых не критична частичная потеря напора.

По типу присоединения шаровые краны могут быть: фланцевые, под приварку, муфтовые и комбинированные. Фланцевые шаровые краны применяются на трубопроводах которые предусматривают частичную разборку/сборку, а так же помещениях в которых запрещена сварка. Краны с типом соединения под приварку используют на особо ответственных или труднодоступных участках трубопроводов, за счет полной герметичности перекрытия и прочности соединения. Краны с муфтовым соединением имеют внутреннюю коническую или цилиндрическую резьбу. В основном применяются в коммунальном хозяйстве. Шаровые краны с комбинированным присоединением, являются универсальными и применяются в различных трубопроводных системах (соединение резьба/сварка, фланец/сварка и т.д.).

Кроме вышесказанного шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:

· высокая и надёжная герметичность;

· простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;

· малое время, затрачиваемое на поворот;

· применимость для вязких и загрязнённых сред, суспензий, пульп и шламов.

Как недостаток можно отметить необходимость наличия “мёртвой” зоны для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно компенсировать краном с ручкой-барашком.

Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200°C.

Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода – электрического, пневмо – и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу.

Техническое обслуживание крана шарового диаметром до 50мм (ТСН 14.13-8-1).

Указано во все месяцы, кроме 1 и 6 Всего указано 155 технических обслуживаний. Стоимость ок. 29.4 т.р.

Работы по капитальному ремонту разводящих магистралей ГВС и ХВС (в подвале) были приняты 16.12.2015г. Работу по капитальному ремонту магистралей отопления (в подвале, на чердаке) были приняты 20.05.2016г. На материалы и работы действует гарантия.

Дом был построен в 1956г, а следовательно до проведения капитального ремонта шаровые краны согласно проекту не предусматривались, в т.ч. и на магистралях системы отопления.

Такая работа описана в сборнике «Территориальные сметные нормативы для Москвы ТСН-2001. Глава 14. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА. Сборник 13. Водопровод, наружные сети и внутренние устройства. ТСН-2001.14-13»:

Таблица 13-8. Техническое обслуживание крана шарового

Состав работ:1. Доставка рабочих к месту производства работ и обратно, с объекта на объект.

2. Внешний осмотр.

3. Мелкий ремонт.

Измеритель:1 шт.

Т.к. на материалы и работы действует гарантия (замену/ремонт должен производить подрядчик, выполнявший капитальный ремонт), а доставка рабочих на автомобилях не производится (по нормативу в стоимости данных работ учтены «Автомобили полупассажирские типа ГАЗ, грузоподъемность до 2 т», код норматива 2.1-18-24), то мог производиться только осмотр кранов. По смете стоимость технического обслуживания 155 кранов (по сути осмотра) составила 29тыс. 446р. На осмотр 155 кранов потребуется не более одного рабочего дня. С учетом заработной платы сантехников такая работа не может стоить почти 30т.р.

В таблице 13-8 предусмотрены расценки для кранов диаметром ½ дюйма (т.е. ДУ 15мм), 50мм, 100мм. Таким образом, указанное техническое обслуживание не могло выполняться для кранов с ДУ 15мм. Как утверждается в смете в графе «Наименование работ», оно выполнялось для кранов диаметром до 50 мм по расценке ТСН 14.13-8.1 (т.е. для кранов с ДУ 20, 25, 32,40, 50).

Согласно сметам на капитальный ремонт на магистралях ХВС установлено 11 шаровых кранов такого диаметра, на магистралях ГВС установлен 21 шаровой кран такого диаметра, на магистралях отопления установлен 91 шаровой кран такого диаметра.

Исходя из имеющейся информации, что до капитального ремонта магистралей системы отопления на них не были установлены шаровые краны, согласно отчету со 2 по 5 месяц (включительно) было произведено техническое обслуживание 43 шаровых кранов, а на тот момент всего был установлен только 31 шаровой кран. За весь год согласно отчету было произведено техническое обслуживание 155 шаровых кранов, а установлено 123 крана.

Таким образом, с учетом того что на работу и материалы действует гарантия, и замена/ремонт в случае использования некачественного материала должен выполняться за счет подрядчика капитального ремонта, то в данном случае мог выполняться только осмотр шаровых кранов. Учитывая информацию о количестве установленных кранов, частоте проводимого технического обслуживания, включения в отчеты других работ, которые в реальности не выполнялись, следует, что и техническое обслуживание шаровых кранов, скорее всего, не выполнялось.

Однако приведенный выше в данном пункте анализ написан без учета дополнений к сборникам ТСН.

Дополнение №7 (2008г) уточняет состав работ (1 – Доставка рабочих. 2 – Внешний осмотр … чистка … смазка … протяжка), добавляет норматив 13-8-4 – ТО крана шарового диаметром 20мм, 13-8-5 – ТО крана шарового диаметром 40 мм. Мелкий ремонт из изначального списка работ фактически и означает такой список работ т.к. шаровые краны в целом не являются ремонтопригодными. Тариф непосредственно для кранов диаметром 25мм и 32мм отсутствует, но исходя из того, их диаметр является промежуточным для диаметров 20мм и 40мм (а такое ТО дешевле, чем ТО крана диаметром 50мм), то техническое обслуживание кранов диаметром 25мм и 32мм не может выполняться по нормативу на ТО крана диаметром 50мм.

Читайте также:  Как приобрести нужную мойку высокого давления?

Таким образом, техническое обслуживание шарового крана по нормативу ТСН 14.13-8-1 могло выполняться только для шаровых кранов диаметром 50мм, возможно также и для шаровых кранов диаметром более 50мм и менее 100мм (но это отрицается наименованием работы).

Согласно сметам на капитальный ремонт шаровые краны диаметром 50мм на магистралях ГВС, ХВС, отопления отсутствуют (есть 6 шаровых кранов Балломакс диаметром 80мм). Следовательно, техническое обслуживание 155 шаровых кранов по нормативу ТСН 14.13-8-1, тем более с дополнительным уточнением, что это не относится к шаровым кранам диаметром 80мм, не могло быть выполнено по причине отсутствия необходимых кранов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО) ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ

Виды работ по обслуживанию арматуры:

плановый осмотр (ТО-1);

сезонное обслуживание (ТО-2);

текущий ремонт (ТР);

техническое диагностирование (ТД);

средний ремонт (СР);

капитальный ремонт (КР);

обслуживание при хранении (ТО при хранении);

обслуживание при консервации объекта (ТО при консервации).

Текущим обслуживанием (ТО) – называется комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. [ГОСТ 18322, п. 1].

Текущее обслуживание включает в себя следующие виды:

Периодический осмотр ТО-1 – комплекс работ, проводимых 1 раз в месяц. Результаты проведения периодического осмотра заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» (см. Приложение 1).

– Сезонное обслуживание ТО-2 –комплекс работ, проводимых 1 раз в 6 месяцев, включая объем работ ТО-1.Сезонное обслуживание ТО-2 проводится при подготовке арматуры к осеннее-зимнему и летнему периодам эксплуатации. Работы по ТО-2 проводятся так же перед проведением ремонтных работ, связанных с отключением участка магистрального газопровода. Результаты проведения сезонного обслуживания заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» (см. Приложение 1).

Текущий ремонт (ТР ) – Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]

Текущий ремонт проводится по результатам ТО-1,ТО-2 .

При проведении текущего ремонта проводится:

зачистка, грунтовка и окраска лакокрасочных поверхностей корпуса, колонны-удлинителя и привода, которые подверглись коррозии;

подтяжка всех резьбовых соединений корпуса, колонны-удлинителя, привода и навесного оборудования;

чистка фильтров-осушителей и замена адсорбента с последующей его регенерацией;

ревизия гидросистемы привода путем удаления воздуха из гидроцилиндров, влаги и шлама из трубок и баллонов;

замена демпферной жидкости гидросистемы привода;

ревизия системы уплотнения седел затвора и шпинделя: трубок, фитингов и мультипликаторов смазки;

набивка очистительной и герметизирующей смазки в седла затвора, шпиндель;

ревизия ручного насоса-дублера и переключателей режима работ;

ревизия винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;

ревизия системы подачи импульсного газа с настройкой сбросных и перепускных клапанов;

ревизия оборудования КИПиА, измерение сопротивления изоляции и заземления.

Результаты проведения текущего ремонта заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» (см. Приложение 1).

Техническое диагностирование(ТД ): Определение технического состояния объекта.

Техническое диагностирование проводится периодически, каждые 10 лет эксплуатации, а также в случаях если:

в результате проведения технического обслуживания выявлено неудовлетворительное состояние отдельных узлов и деталей (не герметичность, заклинивание или длительное время перестановки затвора, стуки, прогрессирующий коррозионный износ, трещинообразование и т.д.), которое может привести к критическим отказам, или имели место неоднократно повторяющиеся отказы;

эксплуатация осуществлялась при воздействии факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление и внешние силовые нагрузки), или подвергалась аварийным воздействиям (пожар, замерзание воды в корпусе, сейсмическое воздействие и др.);

выработан срок службы (ресурс), установленный конструкторской и нормативно-технической документацией или срок эксплуатации превышает 30 лет (в случае если в технической документации отсутствуют сведения о назначенных показателях);

проводится реконструкция, модернизация или капитальный ремонт магистрального трубопровода.

Техническое диагностирование проводится по методикам, утвержденным в установленном порядке. Оценку ресурса арматуры выполняют, как правило, в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности, проводимой в соответствии с РД 03-484-02 [3], ПБ 03-246-98 [4] и СТО Газпром 2-3.5-045.

К основным видам работ при проведении технического диагностирования арматуры относятся:

анализ, обработка и экспертиза комплекта нормативно-технической документации (паспорта, РЭ, планы-графики, журналы учета ТОиР, акты и др.);

визуальный и инструментально-измерительный контроль основных узлов и деталей;

контроль работоспособности (функционирования) привода;

контроль герметичности затвора;

контроль состояния металла и сварных соединений корпуса неразрушающими методами (при продлении ресурса);

оценка технического состояния (с выдачей заключения о возможности продления срока безопасной эксплуатации или установлении нового назначенного срока (ресурса) эксплуатации, замены, ремонта, демонтажа отдельных узлов и т.д.).

Результаты проведения технического диагностирования заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» .

Средний ремонт (СР ): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно – технической документации.[ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1].

Средний ремонт арматуры проводится по результатам технического диагностирования.

Данный вид ремонта производится без демонтажа с трубопровода.

При проведении среднего ремонта арматуры могут быть проведены следующие виды работ:

модернизация пневмогидравлической системы управления приводом;

ремонт гидроцилиндров, замена уплотнений поршней;

замена уплотнения шпинделя, сальника с набивкой герметизирующей смазки;

ремонт или замена ручного насоса-дублера, вентилей отборов газа, трубок импульсного газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости;

ремонт или замена трубок, фитингов и мультипликаторов смазки системы уплотнения затвора;

ремонт или замена винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;

замена уплотнения фланцевого соединения корпуса или колонны-удлинителя;

ремонт или замена подшипника бугельного узла;

ремонт демпфирующего устройства (амортизатора);

ремонт или замена оборудования КИПиА;

Капитальный ремонт (КР ): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей включая базовые. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]

Капитальный ремонт арматуры проводится по результатам технического диагностирования.

Данный вид ремонта производится с демонтажем ТПА в условиях специализированной организации.

При капитальном ремонте производят полную разборку и дефектацию всех деталей и узлов, их восстановление или замену пришедших в негодность в результате коррозии, чрезмерного механического износа. Капитальный ремонт арматуры должен обеспечить безопасность ее дальнейшей эксплуатации.

Объем капитального ремонта определяется на основании дефектной ведомости и включает следующие операции:

восстановление герметичности затвора;

ремонт корпусных деталей;

замену дефектных изношенных деталей.

После капитального ремонта арматура, в условиях специализированной организации, подвергается приемосдаточным испытаниям.

При капитальном ремонте соблюдаются требования, предъявляемые к изготовлению арматуры, в части применяемых материалов и конструктивных особенностей. Специализированная организация обязана выполнить весь комплекс мер, обеспечивающих определенный организацией-изготовителем уровень безопасности изделия, оговоренный в нормативно-технической документации. При ремонте обеспечивается возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.

Отклонения от проекта при капитальном ремонте арматуры согласуются с организацией-изготовителем. Уровень безопасности такой арматуры не должен быть снижен.

В случае повреждения в процессе ремонта маркировки специализированная организация обязана восстановить ее на корпусе.

Ремонт арматуры осуществляется обученным персоналом необходимой квалификации, изучившим руководство по эксплуатации (ремонтную документацию) с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности.

По результатам проведенного капитального ремонта в паспорт арматуры вносятся следующие сведения:

наименование специализированной ремонтной организации (подразделения);

объем (состав) ремонта;

материал введенных в состав арматуры элементов;

материал наплавок при пайке;

марка электродов при сварке;

значения показателей надежности – при их изменении;

проведенные испытания и их результаты;

значения назначенных показателей, в случае их продления.

Обслуживание при хранении .

Объемы, условия хранения, порядок использования и обновления ТПА аварийного запаса определяют в соответствии с нормативной документацией. Срок хранения арматуры не должен превышать 5 лет.

При обслуживании арматуры аварийного запаса, находящейся на хранении, проверяют:

наличие эксплуатационной и сопроводительной документации;

комплектность по паспорту;

целостность и плотность крепления заглушек, обеспечивающих защиту стыковых кромок под сварку;

отсутствие на корпусе и торцах вмятин, задиров, механических повреждений, коррозии;

отсутствие расслоений любого размера на торцах патрубков;

состояние лакокрасочного покрытия корпуса, основных узлов и деталей;

наличие и уровень демпферной жидкости в гидросистеме привода;

наличие консервационной смазки на внутренних поверхностях затвора, патрубков и на всех неокрашенных поверхностях шпинделя и привода;

состояние сварных швов.

Результаты проведения обслуживания заносятся в паспорт на арматуру.

Обслуживание при консервации объекта .

При обслуживании арматуры объекта, находящегося в консервации, проверяют:

комплектность и целостность основных узлов и деталей;

герметичность резьбовых, сварных и фланцевых соединений основных узлов и деталей;

состояние лакокрасочного покрытия корпуса, основных узлов и деталей;

наличие и уровень демпферной жидкости в гидросистеме привода;

целостность и правильность положений рукояток распределителей ручных насосов, вентилей отборов газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости.

Результаты проведения обслуживания заносятся в паспорт на арматуру.

Вырезанные краны подлежат консервации. Не допускается разукомплектация приводов и навесного оборудования. Сливать гидрожидкость из гидросистемы привода категорически запрещается.
Отгрузка кранов в ремонт производится только после получения дополнительного указания.
Новые (капитально отремонтированные) краны, предназначенные на замену проходят проверку и обслуживание в следующем объеме:

проверка наличия заводского паспорта на кран;

проверка комплектности навесного оборудования (трубок подачи смазки, дренажа, отбора газа, фитингов вентилей, обратных клапанов, шпонок, штифтов, крепежа, ручного насоса, масляных трубок, ЭПУУ, конечных выключателей и др.);

Читайте также:  Для чего нужна система очистки воды для частного дома или квартиры

проведение ревизии гидросистемы, при необходимости очистка от шлама и грязи;

заправка гидросистемы привода гидрожидкостью;

проведение полного монтажа навесного оборудования;

опробование работоспособности крана ручным дублером на «закрытие» и «открытие» с одновременной проверкой правильности установки крайних положений шарового затвора;

приварка к крану трубных заготовок со сферическими заглушками;

проведение гидравлических испытаний крана на герметичность затвора и уплотнений шпинделя, гидравлическое испытание на прочность сварных швов, с составлением соответствующих актов.

набивка смазкой (циатим, смазка газовых кранов, уплотнительная паста или аналогичная) в оба уплотнения затвора и уплотнение шпинделя.

Требования к запорной арматуре при ревизии.

Заводская табличка не закрашена.

Манометры на кранах производства ЧССР не закрашены.

Весь крепеж установлен и обтянут.

Шпонка соединения «корпус крана – привод» имеется, люфт отсутствует.

Указатель положения крана закреплен.

Табличка конечных положений крана («открыто», «закрыто») – обозначены.

Масло в гидробаллоны залито, сделана запись в формуляре крана.

Следы подтеков масла отсутствуют.

Ручной насос отревизирован, работоспособен.

Шток насоса смазан консистентной смазкой.

Шток насоса зафиксирован в проектном положении.

Ручка насоса имеется.

Обозначены положения переключателя для ручной перестановки («открыто», «закрыто»).

На отечественных кранах фиксатор положения золотника вращается свободно.

На отечественных кранах мультипликатор заполнен крановой смазкой.

Штуцеры гидробаллонов и цилиндров загерметизированы.

Лючки для определения положения кулисы загерметизированы.

Трубки набивочников, дренажа и собственных отборов газа закреплены к колонне.

На трубках набивочников, дренажа и собственных отборов газа, на колонне выполнена изоляция перехода «земля- воздух».

Резьбовые соединения набивочников и дренажного крана должны быть защищены консистентной смазкой от попадания грязи и атмосферных осадков.

Имеется схема кранового узла. Схема кранового узла привязана к местности.

Имеется ограждение кранового узла. Установлены знаки безопасности в соответствие с требованиями ПТЭМГ.

Отсутствует ржавчина на корпусе, грязь, посторонние предметы на приводе.

Стояки отбора газа Ду50 закрыты сверху от попадания влаги.

На «свечах» Ду300 «хлопушки» находятся в закрытом положении.

Выделены красным цветом указатели положения кранов.

На кранах с ручным приводом гидробаллоны или расширительные бачки сообщены с атмосферой (при этом исключено попадание атмосферных осадков в гидробаллоны: наличие Г-образных гусаков).

Наличие на кране таблички о типе заправленной гидрожидкости.

Наличие надписей «О» и «З» на гидробаллонах

Наличие надписей «О» и «З» гидроцилиндрах, обозначающие места подключения насосов аварийной перестановки кранов.

Переключатель насоса крана находится в требуемом положении: управляемых дистанционно в положении «Дист», а остальных – согласно требованиям НД.

Система технического обслуживания и ремонта запорной арматуры на объектах транспорта газа – необходимое условие обеспечения длительной безопасности и экономической эффективности работы ГТС

XI Международный технический симпозиум «ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ – 2015» (24 апреля 2015 г., Москва).
Доклад Татьяны Александровны Фоменко, заместителя генерального директора по общим вопросам ООО «Орггазнефть».

Мы убеждены, что развиваемая Департаментом транспортирования газа ОАО «Газпром» система технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры (ТПА) на магистральных газопроводах (МГ) объективна и направлена на обеспечение длительной работоспособности арматуры, то есть ее герметичности как основного параметра технического состояния, надежности и безотказного выполнения команды на открытие-закрытие в зависимости от технологического режима работы МГ. На основе обобщения опыта эксплуатации арматуры в течение многих лет рассмотрим технические, технологические и организационные аспекты решения указанных выше проблем эксплуатации парка арматуры на МГ. Арматура является составной частью газотранспортной системы и поэтому ее безотказная работа в значительной мере определяет эксплуатационную надежность и безопасность любого МГ.

Результаты многолетней эксплуатации трубопроводной арматуры отечественного и импортного производства приведены в статьях [1-3].

На сегодняшний день общее количество ТПА с номинальным диаметром от 50 до 1400 мм, установленной на объектах добычи, транспортировки, хранения и переработки, по данным электронной информационной системы «ИНФОТЕХ», составляет более 500 тыс. единиц. Номенклатура парка ТПА весьма разнообразна по функциональному назначению, конструктивным особенностям, техническим характеристикам и срокам эксплуатации. На линейной части МГ доля отечественных производителей составляет около 84%, а зарубежных – 16%. Парк арматуры, эксплуатируемой в ОАО «Газпром», формировался более 50 лет.

Результаты оценки технического состояния запорной арматуры методами, принятыми в ОАО «Газпром», показывают, что не менее 2% эксплуатируемого парка арматуры требуют замены или капитального ремонта (с вырезкой ее из газопровода). Такая замена, как правило, производится вместе с плановым капитальным ремонтом или реконструкцией участков МГ, а также в аварийных случаях.
Опыт эксплуатации шаровых кранов показывает, что герметичность – основной параметр при оценке технического состояния ТПА. В процессе открытия-закрытия крана при отсутствии смазки возникают повреждения на его затворе в виде царапин и износа мягких уплотнений. Возникающая потеря герметичности однозначно связана с отсутствием технического обслуживания, важной частью которого является подача смазки в сопрягаемые детали уплотнения крана. При регулярной подаче смазки в набивочную систему крана арматуры уменьшается риск загрязнения и износа деталей затвора, что способствует увеличению срока службы арматуры. Необходимо указать на своевременную замену демпферных технических жидкостей в цилиндрах гидравлических приводов, срок эксплуатации этих жидкостей составляет не более 5 лет. Основной причиной замены трубопроводной арматуры (не менее 98%) на МГ является невосстанавливаемая потеря герметичности в затворе, т.е. наличие утечки, превышающей установленные нормы по условиям эксплуатации. Случаи потери плотности корпусных деталей или сварных соединений редки и процент этих дефектов при принятии решения о вырезке арматуры ничтожно мал.

По данным ОАО «Оргэнергогаз», основной причиной негерметичности для арматуры диаметром до 300 мм является повреждение полиуретановых уплотнительных колец, возникшее в результате воздействия механических частиц (превышающих размер и объем, предусмотренный СТО Газпром 2-4.1-212-2008) в потоке газа при высоких скоростях, а для арматуры диаметром 1000 мм – разрушение элементов полиуретановых уплотнительных колец в результате недостаточной конструктивной надежности уплотнений седла в момент открытия затвора при наличии давления газа в трубопроводе с двух сторон.

Особо следует отметить, что отказы запорной арматуры при вырезке ее из МГ, помимо нарушения режимов их работы и снижения уровня промышленной безопасности, становятся также причиной безвозвратных потерь больших объемов транспортируемого газа, что значительно влияет на энергетическую безопасность целых регионов страны.

Важнейшим технологическим параметром запорной арматуры, как указано выше, является герметичность затвора, которая и определяет реальный эксплуатационный ресурс арматуры на МГ. Это по существу является основным технологическим и экономическим требованием к надежности функционирования трубопроводной запорной арматуры на МГ. Длительное обеспечение герметичности арматуры является важнейшим элементом стратегии повышения надежности шаровой запорной арматуры. Это нашло отражение в конструктивных решениях по узлу уплотнения запорной арматуры практически у всех фирм-разработчиков, эти решения достаточно близки и представлены на рис. 1.


Рисунок 1

Герметичность затвора крана в начальный период эксплуатации обеспечивается прижатием мягкого уплотнения седла к шаровой пробке. Следует отметить, что при установленном общем сроке службы арматуры не менее 30 лет уплотнения седел затворов из мягких материалов (фторопласт, резина, специальные пластмассы и т. п.) служат эффективно не более 5-10 лет, происходит частичное нарушение работоспособности уплотнений затвора крана. По мере износа мягкого уплотнения или его деформации под воздействием эксплуатационных факторов обеспечение герметичности затвора крана возможно только при использовании уплотнительных паст или смазок.

В транспорте газа эксплуатируется запорная арматура по классу герметичности «А» и «В». В конструкции арматуры принципиально допускают определенную величину протечки (эта норма сохраняется для отечественной запорной арматуры в условиях требований последовательно трех разработанных ГОСТов: ГОСТ 9544-93, ГОСТ 9544-2005, ГОСТ Р 54808-2011). Поэтому конструктора запорной арматуры для обеспечения максимально длительной работоспособности арматуры по герметичности заложили возможность подачи уплотнительных смазок к уплотнительным узлам крана через специальные каналы, технологически выполненные в основных узлах арматуры. При использовании смазок обеспечивается кратковременная герметичность затвора, и эта технологическая операция требовала большого расхода смазки и была очень трудоемкой.

Потеря герметичности затвора ТПА может быть вызвана следующими причинами:

– эрозионный износ поверхности затвора и уплотнений седел механическими примесями, попадающими между седлом и затвором;
– эрозионный износ поверхности затвора и уплотнений седел в режиме дросселирования крана (в основном, свечные краны);
– зависание подвижных седел из-за загрязнения засохшей смазкой.

Подавая регулярно смазку в набивочную систему арматуры, мы уменьшаем риск загрязнения и износа деталей седла и затвора, а также продлеваем срок службы арматуры.

Для поддержания герметичности арматуры рекомендуется подавать в зону контакта «шар-седло» смазывающие материалы. Периодичность подачи смазки устанавливается СТО Газпром 2-2.3-385-2009 «Порядок проведения технического обслуживания и ремонта ТПА».

В целях минимизации числа вырезаемых кранов «Газпром» в свое время поставил перед своими организациями задачу разработать специальные уплотнительные материалы, обеспечивающие длительную герметичность эксплуатируемых кранов при малом расходе этих материалов. Таким решением явилась разработка специальных высоковязких уплотнительных паст.

В условиях эксплуатации арматуры на МГ для обеспечения надежности, герметичности и долговечности запорной арматуры используются различные уплотнительные смазки и составы: САГ-1, САГ-2, Sealweld, КРОСМА, ЦИАТИМ-201, Политерм [4]. Однако невысокая «уплотнительная» эффективность этих смазок (большой расход смазок, высокая трудоемкость набивки кранов, необходимость частых повторных набивок) обусловили необходимость разработки отечественных высоковязких уплотнительных паст, например, 131-435 КГУ, которая представляет собой состав на основе кремнийорганических и минеральных жидкостей, загустителей и присадок [5, 8].

Высоковязкие уплотнительные пасты для возможности их использования в кранах в качестве «дополнения» к уплотнительным элементам арматуры принципиально должны обладать вполне определенными показателями: пенетрации (характеризует консистентность пасты), высокой адгезией, гидрофобностью, химической нейтральностью к конструктивным материалам и длительностью хранения (практически срок «жизни» не ограничивается). Этими качествами в полной мере обладает уплотнительная паста 131-435 КГУ, выпускаемая ООО «Орггазнефть» по ТУ 2257-001-60565518-2009, которая включена в Реестр материалов, соответствующих требованиям ОАО «Газпром» [8].

Периодическая набивка крана уплотнительными пастами обеспечивает долговременную герметичность этого крана. И эту набивку уплотнительной пастой можно производить неограниченное число раз за время эксплуатации крана (не менее 30 лет). Длительная технологическая герметичность крана (после его набивки пастой) обеспечивается поднабивкой не более 5% количества пасты от первоначальной. Поднабивку рекомендуется осуществлять после каждой перестановки крана, но не чаще 1-2 раз в год. Число перестановок крана в зависимости от его технологического назначения осуществляется, как правило, 2-6 раз в год.

Рекомендуемое количество пасты 131-435 КГУ, набиваемой в уплотнительную систему шарового крана при его первоначальной набивке, зависит от его диаметра и представлено в таблице 1.


Таблица 1 – Одноразовое количество уплотнительной пасты, набиваемой в кран

Необходимо отметить, что уплотнительная паста 131-435 КГУ (и подобные ей пасты), набитая в шаровой кран, является тем самым дополнительным элементом, который обеспечивает длительную эксплуатационную герметичность крана. И регулярная поднабивка уплотнительной пасты в небольшом количестве (не более 5% от первоначального веса) обеспечивает необходимый срок службы шарового крана с точки зрения его герметичности.

Читайте также:  Виды кассового оборудования для розничной торговли по ФЗ-54

Нам представляется, что для обеспечения длительной эксплуатационной герметичности крана необходимо в 2016-2017 гг. совместно с ОАО «Оргэнергогаз» (учитывая его значительный опыт разработки нормативно-технических документов) доработать СТО Газпром 2-2.3-385-2009 «Порядок проведения технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры».

В настоящее время уплотнительные пасты 131-435 КГУ применяются во многих газотранспортных и газодобывающих компаниях, в частности, «Газпром трансгаз Югорск», «Газпром трансгаз Ставрополь», «Газпром добыча Астрахань» и др. Факт востребованности пасты 131-435 КГУ говорит о ее высоких эксплуатационных свойствах.


Рисунок 2

Паста набивается в краны с помощью специальных устройств автоматического или ручного типов, поставляемых отдельно.

Среди марок, вошедших в Реестр [6], наши пасты не уступают другим по эксплуатационным свойствам, а по параметру «цена-качество» вне конкуренции, к примеру, цена пасты американской фирмы Sealweld составляет в среднем 18 тыс. руб. за килограмм, что в 30 раз дороже, чем наша паста. Ее продукцию закупают в незначительном количестве (не более 1-2 % от наших объемов).

Поддержание работоспособного состояния арматуры на должном техническом уровне осуществляется путем проведения технического обслуживания и ремонта (в трассовых условиях) в соответствии с действующей в «Газпроме» нормативной документацией – СТО Газпром 2-2.3-385-2009 «Порядок проведения технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры», которой предусматривается обслуживание всех основных узлов и деталей арматуры с приводом. Однако здесь необходимо отметить, что в соответствии с нормативами трудоемкости на проведение обслуживания арматуры численность эксплуатационного персонала, занимающегося ремонтно-техническим обслуживанием ТПА на линейной части МГ и КС, недостаточна. По этой причине часть арматуры не обслуживается годами практически до возникновения отказа. Такое положение недопустимо для обеспечения работоспособного состояния арматуры.

На сегодняшний день более 10% всего парка арматуры имеет срок службы более 30 лет, и 3 % – более 40 лет, поэтому в отрасли проводятся работы по диагностированию технического состояния, экспертизе промышленной безопасности с продлением срока службы (ресурса) ТПА на действующих объектах в соответствии с СТО Газпром 2-4.1-408-2009 «Методика оценки ресурса запорно-регулирующей арматуры».

Основной упор при диагностике арматуры делается на оценке ее технического состояния по таким параметрам, как герметичность в затворе, работоспособность привода и системы управления арматурой (дистанционного и ручного). Следует заметить, что лидером в вопросах оценки герметичности является ОАО «Оргэнергогаз».

Благодаря сложившейся на должном уровне системе технического обслуживания и ремонта в дочерних обществах ОАО «Газпром» на протяжении ряда лет количество ТПА, требующей ремонта и замены, не превышает 1%.

В настоящее время в рамках совершенствования нормативной базы системы технического обслуживания и ремонта назрела необходимость разработки нормативного документа по расходу паст для постоянного поддержания работоспособности арматуры, а также частоты этих набивок.

Многолетний опыт, накопленный в ОАО «Оргэнергогаз», по диагностике и обслуживанию ТПА на МГ, показывает, что немаловажную, а зачастую и определяющую роль в продлении срока службы арматуры играет монтаж, пуск и наладка арматуры и приводов к ней перед вводом в эксплуатацию на строящихся объектах [2]. На сегодняшний день это стало актуальным в связи с раздельной поставкой арматуры и приводов на строящиеся объекты, а также качеством проведения строительно-монтажных работ.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Многолетний опыт эксплуатации запорной арматуры на МГ показывает, что надежное и безопасное ее функционирование в течение всего срока эксплуатации МГ возможно только на основе неукоснительного соблюдения норм системы технического обслуживания и ремонта при нормативных трудозатратах эксплуатационного и сервисного (привлеченного) персонала.
2. Недопущение неустранимой негерметичности по затвору (в противном случае – вырезке крана из газопровода) возможно при его регулярном диагностировании и набивке высоковязкой уплотнительной пасты в уплотнительную систему крана (при допустимых суммарных трудозатратах).
3. Использование высоковязких уплотнительных паст для поддержания герметичности арматуры позволяет существенно увеличить срок безопасного и надежного функционирования этой арматуры. Он может составить 40-50 лет без вырезки ее из газопровода.
4. В процессе набивки крана высоковязкими уплотнительными пастами набивочными устройствами можно осуществлять диагностирование герметичности уплотнения крана и оценить возможность его дальнейшей эксплуатации (по расходу уплотнительной пасты).
5. Опыт применения уплотнительных паст в дочерних обществах ОАО «Газпром» показал, что они в части герметичности практически решили проблему обеспечения работоспособности шаровой запорной арматуры на весь жизненный цикл эксплуатации МГ. Здесь необходимо совместно с ОАО «Оргэнергогаз» доработать СТО Газпром 2-2.3-385-2009 «Порядок проведения технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры».

Литература:

1. Колотовский А.Н. Эксплуатация запорной арматуры на объектах магистральных газопроводов ОАО «Газпром». Арматуростроение № 2, 2006.
2. Захаров А.В., Сухолитко А.А. Герметичность – основной параметр при оценке технического состояния трубопроводной арматуры. Территория нефтегаз, № 12, 2013.
3. Колотовский А.Н., Топилин А.В. и др. Основные критерии вывода ГРС в капитальный ремонт и техническое обслуживание ТПА на объектах транспорта газа. Газовая промышленность. Спецвыпуск. Надежность и ремонт объектов ГТС, (720/2015), с. 23-26.
4. Лыков О.П. и др. Защитные свойства смазочно-уплотнительных материалов для запорно-регулирующей арматуры газопроводов. Территория нефтегаз № 10, 2006.
5. Трофимов Е.В. и др. Применение уплотнительных паст – необходимый элемент обеспечения длительной технической герметичности ТПА на МГ. Газовая промышленность № 9, 2014.
6. Рекомендации по использованию уплотнительной пасты 131-435 КГУ типы 0-8 ООО «Орггазнефть», Москва.
7. СТО Газпром 2-2.3-385-2009 «Порядок проведения технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры».
8. Реестр материалов, технические условия которых соответствуют техническим требованиям ОАО «Газпром» при выполнении работ по диагностике и ремонту объектов транспорта газа. Дополнение к реестру от 01.09.2008 по состоянию на 15.03.2011.

Скачать электронную версию журнала Трубопроводной Арматуры«Вестник арматурщика», выпуск №5 (25) 2015 , можно здесь

Если Вы хотите разместить свой обзор или интересную статью, Вы можете прислать её нам воспользовавщись формой обратной связи.

Обязательным условием размещения материала является соответствие тематики трубопроводной арматуры и инженерным системам.

Монтаж, замена шарового крана в Балашихе

Мастер приедет и решит Вашу
проблему через 1-3 часа

Вызвать мастера

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут

мастеров в Балашихе

заказов выполнено в Балашихе

довольных клиентов в Балашихе

ГорМастер отзывы клиентов

Почему жители Балашихи обращаются к нам?

Лучшие специалисты

Все мастера русские, с опытом работы от 2х лет, без вредных привычек

Ремонт в день обращения

Работаем без перерывов и выходных

Качество и оперативность

90% работ выполняется нашими специалистами в течении ОДНОГО часа

Чистота и порядок

После себя мастера не оставят следов от проведенного ремонта

Выезд мастера на дом

Мастер приедет в любое удобное для Вас время

Гарантия

1 месяц гарантии на все выполненные работы

Цены на монтаж шарового крана

ОписаниеЦена
Выезд на дом, в офис
В случае оказания услугибесплатно
В случае отказа/переноса485 руб.
Демонтаж кранаот 194 руб.
Монтаж шарового крана на стоякеот 679 руб.
Установка шарового крана на трубахот 291 руб.
Установка крана с фильтромот 1 164 руб.
Прочие услуги по установке сантехники

Все мастера работают по договору подряда, поэтому несут финансовую ответственность за предоставленные услуги

Мастера-профессионалы Балашихи работают по ценам нашего сервиса, а не по своим завышенным

Стоимость работ согласовывается на этапе диагностики, без согласования работы не начнутся

У нас много мастеров, поэтому мы можем решить проблему клиента в течение 2-3 часов или когда ему удобно

Популярные услуги в Балашихе

Отзывы клиентов

Монтаж, замена шарового крана в Балашихе

Часто в квартире или доме случаются резкие скачки давления в системах водоснабжения. Кроме этого, никто не застрахован от аварий, случающихся и в частной, и в централизованной сетях. Эти причины диктуют людям необходимость установки устройства, которое бы оперативно перекрывало подачу воды – шарового крана. Мастера службы сервиса ГорМастер в Балашихе идеально справятся с установкой изделия!

Почему обращаются к нам?

  • Использование в работе новейшего оборудования и модернизированных инструментов.
  • Работники выполняют любые задания оперативно и динамично.
  • На все услуги действует гарантия сроком на 1 месяц.
  • Возможен срочный выезд мастера на дом. Вы сами выбираете удобное для вас время.
  • На услуги сервис устанавливает фиксированные цены. Работники не могут их завысить.

Этапы монтажа шарового крана

1. Перекрытие водоснабжения на всем протяжении стояка. Для этого надо предварительно получить разрешение от коммунальных компаний на отключение системы снабжения водой. Мастера подготавливают все инструменты и материалы, которые пригодятся в процессе установки крана.

2. Внешний вид крана определяет место его установки на выбранной проводке. Перед началом установки шарового крана мастера смотрят на стрелку, имеющуюся на маркировке. Направление ее должно совпадать с направлением движения воды. Данное условие обеспечивает нормальную работу системы. Заранее выбирайте модель с нужной резьбой. Мастера определяют тип изделия, которое вы приобрели:

  • Резьба расположена с 2 сторон снаружи;
  • Находится с 2 сторон на внутренних деталях;
  • Разная с обеих сторон;
  • С 1 стороны поставлена американка, а другая стоит внутри.

Во моменты устройства водопроводной или отопительной системы мастера сначала размечают место, куда они будут устанавливать арматуру. Труба отрезается в том же месте. Затем она покрывается резьбой необходимых параметров. Изделие накручивается на несколько оборотов.

3. Если мастерам предстоит заменить шаровой кран, сначала они демонтируют старый, хорошо очистив резьбу от устаревшего льна. Затем накруткой закрепляют новое устройство.

4. Монтаж изделия производят только после намотки на резьбу строительной ленты или льна, имеющего пасту для уплотнения. Это обеспечит герметизацию полученных стыков. В процессе мастера следят за тем, чтобы направление намотки соответствовало стороне накручивания элемента на трубы. По завершении монтажных работ специалисты еще раз убеждаются в том, что ничего не мешает беспрепятственному повороту ручки вашего изделия. Открытую резьбуна другом конце шарового крана обязательно надо закрыть герметизирующим составом или прикрутить на него фланец, взятый с трубы. Работа тяжёлая, потому что все прикручивается достаточно туго. Только после этого можно подавать воду.

Чтобы установить шаровые краны на системы водоснабжения или отопления, позвоните по телефону горячей линии службы сервиса ГорМастер в Балашихе! Наш менеджер ответит вам и назначит специалиста.

Ссылка на основную публикацию